Томер Двора — 14 — Качество двенадцатое — часть 1

Дата: | Автор материала: Рав Моше Кордоверо

940
Тора заповедала нам следовать путями Всевышнего. Это означает, что в своих действиях мы должны уподобляться тому, как Творец ведет себя по отношению к творению. Наиболее возвышенное раскрытие Творца в этом мире определяется тринадцатью качествами милосердия. Пророк Миха перечисляет эти качества (Миха, 7:18): «Кто подобен Тебе, Б-г, несущий грех и устраняющий преступления остатку наследия Своего, не держит гнев Свой навеки, ибо Он желает добра. Он снова смилуется над нами, удалит преступления наши. И Ты ввергнешь в морскую пучину все их грехи. Ты явишь истину Яакову, милость Аврааму, о которой клялся Ты отцам нашим с давних времен». Книга «Томер Двора» объясняет эти качества и учит, каким образом человек может уподобиться Творцу, следуя путями Его.

Глава первая. Качество двенадцатое. «О которой клялся Ты отцам нашим».

Некоторые люди недостойны, но Всевышний проявляет милосердие ко всем. Стих Торы «И я помилую тех, кого помилую» (Шмот, 33:19) Талмуд комментирует так (Брахот, 7): «Сказал Святой, благословен Он: “Эта сокровищница – для тех, кто недостоин”». У Всевышнего есть сокровищница милосердия – Он милует и дает сынам Израиля незаслуженные дары, потому что Он сказал: «У них ведь есть заслуги отцов, я поклялся их праотцам, и поэтому, хотя они недостойны, они удостоятся из-за того, что они – потомки праотцов, которым Я поклялся; поэтому я буду вести и направлять их, пока они не исправятся».

[Пишет Мидраш (Раба, Ки Тиса, гл. 45, ч. 6): В тот момент Всевышний показал Моше все кладези награды (которую люди получат в грядущем мире). А после этого показал сокровищницу великую. Спросил Моше: «Кому предназначаются эти сокровища»? Ответил ему Всевышний: «Тому, кому полагается награда, я даю награду. А тому, кому не полагается, я делаю даром и отдаю».

Но написано, что Всевышний «поклялся» праотцам, обязав Себя быть милостивым с их потомками. Если так, то почему это называется «милостью», ведь это всего лишь выполнение обязательства?! Ответ на этот вопрос заключается в том, что само принятие клятвы – это и есть великая милость по отношению ко всем поколениям, которые произошли от праотцев. Всевышний жалеет сыновей, пусть даже недостойных, чтобы не опозорить и не опечалить отцов. – Здесь и далее – комментарии редактора]

Так же должен вести себя человек: даже если он встретит нечестивцев, он не должен быть с ними жесток, стыдить их и т. п. Нужно пожалеть их и сказать: «В конце концов, они – сыны Авраама, Ицхака и Яакова, и даже если они негодяи – их праотцы были праведны и достойны, и тот, кто порочит детей – порочит отцов; я не желаю, чтобы их праотцы были опорочены из-за меня», – и скрыть их бесчестье, и исправлять их, насколько возможно.

[Относительно данного качества, «о которой клялся Ты отцам нашим», автор написал, что Всевышний терпит дурное поведение грешника, с тем чтобы дать ему возможность исправить свои проступки. А когда речь шла о предыдущем качестве, «милость Аврааму», автор вообще не упомянул исправление. Причина этого в том, что «каждому, кто пренебрегает обидой, прощаются все грехи», то есть, его поведение показывает, что он исправил в себе корень греха, как мы уже объяснили выше.

Тот факт, что существует запрет ненавидеть ближнего, не означает, что мы должны закрывать глаза на его злодеяния. Даже если человек грешит не назло, а из-за того, что не может устоять перед соблазном, мы должны ненавидеть его проступки. Но его самого нужно любить, так как в душе каждого человека всегда остается что-то хорошее – и это есть его истинная сущность. И так написано в книге Тания в конце 32-й главы: «А родственников, которых он пытался увещевать и которые не отвратились от своих грехов, предписывается ненавидеть, но их следует также и любить. И оба (эти чувства) истинны: ненависть к злу, которое в них, и любовь к доброму началу, в них скрытому».

Редакция «Беерот Ицхак» выражает благодарность раву Цви Вассерману и издательству Швут Ами за право пользоваться переводом книги «Томер Двора». Примечания редактора основаны на книге рава Аарона Давида Гольдберга «Ве-алахта би-Драхав» и на книге рава Бен-Циона Эпштейна «Акдамот у-Шеарим». Подготовил рав Б. Набутовский.


http://www.beerot.ru/?p=51935