Хафец Хаим — Законы лашон а-ра и рехилут — 44 — Правило 9 — Ситуации, когда нет запрета на рехилут Часть 3

Дата: | Автор материала: Хафец Хаим

2108

Правило 9 (продолжение)

13) Все, о чем говорилось выше, относится к ситуации, когда рассказчик знаком с душевными качествами пострадавшего и знает, что когда ему откроется обман, он ничего не станет делать обидчику сам, а обратится в суд Торы и поступит по решению этого суда. Но если рассказчик, на основании знакомства своего с пострадавшим, знает, что тот, когда откроется ему обман, учинит самосуд и насильно задержит обидчика, или вернет ему товар, или не заплатит деньги, которые остался ему должен, и все это – без решения суда, то нужно остерегаться и не сообщать ему. И для того, чтобы не было в сообщении речей запрещенных, должны быть исполнены три условия.

Первое: само по себе дело с обманом в данной сделке должно быть известно рассказывающим о нем напрямую, а не со слов других – в этом последнем случае рассказывать запрещено.

Второе: рассказывающих должно быть двое [по меньшей мере].

Третье: ущерб, причиненный обманщику вследствие их рассказа, не должен быть больше, чем он был бы в случае их свидетельства по этому же делу в суде. Но если они, зная потерпевшего, видят, что он причинит обманщику ущерб более значительный и не подчинится закону Торы, – запрещено открывать ему дело любым образом.

И вместе с пятью условиями, названными выше, всего получается восемь условий. Практически невозможно, чтобы все они оказались исполненными. Притом, даже если они будут исполнены, это поможет лишь в том отношении, что рассказ не будет иметь статус речей запрещенных. Но [если слушающий склонен к самоуправству] рассказчик, во всяком случае, преступает запрет помогать совершающим грех, поскольку по закону Торы слушающему запрещено предпринимать какие-либо действия вследствие того, что он услышал от рассказавших ему, и даже из уст многих людей. И этот запрет остается в силе все время, пока не будет дано о том деле свидетельство в суде и суд не даст потерпевшему разрешение на указанные действия, как объяснялось выше в правиле 6, (п. п. 9 и 10). Потому надо очень остерегаться и не открывать обман человеку, склонному совершать суд самому, без разрешения суда Торы (см. выше, правило 6).

А теперь, брат мой, смотри, как, из-за многих наших грехов, множество людей оступаются в этом. Например, человек покупает товар в магазине, совершив акт приобретения его в свою собственность по закону Торы путем «притягивания или приподнятия» [после чего сделка оказывается полностью завершенной]. Потом он показывает товарищу, чтобы тот оценил, стоит ли его приобретение уплаченных за него денег. А тот не только не хвалит купленный товар, но даже плохо отзывается о нем, говоря, что продавец очень обманул его. И не проверяет себя, верно ли то, что он сейчас говорит, с учетом цены такого товара в данный момент на рынке, а ведь цены там нередко меняются очень быстро. И также не проверяет, на сколько в точности был обман, и достиг ли он минимума, установленного в Торе [шестой части цены – чтобы можно было требовать у продавца возврата излишков]. И не проверяет также, когда произошел этот обман, ведь возможно, что уже прошел предельный срок [после которого уже нельзя требовать возвращения излишне уплаченных денег]. Это время, достаточное, чтобы покупатель мог показать товар какому-нибудь торговцу или кому-то из близких [для оценки его истинной стоимости]. Во всех этих случаях рассказ об обмане оказывается бесполезным и только порождает сильную ненависть в сердце пострадавшего к его обидчику, а рассказчик становится в полном смысле слова рохель[преступившим запрет на рехилут] – переносящим дурную молву от одного к другому.

И очень часто случается, что человек говорит о продавце дурное из ненависти к нему, а впоследствии выясняется, что товар стоил уплаченных за него денег. И очень часто продавец терпит из-за этого денежный ущерб – когда рассказчик подстрекает покупателя, говоря: «Пойди, верни этот товар продавцу, брось его перед ним! А если ты стыдишься сделать это сам, сделай через кого-нибудь другого! А если он не согласится принять его у тебя – не плати ему то, что осталось уплатить за этот товар, или то, что ты был ему должен прежде!» (И очень часто подобные действия противоречат закону Торы и являются, по сути, присвоением чужого или притеснением). Когда покупатель приносит товар продавцу, и тот не желает его принимать, говоря, что покупатель причиняет ему ущерб в нарушение законов Торы, это приводит к тяжкой ссоре между ними, оскорблениям и брани.

Смотри же, сколько зла творит тот рохель, преступивший заповедь (Ваикра, 19:15) «Не ходи как рахиль в народе твоем» (если не проверяет себя во всем, о чем мы писали выше), и заповедь (Ваикра, 19:14) «Перед слепым не создавай преткновения», когда он советует товарищу вернуть товар продавцу не по законам, установленным Торой, и прочее, приводя тем самым к распре и побуждая его к нарушению сказанного (Ваикра, 25:17): «И не обижайте [словом] друг друга», а также ряда других запретов из-за этой распри, не дай Б‑г. Потому нужно очень остерегаться, чтобы не вмешиваться в такого рода дела, не подумав хорошо и не проанализировав их в тех аспектах, о которых мы говорили выше. И если человек делает это, Б-г будет в помощь ему, чтобы не случилось по его вине ничего дурного.

