Даат Твунот — 18 — Порядок исправления мира

Дата: | Автор материала: Рав Моше Хаим Луцатто

3566
стремление к миру
  1. Сказал разум: Теперь обратимся к порядку исправления мира[1]. Как ты уже слышала, в начале, когда создал Всевышний влияние, необходимое для существования природы, а прекращению этого влияния ещё только предстояло возникнуть[2], – уже тогда Его истинным намерением было, чтобы влияние это не было вечным и прекратилось со временем[3]. ***** Мы уже объясняли это[4]. Однако при создании исправленного влияния, которое будет вечным[5] и породит следствия, необходимые для мира, истинным намерением Творца было отдалить от него уже существующее зло. Как ты видишь, это намерение противоположно первому[6]. И то, что Творец перевернул Своё намерение и пожелал приносить и поддерживать добро, и защищать добро от зла – основа для существования такого явления, как исправление Творения.

И создал Господь, благословен Он, все качества и ступени этого влияния, каждую ступень с соответствующим ей исправлением, и единственное Его намерение – на каждой ступени порождать только добро и удалять с неё зло, то есть то отрицание, которому изначально предопределено падение, и так на каждой из ступеней[7]. Таким образом Творец постепенно подготовил все ступени своего влияния. И на каждой из ступеней необходимо было сделать одно и то же, а именно: а) перевернуть намерение, обратив его к одному только исправлению – порождению созданий; б) отдалить от данной ступени уже существующее «прекращение»,  дабы оно не уничтожило влияние снова[8]. Однако полностью уничтожить зло Всевышний тоже не собирался, но только отдалить его так, чтобы оно существовало всё время, пока будет необходимо для созданий. И поддержание зла происходит только силой Всевышнего, благословен Он, поскольку Он один создаёт добро и зло, просто просто поддержка зла – это явление более низкое относительно Его влияния и провидения[9].

И выходит, что прежде всего упорядочил Всевышний все ступени своего влияния в соответствии с тем, что необходимо для существования мира, ступень за ступенью, а затем соотнёс с этим создание зла во всех его деталях и аспектах[10]. ***** Зло содержит в себе все детали, параллельные положительному влиянию, поскольку для каждого компонента положительного влияния создана и его «отмена». И от каждой из частей положительного влияния отдалена её отмена[11], но не уничтожена совершенно. Вместе с тем все виды отмены, относящиеся ко всем компонентам положительного влияния, по сути являются одним и тем же – общим злом[12]. И любое зло соотносится только с самым низким уровнем каждого из компонентов влияния Всевышнего. Поэтому, например, когда исправляется высшая ступень влияния Творца, благословен Он, то его отмена изолируется и удаляется от него, и хотя и не уничтожается совсем, но может осуществиться только на самом низком уровне, соотносимом с этим влиянием. Когда, в свою очередь, исправляется вторая ступень, то отдаляется и её отмена, и всё её существование остаётся возможным только в самом низу. Однако поскольку сама вторая ступень по сути своей ниже, чем высшая, то зло на этой ступени ближе к осуществлению, чем на высшей ступени[13]. А на третьей ступени – ещё ближе, и так далее, до самой последней из ступеней[14].

 Поэтому скажем так: как только захотел Святой, благословен Он, исправить влияние совершенно, упорядочил добро и зло, каждое в особом порядке. ***** И порядок добра постепенно исправляется, ступень за ступенью, а зло с начала исправления находится в подвешенном состоянии[15], пока не опустится на самую низкую ступень, где окажется весь порядок зла со всеми его деталями. Ведь с самого начала существовало намерение принизить существование зла таким образом, чтобы не было его нигде, кроме самой нижней ступени создания. И само принижение зла – это одно из величайших исправлений, которое уже есть в мире, поскольку благодаря этому добро всегда на порядок сильнее зла[16]. И ради этого в самом начале установления порядков Всевышний отставил порядок добра в одну сторону – чтобы исправить его, а порядок зла – в другую сторону, чтобы принизить его, ступень за ступенью. Потому что по мере исправления порядка добра порядок зла опускается всё ниже и ниже, и когда порядок добра достигнет совершенства, зло окажется уничтоженным окончательно, а мир будет исправлен как следует. И это даёт нам возможность понять фразу «наполнюсь её разрушением», сказанную Йехезкелем (26:2), которую упомянули Мудрецы наши (Мегила 6:1)[17]. В этом – общий смысл служения человека, поскольку Всевышний создал добро и зло, и принижение зла зависит только от усиления добра, или наоборот, упаси Господь! И Святой, благословен Он, указал нам те действия, которые усиливают добро и из которых само собой следует принижение зла и всех его порядков, в результате чего мир будет совершенно исправлен.

