Кунтрес а-Хесед — Эссе о благодеянии — Главы 10-12

Дата: | Автор материала: Рав Элияу Элиэзер Деслер

1579

Глава 10. Как излечиться от вредных амбиций

В предыдущей главе мы обсуждали, как привить себе чувствительность и как научиться сочувствовать другим. Теперь мы поговорим о том, как избавиться от вредных стремлений.

С самого начала заметим, что это – серьезнейший вопрос! Ведь амбиции в материальной области – это порождение дурного начала. Предположим, что на практике нам удалось заставить себя перестать постоянно стремиться к материальному благополучию. Но кто может перебороть свое сердце, которое продолжает грезить о материальном?!

Наши мудрецы уже открыли нам ответ на этот вопрос. Они сказали (Санедрин, 107а): «Если будешь его кормить, он будет голодать. Если будешь морить его голодом, он будет сыт». Это означает, что самый верный способ излечиться от стремления к материальному благополучию и богатству, которое является производной стяжательства, – это лечить голод голодом!

Другими словами: лиши свое дурное начало того, что оно от тебя требует, и оно покинет тебя.

Тому, кто действительно стремится к духовному росту, напомним о том, что уже обсуждалось в первых двух главах, и это поможет ему перебороть свои амбиции. Стяжательство и альтруизм – две вещи несовместимые! Пока человеку не удастся полностью избавиться от страсти брать, он не сможет превратиться в того, кто дает. Следовательно, он не сможет (как бы) уподобиться Творцу, который создал мир для того, чтобы одарить творение Свое.

Кроме этого, тому, кто еще не достиг уровня праведника, важно учесть еще один фактор. Тот, кто страдает амбициозностью, не может быть счастлив. Поэтому лучше немного поголодать. Ведь альтернатива – это пожертвовать всеми радостями и удовольствиями и на всю жизнь остаться несчастным, ибо человек амбициозный – всегда голоден и счастливым быть не может.

Пусть читатель задумается об этом, и ему станет легче перебороть себя!

А праведники должны быть очень и очень осторожны! Им ни в коем случае нельзя ничего брать бесплатно. А если начнут пользоваться дармовщиной, сразу же попадутся в сети стяжательства. Недаром сказал мудрейший из людей – царь Шломо (Мишлей, 15:27): «Ненавидящий подарки удостоится жизни».

Это высказывание у многих вызывает удивление: что за ненависть такая? И каким образом она влечет за собой жизнь? Мы уже начали отвечать на этот вопрос в конце первой главы. Прочитав эту главу, читатель поймет этот стих еще лучше.

[Напомним читателю, что в конце первой главы высказывается следующая идея. Душа всегда стремится к одной из крайностей, а среднего не дано. В сокровенных желаниях, таящихся в глубине ее, нет компромиссов. Поэтому истинные интересы человека никогда не носят нейтральный характер. Любое действие, слово, мысль обязательно исходят или из абсолютного альтруизма или из абсолютного эгоизма. С другой стороны, даже самая небольшая выгода или самое невинное удовольствие, которое человек получает даром, несомненно перекликаются с дурными стремлениями, таящимися в его душе. Следовательно, тот, кто хочет развить в себе положительные качества и, в конечном счете, уподобиться Творцу, должен всеми силами избегать дармовщины.]

Глава 11. Признательность

Что такое благодарность и признательность? Где их место в душе человека? И откуда берется неблагодарность?

Эти вопросы тоже связаны с темой эгоизма и альтруизма.

Альтруист чувствует, что не желает подарков. Все бесплатное ему претит. Его основное стремление – это давать и только давать. Его не привлекают вещи, которые находятся вне сферы его влияния. Поэтому, когда он получает что-нибудь от других, у него возникает горячее желание рассчитаться с ними за приобретенное. Если же рассчитаться он не может, то чувство необходимости уплатить задерживается у него в сердце. Это чувство называется «благодарностью».

С другой стороны, стяжатель всегда стремится ухватить все, что только возможно. Поэтому он не гнушается ни ограбления, ни обмана, ни подарков. В глубине души он чувствует, что в действительности все должно принадлежать именно ему. Весь мир был создан только для него. Поэтому, когда ему сделают что-нибудь хорошее, он не чувствует никакой необходимости платить за это. Ведь ему отдают то, что и так по справедливости должно принадлежать ему. Именно такой человек называется «неблагодарным».

Если же увидишь, что стяжатель горячо благодарит тебя, не верь ему! Он всего лишь произносит правильные слова, а в сердце никакой благодарности не ощущает. Он умеет облачаться в одежды признательности, для того чтобы продолжать получать одолжения и подарки от других. Получается, что даже его благодарность проистекает только из желания забрать. Его единственная цель – это нажива.

В итоге получается, что признательность – это производная альтруизма, а неблагодарность – следствие эгоизма.

