Важность каждой еврейской души — Сила творить миры

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

2165

Человек создан по образу Б-га

Есть знаменитое высказывание. Сказал раби Акива: «”Возлюби ближнего своего, как самого себя” – это великое правило в Торе».

Не все это знают, но Мидраш приводит еще одно высказывание. Сказал бен Азай: «”Эта книга – родословная человека” – это великое правило в Торе». Мы привыкли цитировать раби Акиву, но мудрецы утверждают, что есть и другое великое правило в Торе: «Эта книга – родословная человека». То есть Тора учит нас, откуда произошел человек. (Полностью соответствующий стих в Торе звучит так: «Эта книга – родословная человека. Когда Б-г сотворил человека, по образу Б-га сотворил его» (Берешит, 5:1) – прим. пер.)

Мы не будем слишком глубоко вникать в суть понятия «образа Б-га», а лишь обратим внимание на один важный момент, который наши мудрецы, благословенной памяти, называют «великим правилом в Торе»: человек похож на Всевышнего!

По-простому это выглядит так: когда человек, не задумываясь, шагает по улице, не обращая внимания на муравьев, которые ползают у него под ногами, скорее всего, он без всякого злого умысла давит этих муравьев в больших количествах. Если бы у него под ногами ползали люди, он бы очень остерегался, чтобы никого не задеть, но поскольку это всего лишь муравьи – ничтожные создания – он и не думает проявлять осторожность.

В противовес ему, Ог, царь Башана, будучи огромным великаном, способным одним шагом раздавить множество людей [в Мидраше (Дварим Раба, 11:10) написано, что во время Потопа вода не доставала ему до лодыжек!], при ходьбе должен был проявлять повышенную осторожность, чтобы не наступать на людей. Чихнув, он мог стереть целую страну с карты мира… Обладая такой мощью, он должен был очень остерегаться, чтобы нечаянным движением не разрушить мир.

А какова мощь Всевышнего? Мы не можем себе этого даже представить! Достаточно Ему прекратить поддерживать существование мира на долю секунды, чтобы все Творение было разрушено!

Расчет прост. Человек способен легким движением руки убить муравья. Ог, царь Башана, чихнув, способен уничтожить целую страну. Всевышний же мизерным действием может уничтожить целый мир.

И мы думаем: вот она, мощь Всевышнего, благословенного. И кто мы такие по сравнению с Ним? Всевышний – это Всевышний. А мы – всего лишь человечки, крошечные создания. И говорит нам Тора, обратите внимание: «Ибо по образу Б-га сотворил человека»! В силах человека разрушить целый мир одним маленьким действием!

И приведем несколько примеров тому.

«Благодаря мне родился Мордехай»

В книге пророка Шмуэля (Шмуэль II, 16) рассказывается о восстании, которое поднял Авшалом против своего отца, царя Давида. Давид был вынужден уйти из Иерусалима, и оказался в месте под названием Бахурим. Там навстречу ему вышел Шими, сын Геры, и стал проклинать царя! Мало того, он еще и бросал в него камни!

По закону проклинающий царя считается восстающим против царства и подлежит смертной казни! И именно об этом просил Авишай, сын Цруи, военный министр Давида: «Зачем ругает этот мертвый пес господина моего царя? Позволь, пойду я и сниму с него голову!». Авишай подчеркивает, что необходимо убить проклинающего, ведь он ничего собой не представляет, он – «мертвый пес». Был бы он «живым псом», хоть чем-то был бы ценен… Но после того, как он проклял царя, какая может быть у него ценность? Нет никакой причины оставлять его в живых!

Но Давид не разрешает Авишаю убить Шими: «Оставьте его, пусть проклинает, верно, так повелел ему Г-сподь. Может быть, увидит Г-сподь унижение мое, и воздаст мне Г-сподь добром за нынешнее его проклятие».

