Законы отделения халы от теста — Порядок выполнения заповеди

Дата: | Автор материала: Рав Лейб Нахман Злотник

6167

Продолжение

В каких случаях существует обязанность отделять халу

Халу отделяют только от теста, из которого собираются выпекать продукты для употребления в пищу человеком, но не для другого использования.

От приобретенного у нееврея (кошерного) теста не обязаны отделять халу. В случае, когда мука принадлежала еврею, халу отделяют, даже если процесс замеса осуществил нееврей. Еврей, который замешивает свое тесто для нееврея, обязан отделить от негохалу.

От теста, освященного святостью седьмого года, также обязаны отделять халу.

Халу обязаны отделять только от теста, замешанного из муки пяти видов злаковых культур: пшеницы, ржи, полбы, ячменя и овса. В Торе сказано, что халу отделяют от хлеба, а хлебом в Торе считается продукт, испеченный из этих видов злаков. В случае, когда тесто замесили из нескольких видов муки, например, из рисовой или кукурузной и той, которая принадлежит к пяти видам злаков, если вкус злаков ощущается в испеченном продукте, то от такого теста обязаны отделить халу. Для того чтобы определить, обязаны ли отделять халу, не произнося благословение, объем муки высчитывают исходя из общего содержания разных видов, а для того, чтобы определить, обязаны ли отделить халу с благословением, – исходя из содержания в тесте муки из пяти видов злаковых культур, упомянутых выше. В случае если вкус злаков не ощущается,  отделять халу не обязаны.

От теста, замешанного на воде, молоке, пчелином меду, вине и оливковом масле, халуотделяют с благословением. От теста, замешанного исключительно на взбитых яйцах, натуральном соке или любом виде масла, кроме оливкового, без добавок воды или других жидкостей, отделяют халу, не произнося благословение. Если при замесе использовали хотя бы немного воды, то с благословением. В случае если помимо взбитых яиц и натурального сока при замесе использовали вино, молоко, пчелиный мед или оливковое масло, и они составляют большинство жидкости, входящей в состав теста, то халу отделяют с благословением.

Обязаны ли отделять халу от теста, помимо прочего зависит и от того, сколько было использовано муки для его приготовления. Обязанность отделения халыустанавливается в соответствии с объемом муки, находящейся в тесте во время замеса. Поэтому, если объем муки, который использовали для замеса, был меньше того объема, от которого обязаны отделить халу, то даже если затем тесто «поднялось» и занимает большой объем, от него не обязаны отделять халу.

Сефарды отделяют халу от теста, содержащего 1470 грамм пшеничной муки, не благословляя на отделение халы, а если в тесте есть 1666 грамм муки, то с благословением. Большинство ашкеназов отделяют халу, если в тесте есть 1200 грамм пшеничной муки, а с благословением отделяют халу от теста, в котором есть как минимум 2250 грамм пшеничной муки. Когда говорится о ячменной муке, халуотделяют, не благословляя, начиная с 1050 грамм. С благословением: сефарды, начиная с  1240 грамм, а ашкеназы – если в тесте наличествует 2084 грамма ячменной муки. В случае если тесто было приготовлено из полбы, и содержание муки в нем было 1175 грамм и больше, то халу отделяют, не благословляя. Если в тесте наличествует 1640 грамм муки, то сефарды отделяют халу с благословением, а если муки 2205 грамм, то и ашкеназы отделяют халу с благословением. В тесте, замешанном из ржаной муки, содержание муки соответственно 1040 грамм – не благословляя; 1390 грамм с благословением для сефарда и 2031 грамм, – для ашкеназа. Когда речь идет об овсяной муке, то 890 грамм – без благословения; с благословением: для сефардов 1179 грамм, а для ашкеназов – 1805 грамм муки. Для того, чтобы избежать неточностей в измерении содержания муки, в случае отделения халы с благословением, к указанным мерам всякий раз следует прибавлять как минимум 100 грамм муки.

