Томер Двора — 11 — Качество девятое — часть 2

Дата: | Автор материала: Рав Моше Кордоверо

848
Тора заповедала нам следовать путями Всевышнего. Это означает, что в своих действиях мы должны уподобляться тому, как Творец ведет себя по отношению к творению. Наиболее возвышенное раскрытие Творца в этом мире определяется тринадцатью качествами милосердия. Пророк Миха перечисляет эти качества (Миха, 7:18): «Кто подобен Тебе, Б-г, несущий грех и устраняющий преступления остатку наследия Своего, не держит гнев Свой навеки, ибо Он желает добра. Он снова смилуется над нами, удалит преступления наши. И Ты ввергнешь в морскую пучину все их грехи. Ты явишь истину Якову, милость Аврааму, о которой клялся Ты отцам нашим с давних времен». Книга «Томер Двора» объясняет эти качества и учит, каким образом человек может уподобиться Творцу, следуя путями Его.

Это одно из хороших качеств Творца [Это высказывание автора вызывает удивление: неужели у Творца есть плохие качества?! На самом же деле автор имел в виду, что здесь идет речь о качествах, доброе свойство которых очевидно и открывается сразу при их появлении. Ведь у Творца также есть качества, доброта которых проявляется только спустя какое-то время, или только после того, как человек проходит тяжелые испытания. – Здесь и далее, в скобках пояснения переводчика], ведь когда дети Израиля согрешили, Всевышний отдал их в руки фараона, а потом, когда они раскаялись – почему Он должен наказывать фараона? И тот же вопрос относится к Санхериву, Аману и им подобным. Однако Всевышний не удовлетворяется тем, что говорит: «Они раскаялись, значит, им больше не будет причинено зла, значит, фараон, Санхерив и Аман оставят их в покое». Этого недостаточно, и Всевышний делает большее – злой замысел Амана обращается против него самого, и то же самое происходит с фараоном и Санхеривом.

Причина, по которой Творец делает так, связана с сокровенным смыслом заповеди козла отпущения: «и понесет на себе козел все их грехи в пустынную землю» (Ваикра, 16:22). Смысл этого – что козел в буквальном смысле получает наказание за их грехи, и это очень сложно понять: как может быть, что евреи грешат, а козел несет их грехи?!

Объяснение этого следующее. Когда человек исповедуется перед Творцом в своих грехах и принимает на себя очищение, как сказал царь Давид (Теилим, 51:4): «начисто отмой меня от греха», и как мы говорим в молитве: «сотри мой грех по великой милости Твоей». Мы молимся, чтобы Творец очистил нас от грехов с помощью легких страданий, которые не помешали бы изучению Торы. И поэтому молитва продолжается: «<сотри мой грех>, но не посредством тяжких страданий и болезни». Это то, что он <пророк Нехемья> имел в виду, когда сказал Всевышнему (Нехемья, 9:33): «Ты справедлив во всем, что постигло меня» – он безропотно принял на себя страдания, чтобы очиститься от тех грехов, которые могут искупить только страдания или смерть. 

[Иногда, даже после того, как человек раскаялся и вернулся к Творцу, ему все равно необходимо пройти через страдания, чтобы очистить свою душу от греха. Всевышний, в Своей великой милости, вместо того, чтобы наказывать человека в аду, где его душу ожидают очень страшные наказания, не дай Б-г, подвергает его страданиям в этом мире. И в Мир Грядущий он приходит уже чистым от провинности.

Очевидно, что понятие «страдания» включает в себя целый спектр всевозможных злоключений, начиная с мелких неприятностей, и кончая продолжительными и страшными страданиями Ийова. После того, как человеку дается возможность искупить свои грехи в этом мире, вместо мира Грядущего, он может также уменьшить уровень страданий с помощью исповеди, возвращения к Всевышнему и изучения Торы, а также искренней молитвой.

Следует отметить, что исповедь неразрывно связана с молитвой. В еврейской книге молитв, сидуре, исповедь записана как стандартная часть ежедневных молитв. Причина этого заключается в том, что исповедь всегда сопровождается просьбой о милосердии. Поэтому в молитвах, которые произносятся в Рош а-Шана, в день строгого суда, исповедь отсутствует.

В книге «А-Ктав вэ-а-Кабала» (Ваикра, 5:5) объясняется, что слово «исповедь», «видуй», связано со словом «леядот», «бросить». Исповедуясь в грехах, человек как бы сбрасывает и отдаляет их от себя.

Пишет Талмуд (трактат Арахин, 16б): «Что называется страданиями? Даже если пошили ему одежду, а она не подходит. <Или> хотел, чтобы ему разбавили вино горячей водой, а вместо этого разбавили холодной.» И написал Маараль из Праги («Нетивот Олам») что все, что не соответствует желанию человека, называется страданиями. Поэтому человек, который со смирением и с любовью принимает все, что с ним происходит, несмотря на то, что это противоречит его желаниям, удостоится страданий, которые не прервут его занятия Торой. И посредством этих страданий он сможет искупить свои грехи.]

