Томер Двора — 15 — Качество двенадцатое — часть 2

Дата: | Автор материала: Рав Моше Кордоверо

871

Заслуги отцов

Книга «Томер Двора» говорит о проявлении высшего милосердия Всевышнего, которое далеко не всегда поддается пониманию. Она учит нас стремиться проявлять милосердие по отношению к другим вопреки своим естественным наклонностям, а иногда даже вопреки чувству справедливости.
Однако из других источников известно, что заслуги отцов являются причиной проявить милосердие по отношению к их потомкам даже в рамках справедливого суда. На первый взгляд, этот принцип вызывает изумление: ведь человек должен сам заслужить расположение к себе, разве его можно получить по наследству?
Рав Элияу Элиэзер Деслер отвечает на этот вопрос, и объясняет понятие «заслуги отцов» в письме, которое он написал своим ученикам в 5700 (1940) году, когда те разъехались из-за войны. Мы приводим письмо в сокращении (опубликовано в книге «Михтав ми-Элияу» том 1, стр. 8).

Будучи потомками великих праотцов Авраама, Ицхака и Яакова, мы привыкли считать себя высокородными особами в глазах Всевышнего. Из-за этого Он не станет судить нас по всей строгости закона и по справедливости. Ведь мы – потомки любящих Его праотцов, поэтому Ему подобает сжалиться над нами и изменить приговор в нашу пользу. Ведь мы сыны Его любимцев! Мы думаем, что это и есть то великое наследие, которое мы получили от наших великих праотцов, гигантов духа, приблизившихся к Всевышнему больше, чем кто бы то ни было другой. Получается, что даже если будем делать все, что пожелает наше сердце, все равно Всевышний не станет нас наказывать. Ведь стоит нам лишь напомнить Ему, как вели себя Его любимцы, праотцы, и все наши грехи простятся нам в тот же самый момент. Вопрос состоит в том, понимаем ли мы эту концепцию в полном смысле слова? Давайте задумаемся:

1) Законно ли это, что судья изменяет приговор в пользу сына своего любимца, в то время как другого подсудимого, которому не посчастливилось родиться в семье друзей судьи, за точно такое же преступление судят по всей строгости закона? Где здесь правосудие и честность?

2) Можно ли менять приговор из-за расположения к подсудимому?

3) Нужно учесть, что Всевышний – это источник истины, и все, что исходит от Него – это абсолютная истина. Лживость свойственна исключительно творению, которое существует в постоянном сокрытии. А что касается Творца, то совершенно невозможно представить себе, что ложь имеет к Нему какое-либо отношение, ибо с Его стороны нет никакого сокрытия и никакой возможности сокрытия, не дай Б-г. Поэтому только абсолютная, бескомпромиссная и всеобъемлющая истина может предстать перед Ним. Если так, то как мы можем просить Всевышнего о помиловании? Разве Он сжалится над нами из-за заслуг наших праотцев, любимцев своих? Разве сделает Создатель что-то, что не соответствует абсолютному правосудию?! И если мы действительно виновны, и нам полагается справедливое наказание, как можно сжалиться над нами, не отступая от истины?

4) Мудрецы сказали, что существует такое понятие, как «иссякли заслуги отцов», и есть поколения, о которых так сказано. От чего это зависит? От числа поколений, которые сменились после эпохи праотцев, или от каких-то других факторов? …

Вот что пишет об это рав Хаим из Воложина в своей великой и возвышенной книге «Руах Хаим» (гл. 5, мишна 3) о стихе из книги Мишлей (20:7) «Ходит праведник в непорочности своей; хороша доля детей его после него!» (читайте внимательно, в этих словах содержится ответ на наш вопрос): «Те качества, к достижению которых праведник приложил огромные усилия, являются совершенно естественными для его потомков. Они могут с легкостью развить их в себе». Быстро прочитав эти простые слова, можно остаться под впечатлением, что здесь написаны очевидные вещи. Дорогие мои, это не так! Здесь высказана глубочайшая идея. Вот в чем она заключается:

