Пути мира и добра — Запрет ненавидеть

Дата: | Автор материала: Рав Ицхак Сильвер

1773

Запрет ненавидеть (продолжение)

16. Если кто-то все время обижает и преследует вас, открыто показывая свою ненависть и желание навредить и причинить ущерб, и даже после увещевания не сожалеет о содеянном, то в таком случае Тора не обязывает относиться к нему с любовью и не запрещает ненавидеть такого человека в той же степени. В данном случае нет разницы, по какой причине человек преследует вас, и как все это выглядит в его глазах.

17. Неправильно считать, что Тора разрешила проявления ненависти, когда речь идет о конкурентах или завистниках. Если вы завидуете чужим успехам, это не значит, что запрет «не храни ненависти…» аннулируется. Мы не раз сталкиваемся с тем, что конкуренты не испытывают друг к другу любви и уважения, но это не должно быть примером для всех остальных. Ведь мы должны понимать, что все наши успехи или неудачи – от Всевышнего, и человек не может присвоить себе ни капли из того, что предназначено для другого. Так что для зависти и, тем более, ненависти просто нет места.

18. В случае разногласий между подходом к жизни и мировоззрениями (что бывает между представителями различных течений иудаизма, различных партий и т.п.), разрешается избегать общения – поскольку люди делают это не из ненависти, а, наоборот, чтобы уважать друг друга (хотя бы на расстоянии) и не вызывать лишних ссор.

Если вам по какой-то причине неприятно находиться рядом с другим человеком (от него неприятно пахнет, или он не столь чистоплотен, как вы), нельзя относиться к нему с презрением и ненавистью, но при этом разрешается избегать встречи с ним, если вы можете сделать это незаметно.

(Каждый человек обязан очень следить за собой, чтобы не делать того, что вызывает отвращение у других людей).

19. В вышеуказанных случаях следует остерегаться, чтобы не нарушить заповедь «любить ближнего как самого себя», и нужно помогать таким людям точно так же, как любому другому. Тем более, нельзя обижать или смущать их. Следует помнить, что обидеть или огорчить человека – это более серьезное нарушение, чем нанести ему финансовый ущерб.

20. Разрешается отдалиться от человека, если это происходит не по причине ненависти. Например, вы не видите для себя пользы в общении, или из-за взаимного непонимания, или из-за плохих качеств характера (чтобы не страдать от них, и, тем более, не перенимать их).

Даже если нет никаких особых причин, а просто вам неприятно общество этого человека – вы не обязаны общаться с ним, но нужно следить, за тем чтобы не огорчать его и не ненавидеть.

(Даже в семье, например, в отношениях между женатыми детьми и их родителями и т.п., иногда возникают ситуации, когда полезно несколько отдалиться, чтобы сохранить уважение друг к другу. Но это нужно делать, хорошо обдумав все возможные варианты, и обязательно посоветовавшись со знающими раввинами.)

Ненависть по отношению к злодеям

21. Не запрещено ненавидеть преступника и злодея, который, не обращая внимания на предупреждения, намеренно вредит себе и другим.

Если в еврейский суд (бейт-дин) пришли свидетели, видевшие нарушение, и эта информация становится открытой для всех, то теперь другим людям тоже не запрещено ненавидеть нарушителя.

Но, по мнению Рамбама, это правило относится только к тем случаям, когда свидетели предупредили нарушителя и пытались объяснить, что так делать нельзя. Но даже если все так и было, необходимо проверить, не раскаивается ли преступник в содеянном. Если он уже раскаялся, все обязаны продолжать считать его «ахиха» (близким, братом). И, соответственно, запрещено ненавидеть его.

По мнению «Сефер а-Хинух» запрет ненавидеть аннулируется, только если после многих предупреждений нарушитель продолжает следовать своим дурным привычкам.

22. Даже в случае, когда Тора разрешает относиться с ненавистью к злодею, ненависть должна быть направлена только на его плохие поступки, и не более того. Нельзя относиться ко всем его поступкам и к нему самому как к проявлению абсолютного зла.

