Берешит — Нефеш а-Хаим — По образу и подобию

Дата: | Автор материала: Рав Хаим из Воложина

2770

Недельная глава Берешит

Представляем Вашему вниманию отрывок из книги «Нефеш а-Хаим» рава Хаима из Воложина, в котором рассказывается, что человек создан по образу и подобию Всевышнего. Это означает, что ему дана возможность уподобиться Творцу своими действиями – но отнюдь не сущностью. Имя Всевышнего Элоким означает, что Он – властелин всех сил, которые действуют в мире. Мир существует только благодаря тому, что Всевышний постоянно поддерживает его. Каждое действие, совершаемое человеком, влияет не только на этот мир, но и на высшие духовные миры. Именно этим человек подобен Творцу – ему тоже дана сила создавать и оживлять духовные миры.

Глава 1

Человек создан по образу и подобию Всевышнего. Это означает, что ему дана возможность своими действиями уподобиться Творцу.

Написано: «И создал Б-г (Элоким) человека по образу Своему, по образу Б-га (Элоким) создал его» (Берешит, 1:27). И также написано: «Ибо по образу Б-га (Элоким) сделал он человека» (Берешит, 9:6). Истинное значение понятия «целем» (в этом месте) во всей его глубине – это великая тайна, и для того, чтобы узнать ее, нужно понять большую часть секретов, скрытых в книге «Зоар». Мы же объясним слово целем, следуя ранним комментаторам, в соответствии с простым смыслом стиха «Сделаем человека по образу и подобию своему» (Берешит, 1:26).

Очевидно, что в этом случае слова целем (образ) и дмут (подобие) нельзя понимать буквально. Ведь написано ясно «Кому же уподобите вы Б-га?» (Йешаяу, 40:18).

И, конечно же, было бы огромной ошибкой сказать, что образ человека, живущего в физическом мире, чем-то напоминает образ Всевышнего, который превыше всего, не дай Б-г. Ибо у Творца нет тела, и ничего похожего на тело. Единственное сходство между человеком и Творцом заключается в том, что человеку дана возможность действовать подобно Творцу, в каком-то смысле. – Прим. р. А. Д. Гольдберга.

На самом же деле, имеется в виду лишь сходство в каком-то аспекте или свойстве. Как, например, то, что написано в стихе «Стал я подобен филину пустынному» (Теилим, 102:7). Здесь автор [царь Давид], конечно же, не имел в виду, что у него появились крылья или клюв, как у филина. Он также не хотел сказать, что стал напоминать филина по внешнему виду. Истинный смысл этого стиха заключается в том, что автор по своим поступкам стал похож на филина. Он вынужден был кочевать и скитаться с одного места на другое, как филин – житель пустынных просторов, одинокая птица, которая постоянно перелетает с места на место. Так объяснили ранние комментаторы [Рамбам, Путеводитель потерянных, гл. 1; Рамбан, комментарий на Тору, Берешит, 1:27] простое понимание этого. И то же самое относится к слову целем – «образ». Имеется в виду, что человек чем-то напоминает Элоким своими действиями.

Одна из заповедей Торы – это «следовать путям Всевышнего», т.е. вести себя подобно тому, как ведет себя Всевышний. На первый взгляд, обязанность уподобиться Всевышнему относится к проявлению положительных душевных качеств, как сказано «как он милостив, так и ты будь милостив». 

Но написано в Иерусалимском Талмуде (Рош а-Шана гл. 1, закон 3): «В мире принято, что царь, если издаст какой-нибудь закон, то сам он может выполнять его, а может и не выполнять. А Всевышний не таков, Он не издаст закона, пока сам не начнет исполнять его». Получается, что все 613 заповедей Торы в первую очередь отражают действия, которые совершает Всевышний. И этому может уподобиться человек. 

Мудрецы объясняют (в конце трактата Макот), что 613 заповедей в точности соответствуют строению человеческого тела. А выполняя 613 заповедей, человек действует подобно Творцу. Получается, что подобие человека Творцу заключается не в том, что у Него есть части тела как у человека, не дай Б-г, а в том, что человек может своими действиями эмулировать действия Творца. 

