Месилат Йешарим — Интеллект и его правильное использование

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

1036
Современные ученые говорят, что человеческий мозг способен вместить в себя 70 миллионов книг. Мы же используем наш мозг лишь на малую долю от его истинных возможностей. Для чего же нам был дан такой потенциал?

С Б-жьей помощью, мы продолжаем изучать книгу «Месилат Йешарим». Сейчас мы разберем одно очень непростое место.

Во втором абзаце «Предисловия автора» написано следующее: «Если ты вдумаешься в то, что происходит в большей части мира, то увидишь, что большинство сообразительных, умных и острых разумом людей строят свое образование в основном на тонкостях различных наук и их глубинах, каждый по склонности своего разума и природным стремлениям. Одни трудятся над исследованием Творения и его природы, иные погружены в астрономию и геометрию, иные – в ремесла. А другие больше заняты святым, то есть изучением святой Торы, частью – талмудической дискуссией, частью – мидрашами, частью – установлением законов. И лишь немногие принадлежат к тем, кто сделал предметом изучения вопросы совершенного служения, любовь [к Всевышнему], страх [перед Ним], причастность [к Всевышнему] и прочие аспекты благочестия».

Это место в книге может показаться простым, но на самом деле требует глубокого понимания. Поэтому следует сделать небольшое предисловие к вышесказанному.

Есть одно очень важное правило. Сказали наши мудрецы: «Все что создал Всевышний – создано ради Его славы».

Мы видим уникальное творение, которое называется человек. Уникальность человека – в его интеллекте, и это понятно каждому.

То, чего достиг человек в последние сто лет развития, поражает воображение. При помощи интеллекта человечество достигло невероятного развития: в медицине, в строительстве, в технике. И главный вопрос здесь таков: ради чего Всевышний даровал человеку такой великий интеллект? Далеко не всегда он используется человеком во благо. Очень часто люди вкладывают свой интеллект в такую чепуху, что уму непостижимо!

Сделаем небольшое отступление, которое, тем не менее, позволит нам глубже раскрыть поставленный вопрос. Есть такое понятие: браха леватала – благословение, произнесенное впустую. Необходимо сразу сделать важную оговорку: мы сейчас не обсуждаем тягчайший запрет произносить Имя Творца впустую. Слово браха означает умножение, разрастание. Удостоиться брахи означает удостоиться богатства, духовного или материального. Вся идея благословения в том, чтобы спустить в наш материальный мир великое богатство. Произнося благословение неподобающим образом, человек фактически выбрасывает это богатство. Это как раз и называется браха леватала.

Итак, Всевышний дал нам интеллект с колоссальным потенциалом, мы же используем его лишь на малую долю от его истинных возможностей. И вопрос в том, для чего нам был дан такой мозг?

Неужели только для того, чтобы играть в шахматы или компьютерные игры – то есть, по сути, использовать мозг впустую (подобно благословению, как мы сказали выше)? Что в нашей жизни может требовать такого великого интеллекта, который дал нам Всевышний? Этот вопрос должен себе задать каждый думающий человек. Вне зависимости от того, религиозный он или нет.

Есть один известный исторический факт: до последних двухсот лет, у нашего народа не было удела в мировой науке. И более того, неевреи считали, что наш народ неспособен к наукам. Однако в последнее мы все являемся свидетелями непропорционального вклада евреев в мировую науку. У некоторых это причина для бахвальства. На самом деле – это причина для скорби.

В качестве объяснения можно простой пример. Все в детстве собирали конструктор. Давайте представим себе очень хитроумный конструктор. Если дать такой конструктор опытному инженеру, то он сможет за несколько минут собрать из него то, что у ребенка занимает много времени. Почему? Потому что для него это «игрушки».

Так вот, для нашего народа мировая наука – это «игрушки». Наш интеллект создан не для этого. А для чего?

Он дан нам Всевышним, чтоб мы вложили все его возможности в изучение Торы. Когда человек начинает учить Тору – он понимает, что, учась в университете, он мог писать диссертацию несколько часов в день, а остальное время заниматься другими вещами. Но в учебе Торы так не получится. Нужно трудиться с полной отдачей, и дай Б-г после всех усилий по-настоящему удостоиться знания Торы.

Соответственно, когда евреи вкладывали интеллект в Тору – совершенно естественно, что наш удел в мировой науке был почти нулевым. Не было времени заниматься всем этим, было что-то несравнимо более важное. Как результат  – у нас есть книги величайших мудрецов Торы, которые были написаны именно в то время. Поражаясь их величественности, мы просто не представляем себе, как такие книги могли быть написаны людьми из плоти и крови.

Трагедией же нашего поколения является то, что евреи «играют с конструктором» других наук, и гордятся тем, что в этом «преуспевают».

Вместо того, чтобы занять свои мозги тем, чем подобает, и углубиться в нашу святую Тору, которая находится выше этого мира. Это как раз то, что называется браха леватала. То есть способности, вложенные не в Тору, а в науки. Не для этого мы получили такие способности.

Но для чего же нам Всевышний дал такие возможности познания Торы? В чем ее смысл? Смысл Торы заключается в том, чтобы мы исполняли волю Творца. Весь наш интеллект, разум и способности даны нам с одной целью: использовать все эти силы для того, ради чего нас создал Всевышний – для служения Ему. И так как интеллект – это особое достоинство человека, очевидно, что служить Всевышнему надо с его помощью.