Так и происходит, когда человек исповедуется перед Творцом в своих грехах в молитве. В книге Зоар на главу Пекудей объясняется, что это – надел Самаэля, который как козел. В чем же его удел? Всевышний посылает человеку страдания. И тогда немедленно появляется Самаэль (ангел зла) и взимает с него долг. А козел несет грехи – Всевышний дает ему возможность собрать долг, и благодаря этому Израиль очищается. И все это падает на голову Самаэля.

[Краткое объяснение отрывка из книги Зоар. Силы зла требуют от человека, чтобы он дал им жизненную силу. Когда он исповедуется в своих грехах от чистого сердца, и соглашается безропотно стерпеть страдания, которые помогут ему искупить свой грех, силы зла получают от этого жизненную энергию. Эту энергию они используют для того, чтобы наказать человека в этом мире. И в этом заключается смысл козла отпущения – первосвященник исповедуется в грехах народа и передает их козлу, который символизирует силы зла. И тогда у народа появляется возможность искупить свои грехи в этом мире.

А того, кто не исповедуется в своих грехах и не хочет исправлять свои ошибки и прегрешения в этом мире, силы зла преследуют в мире Грядущем. А там его постигнет гораздо более тяжелое наказание.

То, что утверждает здесь автор, похоже на высказывание из книги Зоар. «Козел» – это силы зла, которые возникают из-за проступков людей, и которые призваны наказать их. Чем больше люди грешат, тем большее наказание им полагается. Чтобы исполнить более тяжелое наказание, необходимы более мощные и более темные силы зла. Получается, что сам грех дает жизненную энергию этим силам.

Козел отпущения, которого сталкивают с обрыва в Йом Кипур, не может полностью искупить грехи людей. Его роль заключается в том, что он переносит грехи из одной сферы в другую. Он забирает грехи из души человека, которую могут очистить только страшные мучения ада – геинома, и передает их силам зла, которые наказывают грешника в этом мире, заставляя его страдать. При этом его страдания несравненно меньше, чем страдания ада, так что, по сравнению с тем, что его ожидало в аду, его нынешнее незначительное наказание можно рассматривать как полное прощение грехов.]

Причина этого – в том, что Творец устроил мир так, что всякий, кто причиняет зло Израилю, будет уничтожен. Поэтому в Торе есть заповедь «Человек, который ложится с животным, должен быть умерщвлен, и животное вы тоже должны убить» (Ваикра, 20:15). И по этой же причине камень или меч, с помощью которых был приведен в исполнение смертный приговор, должны быть похоронены – чтобы уничтожить их силу и существование после того, как они были использованы.

[Зло преследует того, кто его совершил, независимо от того, заставило ли оно евреев вернуться к Всевышнему, или что-то другое. Даже если евреи вернулись до того, как их постигли несчастья, их враги станут жертвами собственных недобрых замыслов. Так, например, произошло с Аманом: ему так и не удалось осуществить свой план по уничтожению евреев. Тем не менее, кары за свои намерения он не миновал.]

В этом заключается и тайна истукана, которого видел во сне Невухаднецар (Даниэль, 2:32-34). Израиль был отдан в руки царя Вавилона, которого символизирует золотая голова истукана; и после этого голова эта была низвержена Персией, которая соответствует серебряным рукам и груди истукана; она, в свою очередь, была покорена другими народами, и так далее, пока Израиль не спустился до уровня «ног, часть которых из железа, а часть из глины». А в конце дней все закончится благополучно: Всевышний поставит <тех, кто притеснял Израиль> и произведет над ними суд, как написано (Дварим, 32:23): «стрелы Мои истрачу на них <Израиль>», – «Мои стрелы <т. е. притеснители> кончатся, а Израиль не будет истреблен».

[Краткое объяснение пророчества Даниэля. Вот пророчество, которое видел пророк Даниэль (Даниэль, 2:32-45): Этот идол: голова его из чистого золота, грудь и руки из серебра, а торс и бедра его из меди. Голени его из железа, а ступни его частью из железа, а частью из глины. Пока ты смотрел, сорвался камень без помощи чьих-либо рук и ударил идола по ногам, что из железа и глины, и раздробил их. Тогда искрошились сразу железо, глина, медь, серебро и золото и стали подобны мякине на летнем току; и унес их ветер, и не осталось от них следа. А камень, который разбил идола, превратился в большую гору и заполнил всю землю. Таков сон, а толкование его скажем пред царем. Ты, царь, – царь царей, тот, кому Б-г небесный дал царство, мощь, силу и славу. И всюду, где живут люди, животные и птицы небесные, отдал Он их в твои руки, и поставил тебя властелином над ними. Ты сам – голова из золота. А после тебя поднимется царство другое, ниже твоего, а иное, третье царство – медное – будет властвовать над всей землей. А четвертое царство будет сильным, как железо; и подобно железу, которое расплющивает, крошит и разбивает все, оно, как железо, которое все сокрушает, всех размельчит и раскрошит. А то, что видел ты ступни и пальцы частью из гончарной глины, частью из железа, означает, что царство это будет разделено, а прочность железа его будет, как видел ты: железа, смешанного с гончарной глиной. И как пальцы ног – частью из железа, а частью из глины, так и царство это – частью будет прочным, а частью ломким. А то, что видел ты железо, смешанное с гончарной глиной, значит, что будут они смешаны через семя человеческое, но не сольются друг с другом, как железо не соединяется с глиной. И в дни тех царей установит Б-г небесный такое царство, которое никогда не разрушится и власти другому народу не передаст. Оно разобьет и уничтожит все эти царства, а само будет стоять вечно. Ибо видел ты, что камень оторвался от горы без помощи чьих-либо рук и раздробил железо, медь, глину, серебро и золото. Великий Б-г открыл царю то, что будет впоследствии. И верен этот сон, и правдиво его толкование.

