Глава 2
Сними с себя подозрение (продолжение)
5. Если человек согрешил перед Всевышним, и сделал это втайне от других, не разрешается рассказывать об этом – ведь он должен стыдиться этого. Если он рассказывает, то это выглядит, будто он не считает свой грех таким уж тяжелым.
Однако в случае, когда нарушение произошло на глазах у других, необходимо раскаяться в содеянном и рассказать об этом тем людям, которые видели это нарушение, чтобы его поступок не показался им обычным и позволительным.
6. Если вы пытаетесь повлиять на своего товарища, чтобы отдалить его от различных нарушений, разрешается при этом упоминать о недавних его проступках и неудачах (по мере необходимости).
Но запрещено рассказывать о прегрешениях ближнего Всевышнему во время молитвы, ведь Всевышний любит тех, кто судит о евреях с лучшей стороны.
В наше время считается, что далеко не каждый вправе упрекать и критиковать своего товарища. Главный критерий здесь таков: насколько вы сами далеки от подобных нарушений, и насколько тот, к кому вы обращаетесь, готов принять ваши слова и задуматься – см. главу 13 о заповеди «тохаха».
Один раз, когда раби Йеуда а-Наси сидел и обучал Торе своих учеников, он почувствовал запах чеснока. Раби был чрезвычайно чувствителен к резким запахам, и запах чеснока мешал ему сосредоточиться. Ученики знали это, и обычно старались не есть ничего такого перед уроком.
– Пусть тот, кто ел чеснок, выйдет, – сказал раби. Встал раби Хия и вышел из зала. Увидев это, один за другим поднялись все ученики, и вышли вслед за ним. На следующий день сын раби встретил раби Хию и спросил, он ли был «нарушителем» на самом деле.
– Не случится подобного в народе Израиля, – ответил раби Хия. (Т. е. это был не он, но он вышел, чтобы не подвергать стыду того, кто ел чеснок).