Например, известно, что Творец совершает добро. Когда человек делает добро в этом мире, он в этом уподобляется Творцу. И то же самое относится ко всем 613 заповедям. Существует соответствие между действиями Творца, которые он совершает при управлении миром, и выполнением заповедей в этом мире. – По прим. р. И. Э. Вайнтруба.

Глава 2

Имя Всевышнего Элоким означает, что Он – источник всех сил, которые действуют в мире. Мир существует только благодаря тому, что Всевышний постоянно поддерживает его.

Теперь нам необходимо рассмотреть высказывание «по образу Элоким». Почему используется именно имя Всевышнего «Элоким», а не одно из Его других имен. Имя «Элоким» означает, что Он, да будет благословенно имя Его, властелин всех сил, как объясняется в книге «Арбаа Турим» (часть Орах Хаим, гл. 5). [И вот слова книги «Арбаа Турим»: и в благословлениях, когда произносит одно из Имен Всевышнего, должен иметь в виду следующие значения… имя Элоким – что Он силен и властен, и у него есть способность контролировать высшие и низшие миры, ибо слово «Э-ль» означает силу и мощь…]

И смысл того, что Он называется «властелин всех сил», заключается в следующем: не похожи деяния плоти и крови на деяния Всевышнего. Когда человек строит дом, скажем, из дерева, он не создает и не производит дерево сам. Он пользуется материалом, который уже существует на момент строительства. Строитель всего лишь размещает и устанавливает материал таким образом, чтобы получился дом. А после того, как он закончил работу, и закрепил каждую часть на нужном месте, строитель перестает действовать и удаляется, а дом стоит самостоятельно.

А Он, да будет благословенно имя Его, в момент создания миров сотворил их все из ничего, и неограниченной силой Своей произвел эти миры из полного небытия. И с тех пор Он продолжает творить все каждый день и каждое мгновение. И весь их порядок и существование находятся в полной зависимости от потока жизненной силы и нового света, которые ежесекундно и постоянно обновляются и нисходят на творение от Творца, да будет благословенно имя Его, в соответствии с Его желанием. И если бы Он, благословен Он, хотя бы на одно мгновение прекратил изливать на творение живительную силу, то все, что существует, тут же исчезло бы и вернулось в состояние полного небытия. И так установили члены Великого Собрания в словах молитвы (Утренняя молитва, в первом благословении, предшествующем Шма): «возобновляет творение в милости Своей, каждый день, постоянно». «Постоянно» – в буквальном смысле этого слова, каждый момент и каждое мгновение. И доказательство тому – то, что написано: «Делающий светила великие» (Теилим, 136:7). Не написано «сделавший», а именно «делающий» [постоянно].

Простое понимание этого стиха заключается в том, что солнце светит всегда. Даже если сейчас его не видно, известно, что оно светит в другом месте.

Более глубокое понимание – это то, что свет, как мы его воспринимаем, больше всего напоминает нам то, как устроен мир. Как только пропадает источник света, пропадает и сам свет. То же самое относится к миру – если бы пропало желание Творца, которое постоянно обновляет этот мир, то исчез бы и сам мир. – Прим. р. И. Э. Вайнтруба

Постоянное возобновление мира нам незаметно. Источник его в четырех буквах сокровенного имени Творца в их высочайшем духовном прообразе, и в четырех высших духовных основах, которые являются духовными корнями и прародителями творения, как говорится в книге «Зоар» (Ваэра, 23б), что они корни всего мироздания, и внутренняя сущность всего творения. Их соединения и сочетания каждое мгновение и каждый миг становятся источником возобновления творения. И эти изменения непостижимы, а Он, да будет благословенно имя Его, возобновляет их каждое мгновение по Своей воле.

И сущность их соединения каждое мгновение – это 1080 сочетаний букв Имени Творца, благословен Он, с изменениями всех диакритических знаков (которые соответствуют гласным буквам в других языках), и это соответствует разделению часа на 1080 моментов. Их сочетания изменяются также из часа в час, и сочетания дня не похожи на сочетания ночи. И нет двух одинаковых дней, каждый день отличается от своего предшественника и от своего последователя. И это то, что имели в виду, когда сказали «возобновляет», и когда сказали «Маасе Берешит» – «творение мироздания». – Прим. автора

И поэтому Он, да будет благословенно имя Его, называется Элоким, властелин всех сил. Ибо Он, да будет благословенно имя Его, оделяет силой и могуществом все силы, которые действуют во всех мирах. Существование этих сил и миров полностью зависит от Него, и Он каждое мгновение возобновляет, распределяет и передает им поток силы и могущества. В Его воле постоянно изменять и перестраивать их, в соответствии со Своим желанием.