И вот, сотни лет спустя, был вынесен приговор: «Истребить, убить и погубить всех евреев: от отрока до старца, детей и женщин, в один день» (Эстер, 3:13). И этот приговор уже был запечатан Наверху (Эстер Раба, 7:13)! И отменить этот приговор смогла лишь молитва того самого «человека из колена Йеуды по имени Мордехай, сына Яира, сына Шими» (Эстер, 2:5).

И сказали наши мудрецы, благословенной памяти (объясняя, почему написано, что Мордехай был из колена Йеуды, хотя его родословная восходит к колену Биньямина – прим. пер.): «Колено Йеуды говорит: “Благодаря мне родился Мордехай”, благодаря тому, что Давид, потомок Йеуды, не убил Шими, сына Геры» (Мегила, 12б).

Если бы Авишай, сын Цруи, убил того, кого считал «мертвым псом», не имеющим никакой ценности, нас бы с вами сегодня не было! Своим поступком он мог бы разрушить целый мир!

Ведь в человеке заложен «образ Б-га», в человеке заложена сила разрушить весь мир одним, вроде бы незначительным, поступком!

Ограниченность разума и мощь поступков

Разум человека мал и ограничен, но данные ему возможности – огромны, одним движением руки он способен уничтожить целый мир! «Ибо по образу Б-га сотворил человека»!

На что это похоже? Представьте себе Пятую авеню в Нью Йорке – широкую улицу, по которой ежедневно проходят десятки тысяч людей. Допустим, посреди Пятой авеню установлен танк с полным боекомплектом, который можно привести в действие одним нажатием кнопки… А внутри него сидит трехлетний малыш. Разум малыша чрезвычайно ограничен, он и представления не имеет о страшных возможностях этого танка, стоящего в таком многолюдном месте. Но в результате его маленького действия может произойти ужасная катастрофа!

Такова сущность человека. Почему Всевышний сотворил его таким образом? На этот вопрос у меня нет ответа. Такова реальность. Разум наш очень мал, а действия – «по образу Б-га»! Одним нажатием кнопки человек способен совершать поступки с далеко идущими последствиями, да смилуется Всевышний!..

«И посмотрел он туда и сюда, и увидел, что нет никого»

Об этой реальности было известно Моше Рабейну, мир ему, и потому, когда он вышел посмотреть, как угнетают его братьев в Египте, и увидел египтянина, избивающего еврея, он не торопился убивать этого египтянина. Сначала он глубоко изучил ситуацию.

По сути, у него были все основания убить его. Закон утверждает, что «нееврей, бьющий еврея, подлежит смертной казни» (Санедрин, 58б), у него была возможность реализовать этот закон на практике.

И все же Моше не торопился его убивать, сначала он «посмотрел туда и сюда, и увидел, что нет никого» (Шмот, 2:12) – «увидел, что нет надежды, что у него или у его потомков родится праведник, до конца поколений» (Шмот Раба, 1:29).

Вы видели когда-нибудь водителя, который прежде, чем двинуться вперед, смотрит направо и налево, чтобы убедиться, что там нет других машин? Это и сделал Моше Рабейну. Лишь проверив все возможные последствия убийства египтянина, убедившись, что ни одного праведника не будет среди его потомков, он «убил египтянина, и скрыл труп в песке».

Когда человек намерен принять судьбоносное решение, хорошо, если у него есть возможность проанализировать ситуацию до конца поколений, ведь в противном случае непонятно, как он сможет принять это решение.

Праотец Яаков и Элифаз, сын Эсава

То же происходило и с нашим праотцем Яаковом. Известен Мидраш, говорящий о том, что когда Яаков вышел из Беер Шевы и направился в Харан, злодей Эсав послал за ним своего сына Элифаза, чтобы тот убил Яакова. Кончилось все тем, что Элифаз начисто обокрал Яакова, забрав даже одежду, которая была на нем, а голый – как мертвый (Мидраш Агадат Берешит, 28:20).