Нам уже известно, что любой человек в любой ситуации и в любое время обладает свободой выбора между добром и злом. Этот выбор всегда находится в определенной точке, в которой человек сомневается и взвешивает, как ему поступить. А то, что лежит выше и ниже этой точки, не является предметом выбора. Когда человек духовно растет, это точка поднимается, а когда деградирует (не дай Б-г) – опускается. Например, поститься и рыдать перед Всевышним, чтобы Он простил нас за каждый момент, не посвященный изучению Торы – это выше той точки, на которой находится большинство из нас. С другой стороны, дурное начало даже не пытается соблазнить нас выкурить сигарету в Шаббат, так как на данный момент это нарушение ниже точки нашего выбора.

Отцы не могут совершить выбор за своих детей, ибо каждый человек выбирает сам за себя. Но уровень, на котором человек находится в начале своего жизненного пути, зависит от его родителей и воспитателей. Было немало детей праведников, которые стали злодеями. Это произошло из-за того, что эти дети постоянно выбирали зло, и спустили точку своего выбора с того уровня, который они унаследовали у своих отцов-праведников, при том, что в начале они находились на высоком уровне, который подготовил для них отец. Более того, отцы передают свой дух и черты характера сыновьям!

Посмотрите, насколько велика сила этой преемственности!

Рабейну Хаим из Воложина продолжает: «Хорошо известно, что многие простые евреи жертвовали жизнью во имя освящения Имени Всевышнего. Это качество – готовность отдать свою жизнь ради идеала – стало частью нашей природы благодаря праотцу Аврааму, который пошел на самопожертвование во имя веры в Ур Касдиме (и спасся только благодаря чуду)».

Это просто удивительно! Готовность пойти на самопожертвование во имя духовности, во имя Всевышнего, во имя вещей возвышенных и нематериальных. Как может быть, что простой человек, который еще не достиг духовных высот, жертвует собой ради этого, причем с легкостью?! Единственное, благодаря чему он способен на такой героизм – это наследие от праотца Авраама.

Р. Хаим продолжает: «И так все десять испытаний [которые прошел Авраам] были даны ему, чтобы проторить дорогу нам, его потомкам. Например, когда у человека неожиданно возникает стремление попасть в Святую Землю – это результат испытания «Иди себе» (при котором Всевышний повелел Аврааму покинуть родину и уйти в землю Кнаан)». Это поистине удивительно! Ведь уже прошло почти две тысячи лет с тех пор, как нас изгнали из Святой Земли. Каким образом любовь к ней все еще зиждется в наших сердцах? Ведь это не обычный национализм, как у других народов. Если ли бы дело было в национализме, эта земля давно стерлась бы из нашего сознания, как произошло с другими народами, издревле изгнанными из своей родной земли.

В действительности эта любовь связана со святостью, которую вложил в эту землю Всевышний. И эта святость тянет нас, ибо душа наша унаследовала тягу к ней от праотца Авраама, который самоотверженно прошел испытание «Иди себе»…

Каждый из нас знает, потерял ли он то огромное состояние, которое унаследовал от праотцев, Авраама, Ицхака и Яакова, и от всех праведников предыдущих поколений. Какая неимоверная глупость – променять это великое богатство на низменный и бессмысленный материализм! Тем более позволить ему осквернить свою душу, и навечно стать рабом собственного благосостояния. И если постигнут этих людей несчастья, не дай Б-г, то не поймут они и не узнают, как спастись от них. Как хороша доля наша! Ведь мы удостоились изведать несравненную сладость нашей святой Торы и ознакомиться с принципами, с помощью которых сможем прожить радостную и счастливую жизнь. С помощью Торы мы сможем посвятить всю свою жизнь приближению к Творцу и насладиться сладостью постоянных духовных приобретений. Мы научимся видеть добро Всесильного, которое скрывается за каждым происходящим с нами событием, и будем всегда довольны. Кроме того, научимся концентрироваться на своих духовных достижениях и жить истиной, с единственной целью – удостоиться душевных сил, достаточных, чтобы перебороть свое дурное начало.

