Томер Двора — 7 — Качество шестое

Дата: | Автор материала: Рав Моше Кордоверо

743
Тора заповедовала нам следовать путями Всевышнего. Это означает, что мы должны уподоблять наши действия тому, как Творец ведет себя по отношению к творению. Наиболее возвышенное раскрытие Творца в этом мире определяется тринадцатью качествами милосердия. Пророк Миха перечисляет эти качества (Миха, 7:18): «Кто подобен Тебе, Б-г, несущий грех и устраняющий преступления остатку наследия Своего; не держит гнев Свой навеки, ибо Он желает добра. Он снова смилуется над нами, покорит беззакония наши. И Ты ввергнешь в глубины моря все грехи их. Ты явишь истину Якову, милость Аврааму, о которой клялся Ты отцам нашим с давних времен». Книга «Томер Двора» объясняет эти качества и учит, каким образом человек может уподобиться Творцу, следуя путями Его.

Глава 1. Качество шестое. «Ибо Он желает добра».

Мы уже объяснили в другом месте («Пардес Римоним», Шаар а-Эйхалот, ч. 5), что в определенном духовном чертоге есть ангелы, чья задача – принимать добрые дела, которые человек делает в этом мире. И когда Качество Суда обвиняет Израиль, эти ангелы немедленно показывают это добро, и Всевышний милует Израиль, поскольку Он желает добра. Несмотря на то, что евреи виновны, – если они делают добро один другому, Творец милует их.

[То есть, Всевышний жалеет сынов Израиля не только из-за того, что они делают добро в тот самый момент, в который им предъявляются обвинения. Даже если когда-то раньше они делали добрые дела, то в час суда это служит причиной, по которой Всевышний милует их. Здесь и далее – прим. редактора]

Во время разрушения Храма Творец сказал ангелу Гавриэлю: «Войди меж гальгалим под керувами, и наполни пригоршни твои углями, горящими меж керувами, и брось на этот город» (Йехезкель 10:2). Ведь Гавриэль – правящий ангел суда и строгости, и Всевышний дал ему разрешение получать силы Суда от огня жертвенника, который «меж колесами, под керувами». То есть, речь идет о качестве Суда сфиры Малхут. И качество Суда усилилось настолько, что могло истребить все, стереть память об Израиле, поскольку они были достойны уничтожения. Но пророк продолжает: «И стала видна у керувов форма человеческой руки под их крыльями» – это означает, что Всевышний сказал Гавриэлю: «Они творят добро один с другим, и хотя они виновны, они будут спасены, и часть их останется в живых». И причина – в этом качестве, «ибо Он желает добра», то есть – добра, которое евреи делают друг другу. Всевышний вспоминает им эти добрые дела, несмотря на то, что в остальном они недостойны.

[Объяснение пророчества Йехезкеля. Пророк Йехезкель пророчествовал за 11 лет до разрушения Первого Храма, и предупреждал о надвигающейся катастрофе. После этого он увидел, что Всевышний задерживает исполнение наказания благодаря добрым делам, которые совершались в еврейском народе. И об этом написано (Йехезкель 10:2-8): «И говорил Он мужу, одетому в лен, и сказал: войди меж гальгалями под керувами, и наполни пригоршни твои угольями, горящими меж керувами, и брось на этот город. И он вошел у меня на глазах. А керувы стоят к югу от дома при появлении того человека, и облако наполняет внутренний двор. И поднялась Слава Г-сподня с керува к порогу дома, и облако наполнило дом, и двор наполнился сиянием Славы Господней. И шум от крыльев керувов был слышен до внешнего двора, как голос Б-га Всемогущего, когда Он говорит. И было, когда повелел Он мужу, одетому в лен, сказав: «Возьми огонь меж гальгалями, меж керувами», – тот вошел и стал у гальгаля. И простер керув из среды керувов руку свою к огню, что меж керувами, и поднял, и положил в пригоршни одетого в лен. И тот взял и вышел. И было видно у керувов очертание человеческой руки под крыльями их.» Ранние комментаторы объясняют, что Всевышний приказал правящему ангелу Гавриэлю зайти между ангелами, которые называются «гальгалим» или «офаним», и произвести строгий суд над Иерусалимом. Это суд символизируют горящие угли, которые архангел должен был бросить на грешный Иерусалим. Гавриэль же бросил угли не сразу, он понял, что необходимо задержать разрушение на шесть лет, чтобы предоставить народу возможность раскаяться. Однако увидев, что жители Иерусалима не собираются прекращать грешить и не возвращаются к Творцу, Гавриэль думал, что теперь пришло время бросить на них угли, с тем, чтобы уничтожить всех. Но Всевышний сказал ему: посмотри, ведь они делают добро друг другу! И тогда Гавриэль увидел руку, символизирующую то, что ангелы «передают» Всевышнему добрые дела, которые люди делают. Поэтому Гавриэль бросил угли только после того, как огонь в них частично угас. Это означает, что даже во время разрушения Храма и массовой расправы над евреями народ не был уничтожен полностью. В трактате Йома (77) написано, что если бы угли не остыли, когда ангел передавал их в руки Гавриэлю, то никто из евреев не остался бы в живых. Это означает, что по справедливости народ заслуживал полного уничтожения. Только благодаря дружбе и взаимопомощи между евреями приговор был смягчен, и народ выжил.