Если муку просеяли таким образом, что в ней остались отруби, то для того чтобы определить, обязаны ли отделить халу от теста или нет, учитывается общий объем муки с отрубями. В случае если отруби были отсеяны, они не восполняют объем муки, даже если их засыпали обратно и перемешали с мукой.

Содержание муки в тесте, как правило, около 70 процентов, а в готовом изделии – около 60 процентов. Поэтому в случае, когда замесили тесто или испекли из него продукт, и неизвестно, сколько муки для этого было использовано, для того, чтобы определить обязаны ли отделять от теста или от продукта халу, и если да, то благословляют при этом или нет, делают расчет исходя из вышеприведенных пропорций.

Обязанность отделения халы распространяется только на такие ситуации, когда из теста собираются изготовлять печеные продукты, то есть, не используя при их приготовлении воду и другие виды жидкостей. От теста, которое замесили для того, чтобы приготовить из него вареные или пассированные в масле изделия (макароны, вермишель, блины, пончики), по закону не обязаны отделять халу. Тем не менее, если из теста крутого замеса (то есть когда тесто невозможно «перелить» из одного сосуда в другой) собираются готовить варенные или пассированные продукты, желательно отделить от него халу, не произнося благословение. В случае, когда тесто густого замеса готовили с тем, чтобы из него приготовить вареные или пассированные в масле изделия, а затем передумали и хотят готовить из него выпечку, от теста обязаны отделить халу с благословением. Таков же закон и в случае, когда тесто (в данном случае как жидкое, так и густое) было замешано с тем, чтобы из него приготовить выпечку, а затем передумали и хотят готовить вареные или пассированные изделия.

Если из одной части теста хотят приготовить печеные продукты, а из другой – вареные или пассированные в масле изделия, то халу отделяют, произнося благословение. В этом случае халу следует отделить от уже готового (испеченного) продукта.

Когда для приготовления используют лишь небольшое количество масла или маргарина только для того, чтобы изделие не подгорело, статус такой готовки в отношении законов отделения халы – выпекание.

От изделий, которые явно не считаются хлебопродуктом, как например, блины, не обязаны отделять халу. В вопросе о том, обязаны ли отделять халу от вафель, существует спор поским (законоучителей). От пельменей и вареников халу отделяют, не произнося благословение.

Ситуации, при которых отделяют халу от двух (или более) отдельных частей теста

От теста, замешанного из муки урожая одного года, не отделяют халу для теста, замешанного из муки урожая другого года. В этом случае от каждого теста отделяют свою халу.

Как упоминалось выше, от теста, замешанного в Земле Израиля, не отделяют халу в счет теста, замешанного в одной из стран диаспоры, и наоборот.

В случае, когда тесто, замешанное из такого объема муки, который обязывает в отделении халы, хотят разделить на несколько частей, закон может меняться в зависимости от ситуации. Если тесто было разделено для того, чтобы из него испечь для себя отдельные хлебобулочные изделия, от него обязаны отделить халу и произнести соответствующее благословение. От теста, которое разделили для того, чтобы из части его приготовить сейчас, а часть оставить на другой день, отделяют халу, не произнося благословение. Таков же закон в случае, когда тесто поделили на части для того, чтобы выпечь из них продукты с разными вкусами или разной начинкой. В случае, когда отделенные части теста собираются раздать (или продать) разным людям, и в каждой из этих частей нет содержания муки, обязывающего к отделению халыхалуне обязаны отделять. Если человек собирался раздать другим, но затем передумал и оставил себе или, наоборот, замесил тесто для себя, а затем решил раздать (или продать) его другим, он обязан отделить халу и произнести соответствующее благословение. Так же в случае, если раздавать разным людям будут уже готовую выпечку, от теста отделяют халу и произносят благословение.

Если замесили два отдельных теста одинакового состава с таким содержанием муки в каждом из них, которое обязывает в отделении халы, и из них предполагают готовить одинаковые продукты, то разрешено отделить халу от одного из них для обоих. В случае если из одного теста планируют печь хлеб, а из другого – иные виды выпечки, халыотделяют от каждого теста отдельно, произнося одно благословение для обоих отделений.

