Томер Двора — 16 — Качество тринадцатое

Дата: | Автор материала: Рав Моше Кордоверо

704
Тора заповедала нам следовать путями Всевышнего. Это означает, что в своих действиях мы должны уподобляться тому, как Творец ведет себя по отношению к творению. Наиболее возвышенное раскрытие Творца в этом мире определяется тринадцатью качествами милосердия. Пророк Миха перечисляет эти качества (Миха, 7:18): «Кто подобен Тебе, Б-г, несущий грех и устраняющий преступления остатку наследия Своего, не держит гнев Свой навеки, ибо Он желает добра. Он снова смилуется над нами, удалит преступления наши. И Ты ввергнешь в морскую пучину все их грехи. Ты явишь истину Якову, милость Аврааму, о которой клялся Ты отцам нашим с давних времен». Книга «Томер Двора» объясняет эти качества и учит, каким образом человек может уподобиться Творцу, следуя путями Его.

Глава первая. Качество тринадцатое. «С давних времен».

[Последнее качество, «с давних времен» – это источник совершенно непостижимого высшего милосердия. В этом качестве проявляется принцип управления миром, который можно определить словами «Никто не будет отторгнут» (Шмуэль II, 14:14), то есть, в конце концов, милосердие Всевышнего касается всех евреев без исключения. Он делает так, что даже законченные злодеи, безбожники и вероотступники, удостоятся удела в будущем мире. Это достигается тем, что их душам дается возможность вернуться в этот мир и исправить свои грехи. Здесь и далее – примечания редактора.[

Это качество, которое проявляет Святой, благословен Он, с Израилем, когда заканчиваются заслуги отцов. Что же делать с ними, ведь сами по себе они недостойны?

[Когда автор задает риторический вопрос «что же делать с ними», он имеет в виду следующее: если до сих пор мы говорили о людях, у которых еще остаются хоть какие-то заслуги отцов, то сейчас речь идет о злодеях и вероотступниках, которые уничтожили в себе все хорошее и оторвались от своего народа. Если у таких людей не осталось никаких заслуг и никакого права на существование, как можно сжалиться над ними? Ведь если пощадить таких людей, получится, что в мире нет никакой справедливости!

Но написано в святой книге Зоар Хадаш (гл. Брейшит): «Сказал рав Уна: «Нет в Израиле злодея, у которого не было бы добрых дел, которые приведут его в Грядущий Мир»».]

Всевышний говорит еврейскому народу (Ирмияу, 2:1): «Я помню о благосклонности ко Мне в юности твоей, о любви твоей, когда ты была невестою». Творец помнит первые дни, любовь, которая была раньше, и милует Израиль. Таким образом, Он вспоминает все заповеди, которые они исполнили со дня своего рождения, и все хорошие качества, с помощью которых Всевышний управляет миром, и из всего этого он делает средство для того, чтобы миловать евреев. Это качество включает в себя все остальные, как объяснено в Зоаре (Идра).

Подобным же образом человек должен исправить свое поведение по отношению к другим людям. И даже если он не найдет ни одного из вышеперечисленных аргументов <для того, чтобы любить ближнего и проявлять к нему милосердие>, скажет: «Несомненно, был период, когда он еще не грешил, и в тот момент, или в прежние дни, он был достойным». И вспомнит им добрые дела, которые те делали в юности, любовь «младенцев, отлученных от молока, отнятых от груди» (Йешаяу, 28:9). И так не останется ни одного человека, которому не следовало бы делать добро, молиться за него и жалеть его.

[Рав Барух Бер Лейбович написал от имени рава Хаима из Бриска, что делать добро можно только тем безбожникам, которые не делают ничего плохого другим. А тех из них, которые активно пропагандируют свои взгляды, и уговаривают других оставить путь Торы и следовать за ними, следует ненавидеть. О них писал Рамбам («Яд Хазака», законы Сангедрина, гл. 11, ч. 5): «Того, кто активно совращает людей с пути Торы, не следует защищать в суде, чтобы не сжалились над ним судьи, ибо жестокость по отношению к тому, кто привлекает народ к лживым идеям – это милосердие ко всему миру». Причина такого отношения в том, что привести человека к греху – это хуже, чем убить его, ибо грех лишает его и этого мира, и удела в Мире Грядущем.]

Редакция «Беерот Ицхак» выражает благодарность раву Цви Вассерману и издательству Швут Ами за право пользоваться переводом книги «Томер Двора». Примечания редактора основаны на книге рава Аарона Довида Гольдберга «Ве-алахта би-Драхав» и на книге рава Бен-Циона Эпштейна «Акдамот у-Шеарим». Подготовил рав Б. Набутовский.

http://www.beerot.ru/?p=52084