  1. Сказала душа: Слова твои ясны мне, и порядок этот, основанный на глубокой мудрости, помогает понять качества Всевышнего, благословен Он, так чтобы происходящее в мире не выглядело случайностью[18], а было понятно, что всё устроено в глубокой мудрости ради достижения совершенной цели. *****

[1] Здесь Рабейну объясняет, что в начале Творения для человека была приготовлена возможность исправить себя и всё Творение, однако ещё раньше была приготовлена возможность существования и развития зла.

[2] Поскольку изначально установлено, что первое Творение в будущем прекратит своё существование из-за разрушительной работы зла, а затем вновь возродится для вечного существования.

[3] Другими словами, для того, чтобы существовала возможность разрушения Творения посредством зла, Творение изначально не было создано совершенным, т.к. прекратить своё существование может только несовершенное создание, как объяснялось ранее (начало п.118): «Несмотря на то, что Всевышний привнёс в мир…». *****

[4]В п.118.

[5] Просуществует всё то время, которое установлено для служения, и зло не возобладает над ним всё это время.

[6] Первоначальным намерением было создать зло, обладающее разрушительной силой. Началом исправления было кардинальное изменение намерения, т.е. новым намерением стало отдалить зло от разных частей Творения, в которых оно было замешано, чтобы спасти их от уничтожения, как будет объяснено далее.

[7] После того, как зло утвердилось на всех ступенях, оно удаляется с них, ступень за ступенью.

[8] После того, как зло утвердилось на всех ступенях и привело к их отрицанию, намерение изменилось на противоположное: во-первых, распространить влияние существования на всех ступенях; во-вторых, отдалить от них зло, чтобы они не прекратили своё существование вновь, когда зло усилится.

[9] Зло не удалено совсем, просто его сущность принижена, оно отдалено до последней ступени и воля проявленая для его осуществления относительно слаба и низка.

[10] У всякой ступени есть зло, относящееся к ней; иными словами, злу дана возможность существовать на этой ступени. *****

[11] После того, как на всех ступенях возникла возможность уничтожения и появилось зло, оно начинает удаляться с них, ступень за ступенью.

[12] Зло существует параллельно всем ступеням, поскольку сначала оно существовало на всех ступенях, однако все части зла «по сути являются одним и тем же – общим злом», которое происходит из-за сокрытия лица, и после того, как оно было принижено, оно существует только на самой нижней ступени – как порождение самого слабого, последнего уровня влияния (смотри выше, п.108).

[13] Другими словами, на второй ступени зло ближе к реализации, чем на первой, т.к. от первой ступени оно удалено дальше, а на третьей ближе, чем на второй, и т.д. Поэтому всё, что ближе к последней ступени, на которой зло остаётся постоянно, более подвержено его влиянию.

[14] Итог. Сначала зло присутствовало на всех ступенях, даже на самых высоких, поскольку «одно напротив другого сделал Всесильный», и зло было в силах уничтожить эти ступени. Началом исправления было отдаление зла и понижение его со ступени на ступень, до тех пор, пока оно не осталось только на самой нижней ступени. Это и есть приготовления, сделанные в самом начале Творения для того, чтобы создать возможность выбора и служения. Следовательно, мы учим, что, с одной стороны, зло принижено, и когда человек усиливает добро, он ещё больше ослабляет и уменьшает силу зла. Но с другой стороны, поскольку сначала у зла было место и на высших ступенях, существует возможность, что из-за грехов людей зло снова распространит свою силу и вернётся на высшие ступени. *****

[15] Пока не укоренится на предназначенном ему постоянном месте.

[16] В результате принижения зла сила воздействия добра оказывается ещё большей.

[17] Как сказали в этом трактате Мудрецы: «Если полна (т.е. находится в силе) эта (Кейсария, т.е. столица империи) – разрушена эта (Иерусалим)..» И ещё сказали: «Цур наполняется только от разрушения Иерусалима» (Раши, Берейшит 25:23). Это значит, что после того, как зло принижено и отброшено с высших ступеней, оно может вернуться и распространиться снова только посредством разрушения святости. А от усиления святости из-за выполнения каждой заповеди зло отдаляется и принижается ещё больше, и так до полного исправления Творения.

[18] Все возможности – как блага, так и зла – уже приготовлены с самого начала Творения в его законах и основах, и это великое правило, объяснённое в этой книге: все условия и причины развития и усиления добра и зла приготовлены и упорядочены изначально. Далее объясняется, что подобно этому приготовлены изначально все состояния исправленного или разрушенного Творения и все возможности награды и наказания. Всевышний открыл нам всё это, чтобы мы узнали пути служения, которые приготовлены нам, и поняли, как пользоваться ими. *****


http://www.beerot.ru/?p=71750