Заповеди «Между человеком и Всевышним»

Дата: | Автор материала: Рав Элханан Буним Вассерман

1720

Сказано в трактате Шабат (31а): «То, что ненавистно тебе, не делай ближнему – в этом заключается вся Тора, остальное – пояснения». Согласно одному из объяснений Раши, речь идет о другом человеке: «<Следует понимать> буквально – другому человеку. <Запрещено>, например, грабить, воровать, и <также нарушать> большинство заповедей». В связи с этим возникает вопрос: понятно, почему сюда входят заповеди, относящиеся к типу «между человеком и его ближним», но как можно включить в этот список все заповеди типа « между человеком и Всевышним »?

Можно ответить на этот вопрос в свете объяснения, приведенного в конце первой главы трактата Кидушин: «Пусть человек всегда считает себя наполовину виновным, наполовину праведным, а весь мир – наполовину праведным, наполовину виновным [т. е. считает себя и мир как бы лежащими на весах, причем себя следует оценивать строже, чем окружающих – здесь и далее примечания переводчика]. Совершил один грех – горе ему, ибо склонил себя и весь мир в сторону чаши вины!» (Кидушин, 40б).

Много раз мы находим в Торе упоминание понятий кдуша (святость) и тума (скверна), и необходимо понять простое значение этих понятий, помимо заключенных в них тайн Торы. При тщательном рассмотрении можно сделать вывод, что кдуша и тума – источник сущности добра и зла в мире, где источник всего блага – это кдуша, и если бы, не дай Б-г, не было никакой святости в мире, то не было бы в нем и добра, и он не мог бы существовать. А причина всего зла – это тума, и в будущем, когда исчезнет дух скверны из мира, исчезнет из него и зло, «и будет волк жить рядом с ягненком» (Йешаяу, 11:6), ибо «не змея убивает, а грех» (Брахот, 33а). Когда человек выполняет заповеди Святого, благословен Он, он освящает себя и добавляет кдушу в мир, и таким образом в мире умножается добро. Когда же он грешит, он оскверняет себя, и в мир добавляется тума, и поэтому увеличивается сила зла. Такой человек – самый большой вредитель, потому что каждое его прегрешение наносит ущерб всему миру. И таким образом, заповеди типа «между человеком и Всевышним» тоже включены в понятие «все, что ненавистно тебе, не делай своему другу».

Перевод – М. Климовская


http://www.beerot.ru/?p=6936