Глава 12. Идеальный мир

Меня иногда спрашивают: Вы утверждаете, что Творец (благословен Он) не хотел, чтобы люди брали у других. Он хотел, чтобы человек добывал все, что ему необходимо для жизни, собственными усилиями и довольствовался результатами своего труда. Тем не менее, мало того, что Он поселил всех в один мир, Он сделал человека существом, приспособленным именно для жизни в обществе. Зачем? Не лучше ли было создать для каждого отдельный мир? Тогда не было бы у человека зависти к другим, не было бы соперничества между людьми!

На это дадим двойной ответ.

Во-первых, если бы человек не был создан для жизни в обществе, у него не было бы возможности выбирать между эгоизмом и альтруизмом. Природа такого мира просто не дала бы человеку возможности играть роль стяжателя. Весь мир принадлежал бы ему, и ему было бы не у кого забирать. А воля Создателя заключалась в том, чтобы у человека был выбор между добром и злом, и в том, чтобы человек сознательно выбрал добро. Поэтому Создателю было совершенно необходимо создать человека именно таким образом, чтобы у него были обе склонности: склонность давать и склонность брать. Задача человека заключается в том, чтобы развить в себе склонность давать и подавить склонность брать. Это – самое большое достижение, и по меркам этого мира, и по тому, какая награда его ожидает в мире будущем.

Именно об этом говорит Тора (Дварим, 30:19): «Жизнь и смерть предложил Я вам, благословение и проклятие. Выбери жизнь!»

Во-вторых, если бы человек не был создан для жизни в обществе, если бы люди не нуждались друг в друге, тогда бы у них не было никакой возможности давать другим. Кому человек может помочь или отдать, если все самодостаточны и никому ничего от него не нужно?

На это один мой знакомый задал мне еще один вопрос: по твоим словам получается, что без того, чтобы существовал кто-нибудь, кто находится в позиции получающего, не может быть и дающего. Если так, то тот, кто дает, совершает великое зло: он превращает другого человека в получающего! Более того, твои утверждения исключают возможность существования идеального мира. Ведь если все будут только давать, то некому будет у них брать! Значит, давать они никому не смогут, и идеальный мир невозможен.

Это действительно хороший вопрос, но если вдуматься, то все становится предельно ясно и вопрос разрешается сам собой. Существует огромная разница между тем, кто получает, и тем, кто забирает. Есть также принципиальная разница между тем, кто дает, и тем, у кого берут. Очень важно не путать эти понятия.

Есть такие люди, которые забирают у других, но и другие забирают у них. На самом деле, эти люди полностью во власти страсти стяжательства. Они забирают у других потому, что очень любят себя. Они не собираются ничего отдавать тем, у кого забрали. Их цель – урвать самый большой и лакомый кусочек и заплатить за него как можно меньше. А если у них и забирают что-либо, то только насильно.

А есть такие, которые и отдают, и получают. Это альтруисты. Они дают потому, что от всей души хотят помочь другим и одарить их всем, в чем они нуждаются. А когда получают что-нибудь от других, то сердце их переполняется чувством благодарности.

Поясним. Оба типа людей – и эгоист, и альтруист – в большинстве случаев платят за то, что получают. Разница между ними заключается в том, что альтруист не хочет получать ничего бесплатно. И даже если у него нет возможности рассчитаться за то, что получил от другого, то он отплатит ему чувством великой признательности. А стяжатель вообще не хочет ничего платить. Только если у него нет возможности даром получить то, что он хочет – заплатит по необходимости.

Получается, что человек, который вообще не желает ничего получать от других бесплатно, даже если будет вынужден постоянно пользоваться услугами других людей, всегда будет испытывать по отношению к ним сильнейшее чувство благодарности. Поэтому, сколько бы не получал он от других, никогда не превратится в стяжателя. А стяжатель ‒ наоборот. Сколько бы ни платил другим, останется стяжателем, потому что платит только по необходимости.

Неидеальный мир выглядит очень печально: в нем живет большое количество стяжателей. Они только и заняты тем, что забирают и отнимают друг у друга все, что смогут. В таком обществе процветают зависть и соперничество между людьми. В конце концов, такое общество доводит своих членов до войн, убийств, грабежей и злодейства.

Люди, для которых основная цель в жизни ‒ это приобретение материальных ценностей, или стяжатели, разделяются на несколько категорий. Среди них есть воры, бандиты, жулики и кровавые диктаторы. Есть также стяжатели, которые приобретают материальные ценности легальным путем. Это разнообразные предприниматели и дельцы.

Любители подарков и попрошайки тоже стремятся набить карман за счет других. Источником стремления к наживе, каким бы способом ее не добывали, всегда является любовь к себе, эгоизм. А результат его – всевозможное зло.

Общество старается воспитать в своих членах чувство справедливости. Это воспитание направлено на то, чтобы чувство стыда не давало человеку поступить неправильно.