[В святом языке слово «Элоким» используется в двух смыслах. Первый – это одно из имен Всевышнего. Второй – это какая-то сила или обладатель власти, которые действуют в мире. Используя это слово в первом значении, мы будем писать «Элоким» (это слегка измененное произношение Святого Имени Всевышнего, которое традиционно используется для того, чтобы случайно не произнести Его Имя в неподходящем месте). А во втором значении будем использовать слово «Элоhим».] «Элоhим» – это собирательное понятие, которое объединяет всех обладателей силы, которые существуют в мире. И все правители высших и низших миров называются Элоhим, как написано: «Элоhим народов» (Теилим, 96:5), или «Ибо все народы пойдут – каждый во имя Элоhим своего» (Миха, 4:5). И смотри Зоар (Ваикра, 8а, и Балак, 208а), который говорит, что там, где написано «и пришел Элоhим», когда речь идет об Авимелехе, Лаване и Биламе, имеется в виду духовная сила, которая ими управляет. И даже обыкновенные судьи называются «Элоhим». И смотри Зоар (Мишпатим, 96б) [где объясняется, что поток сил, которые оживляют всевозможные части творения, называется Элоhим].

Однако все эти силы не существуют независимо. Они способны властвовать только постольку, поскольку Он, да будет благословенно имя Его, дал им силу и наделил возможностью править. И поэтому называют Его, да будет благословенно имя Его, (Теилим, 136:2) «Элокей Элоhим» [буквально, «Б-г сил»]. И написано: «Г-сподь превыше всех Элоhим» (Шмот, 18:11), «Поклонятся Ему все Элоhим» (Теилим, 97:7). И даже идолопоклонники называют Его, да будет благословлено имя Его, «Элока д-Элоhим» (Даниель, 2:47). Вот почему называются «Элоhим других» – ибо сила их исходит не от них самих. Они черпают могущество из источника, находящегося выше них, а этот источник, в свою очередь, черпает из источника еще более высокого, и так далее. В результате, все они питаются из одного Истинного Источника всех сил, да будет благословенно имя Его. И поэтому написано: «А Г-сподь Элоким есть истина» (Йирмияу, 10:10), так как Он – это истинный первоисточник всех сил, а все остальные источники черпают свои силы только от него. И так говорится в Писании: «И увидел весь народ, и пал на лицо свое; и сказали: Г-сподь – Он Элоким» (Цари I, 18:39). – Прим. автора

Ниже, в третьей части, автор объясняет, что первые идолопоклонники не считали, что звезды или истуканы, которым они поклонялись, создали мир. Они верили, что Всевышний сотворил все, включая предмет их поклонения. Поэтому они называли Всевышнего Элокей Элоhим. Ошибка первых идолопоклонников заключалась в том, что они считали, что Всевышний передал этим звездам и истуканам могущество и возможность повелевать, а сам отошел от управления миром. И теперь они властвуют независимо от Его воли, по прихоти своей. И это неправильно, ибо, хоть Всевышний и передал им определенные возможности и полномочия, но Сам Он продолжает беспрерывно править миром, и не оставил управление даже на миг. И так как сила, которой обладают звезды и прочие силы, не является независимой, а исходит от Творца, то нельзя служить никаким силам, кроме Него, да будет благословенно Имя Его. – Прим. р. А. Д. Гольдберга.

Глава 3

Каждое действие, совершаемое человеком, влияет не только на этот мир, но и на высшие духовные миры.

И вот чем человек в каком-то смысле уподобляется [проявлению Всевышнего, которое соответствует имени] Элоким: Творец создал человека таким образом, чтобы он властвовал над великим множеством сил и несметным числом миров. Человеку дана сила управлять мирами; каждая даже, казалось бы, самая незначительная деталь его действий, слов и мыслей, и каждое его движение влияют на высшие духовные миры, положительно, или, не дай Б-г, наоборот.

