Даат Твунот — 29 — Круговорот времен

Дата: | Автор материала: Рав Моше Хаим Луцатто

2108
упущенный момент
  1. Сказал разум: Ещё я объясню тебе значение времени, которое движется одинаково для всех людей[1]. И мы найдём в нём различия, связанные с самим течением времени, т.е. не с делами, которые в рамках этого времени произошли, а с самим конкретным временным периодом[2]. Это то, что сказал Коэлет (3:1): «Всему своё время и свой период для каждой вещи»[3]. Понятно, что и у этого явления должен быть соответствующий источник.
  2. Сказала душа: Я бы очень хотела ясно понять это.
  3. Сказал разум: Посмотри – каждая звезда и каждое созвездие оказывает своё, особенное влияние на этот низменный мир[4], ***** и тот, кто находится под влиянием одной звезды, не подвергается влиянию другой. И все получающие влияние получают его от своих источников, постоянно, где бы они ни находились.[5] Однако кроме этой особой функции (т.е. того, что они оказывают влияние на подвластных им) у звёзд есть ещё и власть в круговороте времён. Между двумя этими видами власти есть большая разница. Та власть, которой обладают звёзды над относящимися к каждой из них вещами – власть, затрагивающая саму суть объектов, подверженных их влиянию[6]; все аспекты этого объекта зависят от соответствующей звезды, и сама его суть с ней связана. Однако власть, связанная с круговоротом времён – власть общая, и находящийся у власти властвует над всем миром: как над созданиями, относящимся к нему, так и над теми, которые не относятся[7]. Но с другой стороны, эта власть не является полной ни над одним из созданий, и они (создания) получают от этой звезды только некоторую инициативу. Безусловно, эта власть тоже оставляет заметный след во всём Творении, ведь Всевышний ничего не делает напрасно. Однако не это является собственно действием звёзд, а их воздействие на создания, связанные непосредственно с ними.

Этот пример позволяет показать явления гораздо более высокие и скрытые. Мы видим, что Господь, благословен Он, создал множество ***** видов влияния для воздействия на созданных Им, – влияния, предназначенные для каждого из созданий, и кроме этого установил круговорот власти для всех этих видов влияний, т.е. сделал так, чтобы порядок смены их власти соответствовал порядку смены времён. Каждый день в правлении миром главенствует одно из влияний, и именно оно является общим и распространяется на всё Творение, хотя его действие в этой власти не является его главным действием, как оно действует на создания, непосредственно связанные с ним. И тем не менее во всех созданиях проявляется нечто, соответствующее этому влиянию, некие его следствия. От этого также зависит особенная святость праздничных дней, и все остальное, зависящее от времени[8]. Однако нужно различать то, что я тебе объяснил: разницу между специфическим воздействием каждого из влияний, не зависящих от времени, и его циклической функцией, не настолько существенной, чтобы затрагивать внутреннюю суть принимающих это влияние.

 Таким же путём создан человек со всеми периодами его существования, ведь ты уже слышала, что периоды жизни человека аналогичны порядкам высшего влияния. Ведь несомненно, что в каждый из периодов человек управляется тем влиянием, которому соответствует сам период, но не с точки зрения следствий, рождённых этими влияниями, а с точки зрения зрелости его тела и органов[9]. Я рассказал тебе достаточно для понимания и постижения истины в тех основах, о которых ты меня спрашивала, и больше мне добавить нечего.

[1] Есть источники влияний, которые господствуют в разные времена, и есть у них особенная власть над конкретными людьми, и называют их «мазалем» (судьбой). Вместе с тем, есть влияния, зависящие от смены времён, которые влияют на всех людей в одинаковой мере, как объясняется далее.

[2] Влияние, оказываемое в рамках различных периодов времени, действует как фактор, влияющий на результаты действий, совершаемых на фоне этого времени. (Например: духовный результат исполнения заповеди в будний день отличается от результата того же действия в Шабат).

[3] См. в конце п.160.

[4] Так сказано в книге «Путь Всевышнего»: «Все аспекты материальных явлений имеют свои корни в «отдалённых» (духовных) силах. Там они укоренены всеми способами, которыми должны укореняться. Однако затем они должны реализоваться и перенестись в материальность в той форме, в которой они должны там существовать. Для этого приготовлены ***** колёса (сферы) и их звёзды, через них проходят и осуществляются внизу, в материальности, все те аспекты, которые возникли и были приготовлены вверху. Вместе с тем, ещё одно свойство установил Творец для звёзд. Также и события, происходящие с созданиями, и их достижения, после того, как они приготовлены вверху, проследуют посредством звёзд вниз, в той форме, в которой они должны произойти. Например: жизнь, богатство, мудрость, потомство и т.п. – всё это приготовлено вверху в корне (т.е. в принципе) и реализуется внизу, в соответствующей форме, посредством звёзд. И все материальные создания связаны властью звёзд, согласно порядку их обновлений и согласно влиянию, исходящему из этой системы, и согласно связи с ней каждого человека.»

[5] Например: рождённый под властью звезды Маадим находится под его влиянием даже тогда, когда другое созвездие правит миром.

[6] Она определяет сущность и свойства созданий, находящихся под властью этого влияния, каждый в соответствии с «мазалем», определённым ему. Например: человек, рождённый под звездой Маадим («кровавая звезда», Марс) имеет склонность к жестокости и может пролить кровь. Он должен использовать эту склонность ради добра – стать шойхетом или моэлем, как объясняет Талмуд (Шабат 156:1). Это и есть значение особенной власти звёзд над созданиями, рождёнными под ними.

[7] Есть общее влияние звезды ***** на всё Творение в то время, когда звезда находится у власти. Например, в то время, когда господствует Маадим (см. выше), существует определённая склонность к жестокости во всём мире.

[8] Есть люди, удостоившиеся постоянного влияния святости (в соответствии со своей ролью), которой другие удостаиваются только в определённое время, например, в Шабат или в праздник. Это подобно тому, как звёзды оказывают особенное влияние на определённых людей, а с другой стороны оказывают общее влияние на всех людей во время своего господства.

[9] Этапы развития ***** и взросления человека, его детство и зрелость аналогичны изменениям влияний в разные времена. Как человек переходит из детства, когда его тело и разум ещё не развиты, к зрелости и развитию телесности и духовности, так же есть разница между влияниями в разные времена. Есть время, когда святость ограничена – будни, а есть время усиления святости – Шабат и праздник.


http://www.beerot.ru/?p=71775