Известно, что Яаков был очень силен. Огромный камень, который обычно двигали вместе все жители Харана, он сумел сдвинуть с колодца, «как пробку с пузырька». Раши учит нас, что это сообщено нам для того, чтобы мы поняли, насколько силен был Яаков. Почему же он безропотно отдал все Элифазу и не убил его? Ведь и с точки зрения будущего это было бы хорошо: если бы он убил его, не появился бы на свет Амалек!

Ответ мы находим у ранних мудрецов. Ункелос был из потомков Элифаза!

У Яакова были все причины убить Элифаза, ведь Элифаз намеревался убить его, а в таком случае закон говорит, что необходимо нанести упреждающий удар, да и в будущем у него должен был родиться Амалек – злейший враг Израиля.

Но Яаков знал, какая сила заключена в этом его возможном поступке, ведь в будущем от Элифаза должен произойти Ункелос!

Избегайте лишних разговоров

Давайте посмотрим, как принимались судьбоносные решения во времена наших мудрецов, благословенной памяти.

В трактате Брахот (3б) рассказывается, что перед тем, как выйти на войну, «советовались с Ахитофелем, спрашивали согласия у Санедрина и спрашивали Урим и Тумим». И непонятно: если спрашивали Урим и Тумим, зачем спрашивали согласия у Санедрина, а если просили согласия у Санедрина, для чего советовались с Ахитофелем?

Ответ заключается в том, что когда речь идет о человеческих душах, необходимо остерегаться. Вдруг мы неправильно поняли ответ Урим и Тумим, вдруг мы не до конца осознали намерения Санедрина, и нужно спросить Ахитофеля – главу поколения?

Есть момент, который очень меня беспокоит. Это касается увеличения семьи. Как мы уже упомянули, «”Эта книга – родословная человека” – это великое правило в Торе». Великое правило в Торе не может быть вынесено нами, с нашим слабым разумом.

У нас есть необыкновенная привилегия. Мы созданы «по образу Б-га». У нас есть силы творить миры. И не дай Б-г нам уклоняться от творения этих миров! Решение об этом ни в коем случае не может приниматься нашим скудным разумом, который не способен предвидеть последствия принимаемых решений до конца поколений.

Я пришел сюда не для того, чтобы излагать законы. Бывают случаи, связанные с опасностью для жизни, и тогда невозможно ответить на вопрос нравоучительной лекцией. Я говорю о том, что эту тему не надо обсуждать! Как будто больше не о чем поговорить!..

Верно, что порой очень непросто растить детей, у всех свои проблемы, но не надо выносить их на всеобщее обсуждение. Еврейский народ – не сам по себе, у каждого есть раввин и учитель, который найдет законодательное решение в каждой конкретной ситуации.

Но если принимают решения без всяких оснований, по совету соседки, под влиянием страшных историй, услышанных от подружки… Могут ли эти «советчики», которые пытаются принимать решения, касающиеся человеческих душ, увидеть, что будет в конце поколений?!

Та, которая способна заглянуть в далекое будущее, пусть указывает соседкам, что надо делать… Но та, которая пока не находится на этой ступени, пусть лучше сидит дома и молится: «Да будет угодно Тебе, чтобы Твое милосердие превзошло Твой строгий суд, сжалься над Своими сыновьями», и пусть не говорит слова, в которых нет никакой пользы, а порой есть и вред!

Мне кажется, что это хороший способ укрепиться в законах чистоты речи. Наши мудрецы, благословенной памяти, говорят, что «злословие убивает трех – того, кто говорит, того, кто слушает, и того, о ком говорят» (Эрхин,15б).

И если так велика сила одного злого слова, во много раз сильнее будут слова, способные принести пользу! В наших словах заложена огромная мощь. Давайте воспользуемся ею для чтения Теилим, для молитвы, и в заслугу этого пусть все удостоятся всегда видеть только радость!

Перевод Х. Берман


http://www.beerot.ru/?p=22041