Даниэль, Хананья, Мишаэль и Азарья, четверо придворных евреев царя Невухаднецара, молились чтобы Всевышний открыл им толкование сна царя. Содержание сна и его толкование открылись Даниэлю. Он объяснил, что Всевышний показал Невухаднецару порядок четырех царств, которые будут править на земле, а также события конца дней. Первое царство – это Вавилон, который символизирует золотая голова истукана. Потом к власти придут Персия и Мидия, которые символизируют грудь и руки истукана. Греции соответствует железный торс истукана. А четвертое, и последнее, царство – это Эдом. Глина, перемешанная с железом, из которого сделаны ноги – это царство Ишмаэля.

Камень, который разбивает истукана – это царь Машиах.

Власть Ишмаэля не считается самостоятельным изгнанием. Тем не менее, Ишмаэль причинит многочисленные страдания еврейскому народу в конце дней, как написано в Мидраше «Пиркей де-Рабби Элиэзер», гл. 30: «горе тому, кто будет жить в эпоху правления того, чье имя кончается на «э-ль». Почему его назвали «Ишмаэль»? <Это имя составлено из двух слов «йишма» – «услышит» и «Э-ль» – одно из Имен Всевышнего.> Потому что в будущем Всевышний услышит стенания народа, вызванные тем, что сделают потомки Ишмаэля на земле в конце дней.» А рав Яаков бен Ашер («Бааль а-Турим») пишет в своем комментарии к Торе (Берешит, 25:18), что Ишмаэль упадет, как сказано: «перед всеми братьями своими падет», и тогда появится Машиах, потомок Давида.]

В начале книги Даниэля написано (2:34-35): «Сорвался камень без помощи <чьих-либо> рук и ударил истукана по ногам, которые из железа и глины, и раздробил их». Это означает, что от истукана остались только ноги, а голова, руки и туловище уже потеряли свою силу. Тем не менее, далее написано: «и тогда части <истукана> из глины, меди, серебра, золота были сокрушены вместе». Объяснение этого в том, что в будущем Всевышний поставит Самаэля (ангела зла) и нечестивцев, исполняющих его дела и функции, и произведет над ними суд.

В этом и заключается атрибут «и Ты ввергнешь в пучину морскую все их грехи» – Творец направит силу правосудия на тех, кто называется «глубины моря», как сказано: «а нечестивцы – как разбушевавшееся море, когда оно не может утихнуть и его воды извергают ил и грязь» (Йешаяу, 57:20). Это те, кто исполняет суд над Израилем – Всевышний потом направит их злодеяния против них самих. Причина этого в том, что после того, как Израиль получает наказание, Творец сожалеет даже по поводу того, что было раньше, и требует ответа <за боль, причиненную Израилю>. Более того, «Я прогневался немного, а они усилили бедствие» (Захария 1:15), <то есть, причинили больше горя, чем требовалось>.

[Почему Всевышний карает злодеев, когда они, казалось бы, всего лишь выполняют Его волю, наказывая Израиль, мы уже подробно объяснили выше.]

Человек должен вести себя по отношению к ближнему в соответствии с этим качеством. Если тот – злодей, но сломлен страданиями, не следует его ненавидеть, ведь страдания очищают его от зла. И нужно приближать к себе падших и подвергающихся каре, проявлять к ним милосердие и спасать их от врага. Нельзя говорить: «он сам виноват, это все из-за его грехов», а следует, наоборот, относиться к ним милосердно в соответствии с этим качеством.

[Урок, который мы должны извлечь для себя из этого качества Всевышнего – сразу же после того, как грешника постигает наказание, Всевышний жалеет его и как бы сокрушается, что был вынужден наказать его. Также и мы, если увидим, что грешника или ненавистника нашего постигла беда, должны сразу же жалеть его, и желать ему скорейшего избавления.]

Редакция «Беерот Ицхак» выражает благодарность раву Цви Вассерману и издательству Швут Ами за право пользоваться переводом книги «Томер Двора». Примечания редактора основаны на книге рава Аарона Довида Гольдберга «Ве-алахта би-Драхав» и на книге рава Бен-Циона Эпштейна «Акдамот у-Шеарим». Подготовил рав Б. Набутовский.


http://www.beerot.ru/?p=51756