Два (или более) теста, которые положили рядом таким образом, что они прикасаются одно к другому и части их склеиваются между собой, считаются одним тестом. Исходя из этого правила, если две (или более) части теста, в каждом из которых по отдельности нет такого содержания муки, чтобы обязаться отделить халу, а общий объем содержащейся в них муки обязывает в отделении халы, поместили вышеуказанным образом, от них обязаны отделить халу. Таков же закон и в случае, если два теста или два готовых продукта положили вместе в один ящик, противень, пакет, коробку, морозильную камеру или обвернули сверху и снизу салфеткой. Этот закон верен только в том случае, когда оба теста или оба готовых продукта не находятся в упаковках, то есть ничем не отделены друг от друга, и человеку никак не мешает то, что они соприкасаются между собой. Но если их соприкосновение не желательно, как например, в случае, когда говорится о пресном и сладком или молочном и мясном тестах, они не считаются одним целым, и от них не обязаны отделять халу.

В отношении того, объединяются ли части теста и готовые изделия, если они находятся в предметах, объем которых, включая толщину их стенок, составляет 322 литра и больше, в предметах, присоединенных к стене или к полу, а также в духовке – существует спор законоучителей. Халу во всех этих случаях отделяют, не произнося благословение.

Не все виды теста могут «присоединяться». Так, тесто, замешанное из пшеничной муки, присоединяется исключительно к тесту, изготовленному из полбы. Тесто из полбы соединяется с тестом, приготовленным из любого вида злаков. Ячменное тесто – со всеми, кроме изготовленного из пшеницы. Тесто, замешанное из ржаной муки, соединяется с ячменным и полбяным. Тесто из овсяной муки – с тестом из полбы и ячменя.

Тесто, которое изначально было замешано из разных видов муки, является одним целым.

Тесто, от которого уже отделили халу, не «присоединяется» к тесту с неотделеннойхалой.

Если от теста, содержание муки в котором было таково, что от него не были обязаны отделить халу, отделили часть, эта часть не считается халой. Поэтому если такое тесто дополнят до объемов, которые обязывают отделять халу (исходя из вышеприведенных правил), от него должны будут отделить халу, произнеся благословение.

Отделение халы от мацы

Как правило, от машинной мацы, изготовленной под контролем знающего раввина, отделяют халу по всем правилам. От ручной мацы халу отделяют обычно после выпекания, и иногда эту заповедь оставляют на ответственность потребителя. Поэтому в каждом отдельном случае необходимо выяснять у раввина, следует ли отделять халу от мацы, и если да, то каким образом, и нужно ли благословлять на это отделение.

Порядок отделения халы

Некоторые перед отделением халы делают омовение рук, не произнося на него благословение, откладывают некоторую сумму для того, чтобы при случае передать ее неимущим и исполнить заповедь о цдаке.

Перед тем как отделить халу, произносят благословение. Ашкеназы благословляют: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, Который освятил нас заповедями Своими и заповедовал нам отделить халу» (некоторые прибавляют: «от теста») – «леафриш хала (мин а-иса)». Сефарды благословляют: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, Который освятил нас заповедями Своими и заповедовал нам отделить халу труму» — «леафриш хала трума». Между благословением и исполнением заповеди запрещено отвлекаться на посторонние разговоры.

Тора не задает конкретный объем для отделяемой халы, и даже если от теста отделить совсем немного, заповедь будет выполнена. Во времена, когда было возможно очищение, и коэны могли есть халу после очищения, мудрецы постановили, что следует отделять не менее 1/24 части от общего объема теста, которое замесили для личного использования, и не менее 1/48 части в случае, когда тесто замесили для продажи (пекарни, хлебозаводы). В наше время, когда халу Святой Земли не передают коэну, не действуют размеры установленные мудрецами. Поступающие согласно мнению автора «Шулхан Аруха» отделяют в качестве халы совсем небольшую часть теста. Те, кто следуют мнению Рамо, ашкеназского законоучителя, отделяют кусочек теста объемом в стандартный спичечный коробок.

