Зихру Торат Моше — 39 работ — Работа первая: сеять (зореа)

Дата: | Автор материала: Рав Авраам Данциг

1164
сеять зореа

Работа первая: сеять (зореа)

1. Известно, что сеют для того, чтобы проросло, – и поэтому любое действие, способствующее росту растений, является производной работой от основной работы «сеять». В связи с этим запрещено выливать воду на семена или под деревья, чтобы они росли. И даже омывать руки в таком месте тоже запрещено, ведь, несмотря на то, что он намеревается только омыть руки, это – «псик рейша» (т.е., независимо от его воли вода попадет на растения и будет способствовать их росту). Но разрешено мочиться на траву, так как это не способствует ее росту. Вообще, лучше устрожить и не устраивать в Шабат трапезу в саду – ведь и помимо опасения пролить воду на растения, в саду есть дополнительный запрет: там запрещено переносить вещи, как будет объяснено далее, в главе 43.

2. Следует остеречься, чтобы не бросать семена в место, куда попадают дожди. А если он бросает семена для кур, то не следует бросать больше той порции, которую они съедят за один день.

Но если в этом месте ходят люди, то бросать там зерна разрешено, ведь, поскольку земля утрамбована ногами, зерна не прорастут.

3. Запрещено из Торы замачивать пшеничные, ячменные и другие зерна в воде – ведь, как известно, благодаря этому они прорастают. Но можно замачивать только количество, необходимое для того, чтобы немедленно дать в корм скоту, так как он не имеет в виду, что эти зерна прорастут, – и они действительно не прорастут, но будут съедены скотом (Хаей Адам, Илхот Шабат, 11:2).

4. В Шабат запрещено ставить ветки деревьев или цветы в воду. Но если на ветках нет цветов, их разрешено возвратить в воду, – однако добавлять воду все же запрещено. И есть законоучителя, которые считают, что разрешено изначально ставить такие ветви в кувшин с водой, приготовленный с кануна Шабата, а запрещено только добавлять воду. И возможно, что на это можно положиться в том случае, если забыл поставить их в воду в канун Шабата (Мишна Брура, 336:54, Шаар а-Циюн, 48).

5. Тот, кто берет сосуд, в котором выращивают лук и т. п., или дерево, выращиваемое в доме, и ставит во дворе или в саду, –  ответственен по закону Торы, так как это – тоже работа «сеять». Ведь вначале у данного растения не было возможности питаться из земли, а теперь оно питается из земли. (Однако в ряде случаев этот запрет касается даже цветочных горшков, не имеющих отверстий. Примечание редактора книги).

И знай, что посеявший даже мельчайшее количество посевного материала, ответственен по закону Торы.

Работа вторая: хореш (пахать)

1. Известно, что пашут для того, чтобы разрыхлить землю, а также заровнять ямки и сделать место ровным. Следовательно, тот, кто копает в поле или проводит бороздку в земле, даже самую мелкую, или срывает маленькую кочку, или заполняет землей ямку в поле, – ответственен по закону Торы. И также любое действие, совершаемое для того, чтобы улучшить или выровнять землю, является производной работой от основной работы «пахать», – например, удобрение поля или очистка его от камней.

Из книги «Зихру Торат Моше», издательство «Тора Лишма».


http://www.beerot.ru/?p=37937