(14) Если Реувену сделали что-то дурное не в согласии с Торой, он не знает, кто, и идет к Шимону спросить, кто это сделал ему, – тогда, даже если Шимон знает, что Реувен подозревает его, ему запрещено открывать Реувену имя сделавшего, даже если он видел сам; он может только ответить: «Я не делал этого».

[Примечание автора. Нужно только остерегаться и не выводить из этого правила облегчение на тот случай, когда Шимон был в числе ответственных лиц города, обсуждающих и выносящих решение по общественным делам. Тогда, даже если Шимон не был согласен с остальными и считает, что по вопросу, касающемуся Реувена, было вынесено неправильное решение после того, как его, Шимона, мнение было отвергнуто большинством при голосовании, а потом к нему приходит Реувен и спрашивает его, не был ли он в числе сторонников этого решения, и Реувен подозревает его в этом, – по закону Торы Шимону запрещено отвечать на этот вопрос, даже говоря: «Я не делал этого». И тем более нельзя прямо называть имена сторонников того решения; за это он получит статус рохель, как мы поясняли выше, в 1-й части книги, правило 2 п. 11, см. там.]

 Сказанное не относится к случаю, когда сделано такое, что даже если Реувен совершенно не подозревает Шимона и не спрашивает его, Шимон должен рассказать ему сам. Например, в ситуации, когда исполнены все условия, изложенные выше в начале этого правила, а также в п. 7. И это объяснялось выше, в 1-й части книги, правило 10 п. 17 в связи с законами злоязычия; см. там внимательно, поскольку все приведенные там суждения, как в отношении исполнения буквы закона, так и в отношении полного исполнения воли Небес, действительны также и здесь.

(15) А теперь поясним ситуацию, в которой оступаются многие люди, и из этого разумный человек извлечет урок, как ему вести себя в подобных случаях.

Бывает, что человек привозит в город товар на продажу, и к нему приходят много покупателей. Очень часто тот, у кого нет с собой денег, выбирает себе товар и просит не продавать его другим, пока он не вернется с деньгами. Тем временем приходят другие и очень упрашивают продать им то, что выбрал первый, и продавец уступает их просьбам. А потом, когда приходит первый и просит дать ему то, что он выбрал, продавец отвечает: пришел такой-то, и я не хотел давать ему тот товар, но он бросил мне деньги и забрал его. Я уступил, поскольку не хотел с ним драться. В такой ситуации продавец преступает абсолютный запрет Торы «Не ходи как рахиль в народе твоем». И хотя тот, кто упрашивал его отдать товар, выбранный первым, совершил большой грех [и за подобные поступки Гемара называет его раша – негодяй], тем не менее, после того как продавец продал ему и получил от него деньги, купля-продажа здесь, несомненно, – свершившийся факт, и нет никакой пользы в том, чтобы открывать первому покупателю имя второго. Продавец только вносит ненависть в сердце его, и это – рехилут в полном смысле слова. Это подобно описанному в правиле 1 п. 3, и закон [запрет открывать первому покупателю имя второго] во всех его деталях такой же, как в п. 14.

Тем более это верно в такой нередкой ситуации, когда второй покупатель не очень упрашивает, и продавец не сообщает ему, что уже договорился с кем-то о том товаре, и только ради собственной выгоды, по каким-то своим причинам отдает уже выбранный кем-то товар. Только ради того, чтобы первый покупатель не возмущался, называя его обманщиком, этот продавец перекладывает ответственность за сделанное им зло на другого. Нет сомнения, что он совершает огромный грех, поскольку теперь он – клеветник и виновен в нарушении всех запретительных и предписывающих заповедей, которые объяснялись выше во Введении.

Нужно очень остерегаться, чтобы не открыть первому покупателю имя второго, забравшего товар, даже если продавец хочет взять вину на себя и говорит: «Я сделал это по ошибке, и тот покупатель не знал, что я уже договорился с тобой раньше». Ибо очень часто бывает, что даже в такой ситуации у первого покупателя возникает ненависть ко второму, который оставил его без нужного ему товара. Продавец должен просто сказать: «Я по ошибке продал это другому».

Знай, что все, что мы писали в этой книге о великой осторожности в отношении греха злоязычия, относится к тому, кого [несмотря на возможные грехи и недостатки, которые есть у него] Тора называет амитеха – «ближним твоим». Но что касается тех, которые отрицают Тору Всевышнего, или хотя бы одну букву ее, или насмехаются над словами мудрецов, заповедь – разоблачать перед всеми их ложные взгляды и осуждать их, чтобы другие не учились их дурным делам.

Завершены правила, относящиеся к запретам злоязычия и рехилута!

Перевод – рав П. Перлов


http://www.beerot.ru/?p=23183