Теперь читайте внимательно (здесь автор отвечает на вопрос, почему наследникам праотцев полагаются особые привилегии, и это не противоречит справедливости суда): Двух воров привели к судье, чтобы тот судил их. И в результате расследования обнаружилось, что оба они действительно украли, и каждому из них по закону полагается тюремное заключение. Но судья задумался: может быть, их еще можно исправить, чтобы зажили честной жизнью и перестали воровать, обойдясь без тюрьмы? Ведь судья не стремится отомстить им за содеянное, он лишь желает исправить их, чтобы перестали наносить вред обществу. Судья начал рассматривать этот вопрос и выяснил, что один из воров – сын хороших и уважаемых родителей, и все его близкие – честные люди. Единственное, что толкнуло его на путь преступления – это дружба с одним непорядочным человеком. И теперь, если отдать его на попечение семьи, где он подвергнется положительному влиянию своих родителей, то скорее всего исправится и навсегда перестанет нарушать закон. Если так, подумал судья, не лучше ли именно так с ним и поступить: поместить его в лоно семьи, вместо того чтобы отправлять в карательное учреждение.

А когда судья стал рассматривать дело второго вора, то выяснилось, что нет никого, кто мог бы оказать на него положительное влияние, и если сейчас его не накажут по справедливости, то он никогда не прекратит свою преступную деятельность. Подумал судья, как с ним поступить, и к своему великому сожалению, не нашел ничего лучшего, чем отправить его в тюрьму.

Эта аллегория – огромная помощь в понимании качеств суда и милосердия, и каким образом оба они являются абсолютной истиной. Всевышний «желает не смерти злодея, а его возвращения на путь истинный и жизни» (см. Йехезкель,  33:11). С другой стороны, Творец видит самые сокровенные мысли и чувства каждого, и знает, кто готов возвратиться к Нему, а кто далек от этого, и не исправится, пока не будет сурово наказан. В таком случае проявляется так называемое «качество суда», когда прослеживается намерение Всевышнего наказать виновного. Но ведь с позиции милосердия тоже надо согласиться с этим отношением к преступнику – ведь если его сейчас не наказать, он будет грешить дальше, и опустится еще ниже!

Противоположный подход – мягкое обращение с преступником – называется «качеством милосердия». Но в случае, когда этот подход уместен, качество суда тоже согласится с ним. Ведь основная цель суда – это исправление и совершенствование человека. И если есть надежда, что он вернется к Творцу и исправится по-хорошему, то зачем его наказывать?

Не может быть такого, что качество милосердия полностью простит грех, если нет надежды, что грешник исправится без наказания. Об этом сказано в Талмуде (Бава Кама, 50а): «Каждый, кто утверждает, что Всевышний уступчив (т. е., уступает и прощает без надежды, что грешник вернется сам) – да прекратится (букв. «будет уступлена») его жизнь!»

И этот же принцип можно обнаружить в самой Торе. Бунтующий сын (бен сорер у-море – см. книгу Дварим, 21:18-21), хоть он и молод, подлежит смертной казни. Тора не сжалилась над ним! Мудрецы объяснили нам причину такого отношения (в трактате Санедрин, 71б). Его обуревают такие сильные страсти, что он бесконечно далек от возвращения. Поэтому пусть лучше умрет до того, как успеет взять на душу множество тяжких преступлений. Это та самая ситуация, при которой качество милосердия оправдывает действия качества строгого суда.

[Прим. переводчика: Конечно, только Тора могла определить, что в данном случае нет надежды на раскаяние. Человеческий суд может помиловать преступника, найдя смягчающие обстоятельства. Но покарать человека за то, что он еще не совершил, можно только в случае «бунтующего сына».] После этого объяснения все становится на свои места! Теперь мы ясно видим, насколько истинны все законы Торы, с начала и до конца. Выше мы уже говорили о том, что наш народ получил богатое наследие от своих праотцев. Это наследие – душевные силы и положительные качества, с помощью которых мы сможем выявить истину, устоять перед соблазнами дурного начала и вернуться к Творцу.