В тех случаях, когда разрешается ненавидеть злого и подлого человека, нельзя настраивать других против него, рассказывать лашон а-ра (порочащую информацию) и, тем более, вредить ему. Исключением являются миним и кофрим, то есть люди, которые не принимают никаких основ веры и еврейской традиции и всячески пытаются искоренить любое проявления иудаизма. Те, кто пытаются переманить евреев к другой религии и ослабить их веру, относятся к категории людей, с которыми можно бороться любыми способами.

В городе Двинске жил еврей по фамилии Левин. Он владел небольшим заводом по изготовлению уксуса и был важным и уважаемым представителем еврейской общины. Молился он в синагоге раби Меира Симхи (автора книги «Ор самеах»), поэтому после его смерти дети пришли сюда, чтобы прочитать кадиш за душу покойного отца, а один из сыновей попросил разрешения вести молитву. На следующий день староста синагоги рассказал прихожанам, что до него дошел слух о том, что один из братьев курил в Субботу. Речь шла именно о том брате, который захотел вести молитву.

– Разве можем мы допустить, чтобы такой человек вел молитву?! – заявил староста синагоги.

Эта тема горячо обсуждалась среди прихожан, и, в конечном итоге, это стало известно и семье Левина. С тех пор нога сына больше не ступала на порог синагоги. Раби Меир Симха заметил его внезапное исчезновение и спросил, что произошло.

— Причиной тому слухи о курении в Субботу, – ответил староста, – он, наверняка, обиделся, услышав критику в свой адрес.

— Отправляйся к нему и скажи, что я хочу поговорить с ним.

Когда сын покойного вошел к раввину, тот начал успокаивать его, выказывая доверие и особое уважение.

– Сын мой, это все ложные слухи! Я совершенно не верю, что ты курил в Субботу. Не стоило тебе так резко реагировать на пустые разговоры легкомысленных людей. Продолжай молиться и читать кадиш по душе своего отца!

Своими словами Раби Меир Симха вернул его на правильный путь.

23. Написано в Торе (Шмот,  23:5): «Если увидишь, что осел твоего врага упал под своей ношей, разве оставишь его без помощи? Непременно помоги ему, и развьючьте осла вместе». Из этого стиха учат, что в случае, когда в помощи нуждаются два человека одновременно, в первую очередь нужно подойти к тому, кого ненавидишь. Тора вводит это правило для того, чтобы помочь человеку исправить свои качества. Данный закон распространяется на обычных евреев, к которым, как было сказано выше, запрещено испытывать чувство ненависти. В случае, когда речь идет о раше (преступнике, злодее), нет необходимости помогать ему в первую очередь.

24. Человек, который не оставил своих дурных привычек (например, продолжает есть некошерные продукты), но признается в своей слабости и не отрицает основ Торы, называется мумаром.

Несмотря на то, что его не запрещено ненавидеть, он по-прежнему принадлежит еврейскому народу, и все обязанности, которые евреи должны выполнять по отношению друг к другу, относятся и к нему: т.е. ему обязаны помогать, выкупать его из плена, как и других евреев, и т.п..

Однако запрещено проявлять уважительное отношение к тем, кто намеренно вредит другим или специально разжигает ссоры, настраивая евреев друг против друга, и, тем более, – помогать им.

25. В книге «Хафец Хаим» приводятся условия, при соблюдении которых разрешается относиться с ненавистью к нарушителю:

а) вы сами являетесь очевидцем нарушения, или в ваших руках все факты подтверждающие, что человек сделал это намеренно, или речь идет о человеке, который известен всем – но не по слухам и сплетням! – как регулярный нарушитель законов Торы;

б) вы поразмыслили над тем, в действительности ли это действие запрещено Торой или это только устрожение;

в) нарушителя предупредили и объяснили, что так делать нельзя, но он не обратил на это никакого внимания;

г) вы проверили, не приведет ли это к тому, что этот человек будет наказан в большей степени, чем это предусмотрено законом Торы.