То есть, человеку дана власть управлять миром на уровне духовных корней, из которых мир происходит. А все, что совершается в мире, зависит от того, как человек повлияет на его духовные корни. Получается, что человек управляет всем, что происходит в мире. – Прим. р. А. Д. Гольдберга

Каждым положительным действием, словом и мыслью он поддерживает и усиливает многие высшие и святые миры и силы, и приумножает в них святость и свет, как написано (Йешаягу, 51:16): «И Я вложил слова Мои в уста твои, и в тени руки Своей укрыл тебя, чтобы устроить небеса, и основать землю». И как сказали мудрецы (Брахот, 64а на стих Йешаяу 54:13 «И все сыновья твои будут учениками Г-спода, и велико (будет) благополучие сынов твоих»): «не читай банаих (сыновья твои), читай бонаих(строители твои)» – ибо они [люди, занимающиеся Торой] воздвигают высшие миры и укрепляют их мощью великой, как строитель, который воздвигает здание. И наоборот, не дай Б-г, грешными действиями, словами или мыслями, человек разрушает бесчисленные великие и святые высшие миры и силы. Как сказано (Йешаяу, 49:17): «…разрушители твои и опустошители твои из твоей среды выйдут». Или, по крайней мере, уменьшает и затмевает сияние их святости, не дай Б-г, и передает власть нечистым силам тьмы.

Здесь автор перечислил три вида отрицательных влияний на высшие миры: разрушение, уменьшение и затмение сияния. Эти три вида соответствуют разным уровням миров. Чем выше мир, тем меньше он подвержен влиянию человека. Поэтому, в более низких мирах грех производит разрушение, в более высоких уменьшение, а в еще более высоких он способен лишь частично затмить сияние. – Прим. р. И. Э. Вайнтруба

В 12-ой главе автор объясняет, что само существование и жизнь сил зла – это результат разрушения, которое совершает грех в святых мирах. – Прим. р. А. Д. Гольдберга

И в этом заключается смысл того, что написано (Берешит, 1:27): «И создал Элоким человека по образу Своему», и (Берешит, 9:6): «…ибо в образе Элоким создал Он человека». Ибо, так же как Он, да будет благословенно Имя Его, является Элоким, то есть, властелином всех сил, которые существуют во всех мирах, их единовластным управляющим и правителем, так же человеку Он, по воле Своей, передал власть над великим множеством духовных миров и сил. И теперь в руках у человека находятся ключи к тому, что бы оживлять эти силы и миры, направив в них поток витальной силы, или, наоборот, умерщвлять их. И этот процесс происходит постоянно, и нет ни одного мгновения в жизни человека, когда его поведение, и каждая деталь его действий не влияли бы на жизненность высших миров и сил. Каждое действие, каждое слово и каждая мысль оказывают влияние на высшие миры, в соответствии с уровнем своего духовного источника, как будто он властвует над мирами, и в этом он уподобляетсяЭлоким.

Действия человека влияют на высшие миры не только тогда, когда он занимается изучением Торы или выполнением заповедей. Каждое действие и каждое движение, и каждая их деталь, даже самая ничтожная, оказывают созидательное или разрушительное влияние на высшие миры. Причина этого заключается в том, что ни одно действие, которое человек совершает, не является нейтральным. Каждый поступок, совершаемый человеком, носит или характер заповеди, или характер греха. – Прим. р. А. Д. Гольдберга

Здесь и далее, из слов автора становится понятно, что у человека нет возможности оживлять миры и влиять на них своими собственными силами. Всевышний Сам постоянно оживляет и возобновляет Свое творение. Человек подобен Властелину миров в силу того, что Творец поставил жизненность и порядок, которые Он постоянно изливает на миры, в зависимость от действий человека. Получается, что человек управляет мирами, хотя сила воздействия на них исходит не от самого человека. – Прим. р. А. Д. Гольдберга