Как видно из этого Мидраша, Всевышний спас еврейский народ не благодаря тому, что служили Ему, а из-за того, что делали добро друг другу. Так же и человек должен жалеть ближнего не только из-за одолжений, которые тот сделал лично ему, но даже из-за добра, которое тот сделал другим! Поэтому в следующем абзаце автор говорит «делает людям добро». Достаточно, чтобы оскорбитель делал добро другим, чтобы была причина сжалиться над ним. 

Более того – добро, которое исходит от Всевышнего, дается в основном в ответ на добро, которое люди делают в этом мире.]

Человек тоже должен вести себя в соответствии с этим качеством. Даже если он видит, что кто-то причиняет ему зло и этим гневит его, если в этом человеке есть хорошая сторона – например, он делает людям добро, или обладает другим положительным качеством, этого должно быть достаточно, чтобы успокоить гнев и поменять отношение к нему в лучшую сторону. Нужно сказать: «Мне достаточно, что в нем есть это хорошее качество». И тем более, так нужно относиться к собственной жене, как сказали мудрецы (Йевамот 63а): «Достаточно, что они растят наших детей и спасают нас от греха». Подобным же образом нужно думать обо всех людях: «Достаточно уже, что он сделал мне или кому-то другому такое-то доброе дело, или что он обладает таким-то положительным качеством». И таким образом человек будет «желающим добра».

В трактате Йевамот написано так: Рабби Хию постоянно мучила жена. А он, когда находил на рынке что-нибудь, что могло ей понравиться, покупал это, завязывал в свою чалму, и приносил ей. Рав спросил рабби Хию: почему ты покупаешь ей подарки? Ведь она так мучает тебя! Рабби Хия ответил: «нам достаточно того, что наши жены растят наших детей и спасают нас от греха».

Из этого видно, что если человек приносит пользу другому, или делает доброе дело исключительно из эгоистических соображений, или из-за того, что Тора обязала его так поступить, на том все равно лежит долг признательности по отношению к своему благодетелю. Ведь жена рабби Хии не делала ничего хорошего специально для своего мужа! Тем не менее, он считал, что обязан постоянно заботиться о ней. 

Кроме того, даже если обидчик когда-то оказал вам платную услугу, или помог вам совершенно случайно, без всякого желания и намерения помочь, это его действие все равно считается благодеянием и является причиной, по которой к нему нужно стараться проявить качество «желает добра».

Все, что Всевышний дает миру, и все управление миром основано на справедливости. И хотя увидеть это почти невозможно, мы знаем, что ни один грех не остается безнаказанным, и за каждое доброе дело человек получает вознаграждение. Благодаря качеству милосердия, однако, наказание не всегда настигает грешника немедленно. Зачастую ему отпускается длинный период времени для того, чтобы раскаяться и искупить свой проступок. Но если сыны Израиля совершают страшные грехи, не дай Б-г, качество милосердия удаляется, и Всевышний судит мир, проявляя качество строгого суда.

Редакция «Беерот Ицхак» выражает благодарность раву Цви Вассерману и издательству Швут Ами за право пользоваться переводом книги «Томер Двора». Примечания редактора основаны на книге рава Аарона Довида Гольдберга «Веалахта би-Драхав» и на книге рава Бен-Циона Эпштейна «Акдамот у-Шеарим». 

Подготовил рав Б. Набутовский.


http://www.beerot.ru/?p=51545