26. Несмотря на то, что есть заповедь ненавидеть преступника и злодея (речь идет об отношении, а не о конкретных действиях с нашей стороны) в некоторых случаях Тора не обязывает отдаляться от него:

а) если вы видите, что сможете повлиять на него к лучшему;

б) если он оказывает вам какие-либо услуги, и вы не хотите отказываться от них и расстроить ваши отношения.

27. Однако если речь идет о человеке, который полностью отрицает основы Торы, то не запрещено ненавидеть его и отдаляться от него. При этом вы не обязаны из-за этого терять свой заработок, но следует быть очень осторожным, чтобы не приближаться без необходимости к таким людям и не попасть под их неблаготворное влияние. Кроме того, запрещается льстить им или одобрять вслух их мнения, отрицающие основы Торы.

28. В наибольшей степени следует проявлять осторожность в собственном доме. Ненависть и другие отрицательные эмоции могут очень навредить как самим супругам, так и их детям. Известно, что плохие отношения между мужем и женой напрямую сказываются и на уровне соблюдения ими заповедей. Ненависть и скандалы приводят к тому, что любовь, которая согревала их в начале, угасает, и их совместная жизнь становится невыносимой. Супруги начинают относиться друг к другу с презрением.

Дети, родившиеся в такой семье, не получат той необходимой основы и внутреннего стержня, благодаря которым закрепляются такие качества, как спокойствие, равновесие, доброжелательность и доверие. Все это будет серьезным препятствием на пути ребенка к духовному и Божественному.

Если жена ведет себя нескромно, и есть подозрение о ее связях с другим мужчиной, мужу не запрещается относиться к ней с ненавистью. Ему лучше отдалиться от нее и развестись. Если же все подозрения подтвердились, муж обязан развестись с такой женщиной.

Беспричинная ненависть

29. Тот, кто ненавидит ближнего без особой на то причины, может навлечь на себя много бед. Мудрецы говорили, что такая ненависть приравнивается к трем самым строгим запретам Торы (идолопоклонству, кровопролитию и прелюбодеянию). Именно из-за беспричинной ненависти евреев друг к другу был разрушен Второй Храм.

В Талмуде написано, что ненависть и скандалы могут привести к тому, что у женщины случится выкидыш, или дети будут умирать в раннем возрасте.

30. Если вы заметили, что кто-то относится к вам с ненавистью, попытайтесь выяснить истинную причину. Попросите прощения и сделайте ему что-то приятное, чтобы загладить произошедший инцидент. Часто проще всего обратиться к помощи общих друзей, чтобы они помирили вас. Иногда необходимо обратиться к раввину или в бейт-дин (еврейский суд), чтобы рассудить вас.

31. Если не удается помириться, и человек продолжает ненавидеть вас, нужно принять это, как испытание Свыше, и попытаться найти свою ошибку. Как только вы воспримете этого человека как посланника Всевышнего, вам гораздо легче будет простить его.

Существует мнение, что нельзя относиться с ненавистью к этому человеку, несмотря на то, что он всем своим видом пробуждает в вас подобные эмоции.

32. Если вы нарушили запрет «не храни ненависти…», но ваш ближний не узнал об этом, нет нужды просить у него прощения и рассказывать, о чем вы думали или что собирались сделать. Это может только привести к конфликту. Однако это не освобождает вас от обязанности раскаяться в содеянном.

Несмотря на то, что мысли и побуждения человека часто неизвестны другим людям, их невозможно скрыть от Всевышнего. Нам даны заповеди, для исполнения которых мы должны научиться управлять своими мыслями и эмоциями. Говорили мудрецы: «Кто достоин называться настоящим героем? Тот, кто умеет сдержать себя и не следует за своими дурными побуждениями». Конечно, человеку очень тяжело работать над своим качествами, когда вся его жизнь полна стрессов и переживаний, лишений и тяжб. Тем не менее, мы обязаны уделять время внутренней работе, чтобы приблизиться ко Всевышнему и в совершенстве выполнять Его заповеди.

Из книги рава И. Сильвера «Пути мира и добра»


http://www.beerot.ru/?p=37941