Теперь мы разовьем еще чуть-чуть эту идею, и узнаем много интересного.

С праотцами нас соединяет то, что мы являемся носителями их качеств и тех черт характера, которые помогают нам раскрыть истину и справедливость. И так как в Своей бесконечной мудрости Всевышний видит эту связь поколений, Он знает, что надежда на наше раскаяние и возвращение к Нему еще не потеряна. Поэтому есть шанс, что Судья Всего сжалится над нами. Пока чистота [в Святом языке זְכוּת (заслуга) и זָכּוּת (чистота) – это однокоренные слова] отцов не покинула нас, ситуация не безнадежна. А если «чистота праотцев» иссякнет, то причина сжалиться над нами пропадет. Это то, что имели в виду мудрецы, когда говорили об определенных поколениях «иссякли заслуги отцов» – не про нас будет сказано!

Из этого можно сделать следующий вывод: мы должны стараться сохранять качества праотцев: доброту, веру, трепет перед Всевышним и любовь к Нему, постоянное стремление к истине, которое не дает дурному началу возможности соблазнить нас полуправдой. Если будем стараться развить в себе эти качества и постоянно стремиться к духовному, то сможем привить себе чистоту отцов – в той небольшой степени, в которой это могут сделать люди нашего калибра. И тогда Всевышний сжалится над Своим народом, и мы удостоимся стать очевидцами избавления.

Самый низкий уровень заслуг отцов

Иногда человеку необходимо прикрепить к себе какой-либо предмет, чтобы не потерять его. Для этой цели часто используют цепочку. Например, многие носят на ней часы или ключи. И хотя сама цепочка человеку совершенно не нужна, он использует ее для того, чтобы удерживать и хранить необходимый ему предмет. И если вся цепочка нужна исключительно для этой цели, то тем более одно ее звено не обладает собственной ценностью. Тем не менее, каждое звено совершенно необходимо. Ведь даже если сломается только одно звено, вся цепочка порвется, и необходимый предмет отсоединится от хозяина и пропадет.

Этот простой пример поможет нам понять самый низкий уровень «заслуг отцов». Всевышний пообещал нашим святым праотцам, что конечная цель мироздания будет достигнута посредством их самих и их потомков. И великое будущее, в котором все увидят, как возвысится и освятится имя Всевышнего, благословен Он, – наступит именно благодаря праведному мессии. Но мессию отделяют от праотца Авраама многие поколения, и каждое из них выходит из предыдущего, как связанные между собой звенья одной длинной цепи. В этой цепи есть люди, и даже целые поколения, поведение которых лишает их права на существование. Тем не менее, они продолжают жить. Дар жизни дается им не благодаря их собственным заслугам, а из-за заслуг их предков и потомков – ибо они как звено в цепи, которое существует только для того, чтобы цепочка не разорвалась.

Тогда человек продолжает жить в мире, хоть у него и нет самостоятельного права на существование.

[К словам рава Деслера необходимо добавить, что клятва и обещание о продолжении поколений были даны только праотцам и сыновьям Яакова (а также сыновьям Йосефа, каждый из которых приобрел статус отдельного колена). Другим евреям это обещание дано не было, и у каждого человека есть возможность упасть еще ниже уровня «звена в цепи», описанного равом Деслером, и вообще перестать быть частью народа. Даже у абсолютных праведников нет гарантии, что их потомство достигнет Конца Дней. Тем более такой гарантии нет у людей, которые ничего не делают для того, чтобы их продолжение оставалось в лоне нации.]

Редакция «Беерот Ицхак» выражает благодарность раву Цви Вассерману и издательству «Швут Ами» за право пользоваться переводом книги «Томер Двора». Примечания редактора основаны на книге рава Аарона Довида Гольдберга «Ве-алахта би-Драхав» и на книге рава Бен-Циона Эпштейна «Акдамот у-Шеарим».

Подготовил рав Б. Набутовский.


http://www.beerot.ru/?p=51985