Так как цель создания человека – это служение Творцу, и в этом заключается вся его суть, то нельзя сказать, что человек существует, и, кроме того, должен служить Творцу. Вся суть и весь смысл его жизни – это только служение Творцу. Поэтому каждый поступок и каждое движение человека могут быть либо направлены на служение Творцу, либо противоречить служению. А среднего не дано. Поэтому любое действие является или заповедью или нарушением. И не существует ничего, что бы не было предназначено для служения Всевышнему, и при этом не являлось бы грехом. А то, что некоторые вещи называются «разрешенными», означает, что их категория определяется намерением, с которым их делают. Если их делают для того, чтобы лучше служить Творцу, то они превращаются в заповедь, а если для чего-либо другого – то в грех. А те вещи, которые мы называем «заповедями», как например накладывание тфиллин, – это действия, которые всегда совершаются только с целью служения Творцу. А «запретом» называются те вещи, которые всегда противоречат воле Творца. 

И в этом заключается смысл заповеди «во всех делах своих знай Его» – человек должен использовать все, что ему разрешается, для служения Творцу. – Прим. р. Й. Э. Вайнтруба

Сказали мудрецы (Мидраш Эйха Рабати, на стих 1:6): «Рабби Азарья от имени Рабби Йегуды бар Симона сказал: когда Исроэль выполняют волю Вездесущего, они умножают силу и власть того влияния, которое Всевышний изливает на мир, как сказано (Теилим, 60:14): “С Элоким усилим мы”. А когда Исроэль не выполняют волю Вездесущего, то они как бы ослабляют Его великое влияние, как написано (Дварим, 32:18): “Твердыню (источник), породившую тебя, ослабил”».

И еще приводится в нескольких местах в книге «Зоар»: «грехи, которые совершает человек, создают изъян в высших духовных мирах, и наоборот». И это то, что имеется в виду в стихе (Теилим, 68:35) «Дайте силу Элоким». И в Зоаре (на начало главы Бо, основываясь на стихе Иов, 1:6): «”И был день, когда пришли сыны Б-жьи предстать пред Господом (другой вариант прочтения «восстали против Господа»)” – когда силы зла хотят обвинить еврея в неподобающем поведении, то, конечно, они противостоят Всевышнему, чтобы высказать обвинение. Ведь когда еврей совершает неподобающее действие, это как бы ослабляет поток жизненной силы, с помощью которой Всевышний поддерживает творение. А когда еврей ведет себя хорошо, то, наоборот, как бы усиливает поток, который снисходит от Всевышнего в творение. И про это написано “Дайте силу Элокиму”. Каким образом [можно дать силу Элокиму]? Посредством богоугодного поведения».

И поэтому написано «Элокиму», и также написано (Теилим, 60:14): «Элокима усилим мы» – и объяснили, что слово «Элоким» означает властелин всех сил, [силу влияния которых Всевышний поставил в зависимость от действий человека].

И, как уже было сказано выше, грех наносит ущерб всем мирам. Но не во всех мирах повреждение получается одного и того же масштаба. В нашем мире грех может повлечь за собой полное разрушение. Пример тому – разрушение храма и изгнание еврейского народа. В более высоких мирах, повреждение носит характер «затемнения» сияния, которое достигает их. В еще более высоких мирах, повреждение приводит к тому, что мир становится не совсем идеальным. 

С другой стороны, грех приводит к возникновению и усилению миров тьмы, в которых властвуют силы зла. И чем больший ущерб наносится святым мирам, тем больше вырастают миры зла. – По прим. р. Й. Э. Вайнтруба

Сказано, что человеку дана власть над мирами. Нужно отметить, что не всем дан один и тот же уровень власти. Виды влияния, а также его количество и качество, разные у разных людей. И все зависит от той роли, которая предназначена для человека в жизни. Также как в земном царстве, если солдат не явился на пост, то это немного уменьшает честь царя. Если же главнокомандующий не придет на свое место, то это будет страшным оскорблением царской короне. Точно также, есть разница между людьми. У каждого есть возможность умножить или уменьшить славу Всевышнего, но люди не равны по своим возможностям. И только в день Великого Суда человек узнает, какую роль он должен был сыграть в жизни. – Прим. р. Й. Э. Вайнтруба

Перевод – рав Б. Набутовский


http://www.beerot.ru/?p=6005