Несмотря на то, что в наше время халу не передают коэну, в качестве халы следует отделять часть теста, которая, если ее испечь, была бы пригодна в пищу. Наряду с этим, это может быть худшая часть теста или готового продукта.

После того как отделили халу, объявляют: «Вот эта (часть теста) – хала»: «арэй зо хала» или «арэй зо хала трума».

В случае, когда есть сомнение, обязаны ли отделять халу, благословение не произносят, а отделив часть теста, только объявляют «арэй зо хала» или «арэй зо хала трума».

Есть очень красивые просьбы и молитвы, составленные специально для того, чтобы их произносить до и после отделения халы. Некоторые после исполнения заповеди отделения халы читают 25-ую и 34-ую главу из Теилим.

Так как хала запрещена в еду, каждый раз после отделения халы следует тщательно отмывать руки от теста, чтобы оно случайно не попало в пищу.

Отделенную халу, как это уже упоминалось выше, принято сжигать. Делать это следует так, чтобы хала не прикасалась к местам, до которых дотрагивается пища, то есть не на конфорке, не в духовке и, конечно же, не в посуде, предназначенной для еды. В случае, когда сжечь халу не представляется возможным, ее следует дважды обернуть бумагой или целлофаном и положить в мусор.

Если после того, как халу по всем правилам отделили от теста, но до того как ее успели сжечь или выбросить, она пропала, нет обязанности отделять от этого теста халуповторно.

Если, после того как ее отделили, хала смешалась с тестом и объем теста в 100 или более раз превышает объем отделенной части, то хала аннулируется в тесте и обязаны отделить халу заново. Если же пропорции объемов теста и халы меньше, чем 100 к 1, то нужно заявить в присутствии трех взрослых (старше тринадцати лет; подобно освобождению от обетов) евреев о своем желании аннулировать прежнее отделение, и чтобы та часть, которую отделили, не считалась халой [также изначально необходимо сожаление о том, что он отделил кусочек, который в итоге пропал; кроме того, отделивший должен понять и сказать, что если бы он знал, что этот кусочек смешается с тестом, он бы не делал его халой], а три человека, перед которыми делают заявление, говорят ему три раза: «Позволено тебе! Позволено тебе! Позволено тебе!» После этого отделяют халу заново, не произнося благословение. Это верно и в случае, когда из теста уже успели испечь продукт. Понятно, что такое исправление невозможно осуществить в Шаббат.

В случае, когда тесто замешивают из муки, которая до этого не соприкасалась с водой, и при замесе использовали исключительно яйца или фруктовый сок без добавок воды или других жидкостей, существует вероятность того, что тесто сохранило свою чистоту.Халу, отделенную от такого теста, запрещено уничтожать (в таком случае, как это упоминалось выше, отделяя халу, не произносят благословение). Поэтому для того, чтобы избежать сомнений, всегда следует использовать при замесе хотя бы немного воды, вина, меда, молока или оливкового масла.

Заключение

В книге «Зоар» (Шлах, 144а) приводится, что слово «Маген» – «щит» – является аббревиатурой имен трех ангелов – Михаэля, Гавриэля и Нуриэля, которые охраняют еврейский народ. А силы для этого они получают именно от заповеди хала, которую мы исполняем. В наши дни как никогда нам необходим нам надежный маген – щит – и от внешних врагов, и от внутренних. Да будет угодно Создателю защитить и охранить нас, благословить все начинания наши, послать материальное благополучие, крепкое здоровье, мир в доме, легкие роды, успех в воспитании детей, хупу тем, кто этого ждет, исполнение всех желаний, и многое другое, что, согласно нашим святым источникам, дарит Творец евреям в награду за исполнение заповеди отделения халы!


http://www.beerot.ru/?p=21277