И вот тут рав Моше Хаим Луцатто подчеркивает важный принцип: постижение разумом и глубоким анализом требуется не только в изучении законов Шаббата и кашрута, но также и в тех частях Торы, которые касаются служения, трепета, Б-гобоязненности и любви к Всевышнему. То есть, в служении Всевышнему важно дать нашему интеллекту углубиться в то, ради чего мы и созданы – в служение Творцу.

Что касается постижения науки – это удел народов, которые через постижение Творения могут увидеть величие Творца.

Что же касается святости, то, безусловно, человеку дан мозг и интеллект для того, чтобы он занимался святой Торой. Откуда это известно? Сказано в трактате Сангедрин: «Человек создан для труда. Для какого труда? Для труда над Торой». Поэтому наш труд в первую очередь совершается посредством нашего интеллекта.

Рамхаль подчеркивает еще один важный аспект: даже при изучении Торы – того основного, для чего мы и наш интеллект созданы, следует уделить особое внимание служению Всевышнему. Это требует объяснения. Рамхаль приводит немного позже одно место из книги Мишлей. Там сказано следующее: «Если будешь искать, как ищут деньги, будешь копать, как выкапывают клад, тогда ты постигнешь боязнь Всевышнего». В этом стихе непонятно одно – что именно нужно искать. Узнать это можно двумя способами.

Первый – посмотреть, что написано в предыдущем стихе. И действительно, там говорится о постижении Торы. И так объясняют это место классические комментаторы книги Мишлей: если будешь искать Тору и ее постижение так же, как человек ищет клад, тогда постигнешь боязнь Всевышнего. То есть постижение мудрости Торы – это и есть то, что приводит человека к боязни Всевышнего.

Второй способ понять стих предлагает сам Рамхаль. Он говорит, что в нем изначально имеется в виду трепет перед Творцом. Если человек будет искать боязнь Творца так же, как он ищет деньги и клад, то тогда он постигнет Б-гобоязненность. И несмотря на то, что у нас принято, что и то и другое объяснение истинны – слова Бога живого, именно в словах Рамхаля есть особый смысл.

По первому объяснению человек должен заниматься Торой, не особенно задумываясь о Б-гобоязненности – Тора сама его к этому приведет. По второму же объяснению, человек должен искать в Торе не только саму Тору и ее мудрость в общем смысле, а именно Б-гобоязненность. И это новое объяснение, которое принес в мир рав Моше Хаим Луцатто – наш великий учитель, является основополагающим во всей книге «Месилат Йешарим». Также это объяснение является основой движения Мусар.

Рав Исраэль Салантер в «Игерет мусар» говорит следующее: есть два способа, как Тора очищает человека.

По первому способу, вне зависимости от того, какой раздел Торы ты будешь учить – это поможет тебе справиться со своим дурным началом. И это несмотря на то, что ты учишь вещи, которые тебя на самом деле не касаются. Это происходит потому, что святость Торы укрепляет в нас доброе начало и помогает бороться с нашим дурным началом. Это абсолютно верно и неоспоримо.

Однако сам рав Исраэль Салантер говорит и другую вещь. Допустим, у человека есть какая-нибудь проблема: например, он не очень осмотрителен в вопросах чужого имущества. Как с этим бороться? Нужно, чтобы он досконально изучил законы воровства! И когда будет заниматься этими законами, то придет к тому, чтобы не брать чужого. То есть в Торе есть сила победить наше дурное начало. И именно в той части Торы, которая занимается вопросами, в которых наше дурное начало нас побеждает. И это то, что говорит здесь рав Моше Хаим Луцатто.

Итак, мы хотим удостоиться Богобоязненности, так как это основа всего. И об этом сказано в Торе буквально. Чтобы удостоиться величайшего достоинства, любви к Всевышнему и служения Ему – надо изучать те части Торы, которые об этом говорят. У каждой заповеди есть источник в Торе. Слова Торы – это вещь многомерная и многообразная. И если человек хочет исполнять Тору – должен вникнуть в нее. Этим исполняется сказанное в Талмуде: «Велико изучение, которое приводит к исполнению».

Основа всего служения Всевышнему в том, чтобы человек действительно стремился исполнить волю Творца.

Всевышний раскрыл нам в Торе свою Волю. Чего Он желает от нас? Страха и трепета перед Ним, любви к Нему, чтобы мы уподобились Ему в его добрых проявлениях, исполнения всех заповедей. Безусловно, необходимо изучение тех частей Торы, которые об этих понятиях говорят, обсуждают их и анализируют, а в конечном итоге – приводят нас к исполнению.

Важно понять следующее: несмотря на то, что занятие Торой это колоссальное наслаждение и для сердца и для разума, – нельзя забывать, что все это имеет замысел Творца. Основа Торы в том, чтобы она нас привела к близости к Творцу, и чтобы мы исполняли Его волю.  «Здание» нашего служения необходимо строить на прочном фундаменте. Этот фундамент – серьезное и вдумчивое изучение Торы. Само занятие Торой освящает наши души. Свет и духовная сила Торы – то оружие, которое дал нам Всевышний для борьбы с дурным началом.

В наше время ученики практически всех ешив являются духовными наследниками учеников рава Исраэля Салантера. И все мы, несомненно, являемся учениками рава Моше Хаима Луцатто.

Но при всем при этом большую часть дня мы не занимаемся книгами по мусару. Это происходит потому, что в первую очередь нам нужно приобрести саму Тору. Кроме этого, у нас есть седер мусар, чтобы мы углублялись в постижение Б-гобоязненности, и вникали в то, как использовать наши душевные силы для того, чтобы действительно удостоиться служения Творцу.

Подготовил рав Д. Ицкович


http://www.beerot.ru/?p=39810