Тора и добрые дела — искупят грех

Дата: | Автор материала: Рав Элханан Буним Вассерман

1758

Сказал раби Йоханан: сказано в Мишлей (11:4): «Не поможет богатство в день гнева, а цдака (помощь нуждающимся) спасет от смерти». И сказано: «Не помогут сокровища злодея, но цдака спасет от смерти» (там же, 10:2). О каких двух видах цдаки идет речь? Один из них спасает от мучительной смерти, а другой – от страданий в Геиноме. Какой же вид спасает от Геинома? Тот, который упоминается вместе с «гневом» (эвра), как сказано: «День гнева – тот день» (Цфания, 1:15). А какой вид спасает от мучительной смерти? Когда дающий цдаку не знает, кому именно он дает, а получающий – не знает, от кого получает (Бава Батра, 10б).

«Какой вид спасает от мучительной смерти? Когда дающий цдаку не знает, кому именно он дает» на это можно возразить: наоборот, именно такая важная заповедь должна бы спасать от самых страшных мук мук Геинома?! Отвечает раби Ицхак: большинство заслуг защищают человека не в этом мире, а только после смерти. А в этом мире его могут защитить только особо важные заповеди, как учили в мишне (Пеа, 1:1): «Вот дела, плоды которых человек вкушает в этом мире, а основная награда за них – в Будущем мире». Поэтому сказано было, что <заслуга цдаки так велика>, что даже защищает от мучительной смерти – в этом мире! (Тосафот, там же).

Надо понять, что имели в виду авторы Тосафот: <если цдака спасает от мучительной смерти>, тем более она должна спасать от мук Геинома, в соответствии со сказанным в мишне «основная награда – в Будущем мире»? Это кажется непонятным, ведь сказано: «не возьмет взятки» (Дварим, 10:17), и имеется в виду «взятка заповедью» (Шаарей Тшува 1:47, от имени мудрецов). Т. е. нельзя сказать: то искупилось этим, поскольку <по закону абсолютной справедливости> человеку полагается получить сполна как награду за все заповеди, так и наказание за все прегрешения, и это относится ко всем заповедям. Как же тогда можно говорить о том, что цдака спасает от Геинома?

Однако уже объяснил рабейну Йона в «Шаарей Тшува» (там же): сказано «Цдакой и хеседом (добрыми делами) будет искуплен грех», и там говорится о человеке, который сделал тшуву, но все еще нужны страдания, чтобы полностью искупить его прегрешения, – в этом случае хесед и эмет (изучение Торы) помогут ему избежать страданий.

Перевод – М. Климовская


http://www.beerot.ru/?p=12061