При этом, источник зла в душе человека – а именно, стремление к стяжательству – остается. Поэтому не стоит верить в добродетель цивилизации. Под эгидой цивилизованного общества совершаются обманы, ограбления и убийства. Ведь сказали мудрецы (Авот, 3:2): «Не будь страха перед властями, люди пожирали бы друг друга живьем».

Получается, что даже если общество построено на справедливых законах, если все его члены преследуют только личные интересы, оно далеко от идеального. Когда каждый думает только о себе и всеми силами стремится оторвать себе самый большой кусок пирога, в таком обществе эгоистов процветают неразрешимые проблемы.

С другой стороны, в идеальном мире каждый старается помочь другому, одарить его всем, в чем он нуждается. А если кто-то помог ему, то он испытывает по отношению к своему благодетелю глубочайшее чувство признательности. Общество, состоящее из таких людей, – это общество совершенное и счастливое. В нем процветают мир и любовь между людьми. Именно такое общество угодно Создателю.

Найдем намек на это в истории, которую приводит мидраш (Мидраш Раба, Ноах, 33:1). Там рассказывается, что однажды Александр Македонский поехал к царю государства под названием Кация, которое находится за Горами Мглы. Александр хотел узнать, по каким законам люди судятся там между собой.

Два человека пришли в суд. Один из них купил у другого кусок земли, на котором до продажи находилась навозная куча. И в этой земле покупатель нашел клад. Теперь он утверждал, что, когда покупал землю, вовсе не намеревался платить также и за сокровища, которые обнаружил в ней. Поэтому продавец должен забрать клад себе. А продавец, в свою очередь, заявлял, что, когда продавал землю, то собирался продать все, что в ней находится, без исключения. Поэтому клад по праву принадлежит покупателю.

Обратился к ним царь Кации и спросил: «Есть ли у вас дети?» Оказалось, что у одного из них есть сын, а у другого дочь. Тогда король постановил, что их дети должны пожениться между собой, а в приданное взять клад.

Тут царь Кации заметил, что лицо Александра выражает глубочайшее изумление. Он спросил Александра: «В чем дело? Разве я решил неправильно или несправедливо? Если бы в ваш суд пришла подобная тяжба, какое решение вынесли бы вы?»

Ответил ему Александр: «Мы бы казнили обоих, а их имущество конфисковали бы в пользу имперской казны».

Тогда спросил царь Кации Александра: «У вас каждый день восходит солнце?»

«Да», – ответил Александр.

И снова спросил король Александра:

«У вас есть скот?»

«Да», – ответил Александр.

«Знай, Александр», – сказал царь Кации, – «что если в ваших землях идут дожди и каждый день восходит солнце, то это происходит исключительно для поддержания жизни вашего скота. А вы сами не заслуживаете ни того, ни другого. Как написано (Теилим, 36:7): “Человеку и скоту помогаешь Ты, Г-споди”. В вашем случае, очевидно, что Всевышний помогает человеку только благодаря заслугам вашего скота».

Эта чудесная притча показывает нам, сколь грандиозная, неизмеримая пропасть лежит между теми, кто дает, и теми, кто берет.

Двое заключили сделку между собой. Когда выяснилось, что эта сделка принесла непредвиденные доходы, ни один из них не пожелал взять деньги себе. Им пришлось пойти в суд, чтобы решить, кому по праву принадлежит клад. А царь, который их судил, решил, что они должны стать партнерами. Именно это и есть основное качество тех, кто стремится отдать: они жаждут разделить с другими и радость приобретения, и радость отдачи. Общество, состоящее из таких людей, ‒ это истинный идеал.

Но царь стяжателей смотрел на все это совершенно иначе. С его точки зрения, поведение этих праведных человеколюбцев диаметрально противоречит норме. Своими действиями они разрушают знакомые ему порядки. Следовательно, их приговор – смерть! А их потомки не имеют права даже унаследовать их имущество, ибо все, что у них было, заберет себе казна.

Царь альтруистов глубоко презирает царя стяжателей. Он говорит ему: ты хуже, чем животное, чем скот. Более того, если ты еще живешь, то только благодаря заслугам своего скота. Корова не стремится делать добро. Но, в отличие от тебя, она также и не вредит.

И вот итог того, о чем мы говорили в этой главе. Стяжатели делают людям зло. Суть этого зла заключается в том, что они оказывают дурное влияние на других. Когда стяжатель забирает у кого-нибудь, то и того превращает в эгоиста и стяжателя. Происходит это таким образом: он покупает вещь и не спешит заплатить за покупку. Теперь продавец вынужден преследовать покупателя и требовать у него, чтобы тот заплатил. Таким образом, продавец тоже становится на путь стяжательства.

У альтруистов все наоборот. Каждый стремится сделать ближнему добро. Результат этого – положительное влияние. Альтруист делает одолжение человеку, который в нем нуждается. Этот человек испытывает чувство признательности по отношению к своему благодетелю. Это чувство подталкивает и его стать альтруистом.

Перевод – рав Б. Набутовский


http://www.beerot.ru/?p=11031