Ховот а-Левавот — 10 — Врата упования — Раздел 4 — Части 4-5

Дата: | Автор материала: Рабейну Бахае бен Йосеф Ибн Пакуда

1692

РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ  (продолжение)

Обратимся теперь к четвертой [из семи упомянутых выше частей]. Сюда относятся обязанности человека, которые он исполняет в своем сердце и посредством тела, – такие обязанности, что польза и ущерб от их исполнения [или неисполнения] касаются лишь его одного, но не других людей, и это – пост, молитва, сукка и лулав [в праздник Суккот], цицит, соблюдение законов субботы и праздников, воздержание от греха. И я прошу Б-га, чтобы Он в милосердии Своем наставил меня в том, как следует правильным образом полагаться на Него при исполнении всех этих обязанностей.

Прежде всего, заметим, что как заповедь, так и грех совершаются не иначе, как в ходе следующих трех действий. Первое – выбор, осуществляемый человеком в сердце и в глубине души. Второе – его душевный настрой и решимость осуществить выбранное. Третье – усилия и старание исполнить физическое действие посредством видимых органов тела [тогда как все предыдущее было незримым для окружающих], так, чтобы [его выбор и решение] проявились в мире открыто. Так вот, в тех вещах, в которых ничто не ускользает от нас и не скрыто [ибо нам известна воля Творца, – в чем состоит Его заповедь и что является грехом], то есть в выборе между служением Ему и грехом, а также в душевном настрое и решимости осуществить избранное, во всем подобном полагаться на Б-га – это ошибка и глупость. Ведь Он предоставил это нам – выбирать между служением Ему и нарушением Его воли, как сказано (Дварим, 30:19): «…Избери же жизнь…» Но Он не дал нам власти в успехе наших дел, будь то служение Ему или грех, а поставил это в зависимость от внешних по отношению к нам факторов, временами благоприятных [по отношению к задуманному делу], а временами – нет.

Если человек полагается на Б-га в выборе, который он делает на путях служения, и говорит: «не стану делать выбора, и не намереваюсь делать ничего из того, что относится к служению Творцу, пока Он не изберет для меня лучшее из этого» [Выше шла речь о выборе между добром и злом; здесь же, как представляется, человек ожидает, что Б-г поможет ему сделать выбор между возможными путями служения, каждый из которых хорош по-своему, но он не знает, какой для него наилучший. Ошибка такого человека состоит в том, что он, как видно из его слов, вообще не намерен делать ничего из того, что относится к служению, пока не получит просимого. Но подобное бездействие – само по себе грех, лишь прикрываемый декларируемыми «добрыми намерениями».], то тем самым он сходит с прямого и верного пути. Ведь Творец, будь Он благословен, повелел нам [самостоятельно] избирать дела, относящиеся к служению, и направлять себя к тому со старанием и внутренней решимостью, от всего сердца, ради великого имени Г-спода. И известил нас Г-сподь, что таков верный путь для нас в этом мире и в мире грядущем.

И если окажутся в наличии [необходимые для того внешние] факторы, и окажется возможным осуществить то дело из сферы служения [Творцу], относительно которого был ранее сделан выбор, то мы получим большую награду за то, что избрали служение, и за намерение и устремленность к исполнению его, и за воплощение его в реальность посредством органов нашего тела. А если не дано будет исполнить его реально, то мы получим награду за выбор и за намерение исполнить его, как в предыдущем случае. Подобным же образом обстоит дело с грехом и наказанием за него.

Различие в том, как должна проявляться уверенность в помощи Б-га благословенного в служении Ему и как – в прочих делах этого мира, состоит в следующем. В других делах этого мира нам не открыты преимущества и недостатки одних средств [достижения желаемого] по сравнению с другими, ибо мы не можем перепробовать [всех] ремесел, чтобы понять, какое из них лучше для нас и больше подходит, чтобы обеспечить нам  пропитание, здоровье и прочие блага. И точно так же неведомо нам, в каких предприятиях, на каких путях и в каких делах этого мира ожидает нас успех. И потому мы обязаны полагаться в своем выборе на Б-га, чтобы Он помог нам сделать его на благо нам [когда мы вынуждены уделить этому время], и мы просим Его, чтобы Он пробудил наши сердца к хорошему и верному выбору.

Однако в служении Творцу все обстоит иначе, поскольку [Б-г] уже известил нас о верных путях, повелел избирать их и дал нам для того все возможности. И потому, если мы станем просить Его помощи в подобном выборе и полагаться на Него, ожидая от Него указаний относительно того, что хорошо для нас, то просьбы наши будут неверными, а упование – неумным, ибо Он уже известил нас о таких путях служения, которые приносят пользу и в этом, и в будущем мире, как сказано (Дварим, 6:24): «И заповедал нам Г-сподь исполнять все законы эти, чтобы бояться Г-спода, Б-га нашего ради нашего блага во все дни…», и сказано о воздаянии в мире грядущем (там, 6:25): «И в праведность зачтется нам, если будем стараться исполнять все эти повеления…» [Другими словами, само по себе изучение Торы приводит нас к познанию путей служения.]

И еще. В делах этого мира случается, что бывшее ранее хорошим впоследствии оказывается плохим, или наоборот. Однако в том, что связано с исполнением воли Творца, все обстоит иначе: исполненная заповедь всегда останется исполненной заповедью,  а грех – грехом, и никогда одно из них не превращается в другое.

Но есть нечто, в чем действительно следует полагаться на Б-га: в доведении до конца дел, исполняемых нами в ходе служения, – уже после того, как мы совершили свой выбор от чистого сердца, и проявили решимость осуществить его, и честно приложили усилия [к исполнению намеченного] ради славы великого имени Б-жьего. Сделав все это, мы обязаны просить Творца помочь нам [в достойном завершении наших трудов] и указать верный путь, как сказано (Теилим, 25:5): «Направляй меня согласно истине Твоей и научи меня…», и также сказано (Теилим, 119:35): «Направляй меня по пути заповедей Твоих…», и еще сказано (Теилим, 119:30): «Дорогу веры избрал я…», и еще сказано (там, 119:31): «Привязался я к заповедям Твоим, Г-споди, – не устыди меня», и также сказано (там, 119:43): «Не отстраняй, [прошу Тебя] очень, от уст моих слова истины, ибо на правосудие Твое уповаю».

Все приведенные выше выдержки из Писания учат нас, что автор [Давид, мир ему] избрал путь служения, но вместе с тем он просит Б-га о двух вещах. Во-первых – о том, чтобы Б-г помог ему целиком посвятить свое сердце [служению] и укрепить свой выбор, избавляя его сердце от беспокойств и забот этого мира и отдаляя их от глаз его, как сказано (Теилим, 86:11): «…Устреми мое сердце единственно к страху перед именем Твоим», и также сказано (Теилим, 119:18): «Открой глаза мои, и увижу я чудесное в Торе Твоей», и еще сказано (Теилим, 119:37): «Отведи глаза мои, чтобы не видеть мне пустого», и еще (Теилим, 119:36): «Обрати сердце мое к Твоим заветам…», и подобное этому. А во-вторых, [Давид просит] укрепить его тело, чтобы он мог довести до конца свои дела в служении, как он сказал (Теилим, 119:35): «Направляй меня по пути заповедей Твоих…», и также сказал (Теилим, 119:117): «Поддержи меня, и буду я спасен…», и еще много подобного этому. Ниже я намереваюсь объяснить, с Б-жьей помощью, какого рода вещи препятствуют человеку в том, чтобы полагаться на Б-га во всем этом, и каким образом можно достичь совершенства в уповании на Него, и каковы здесь верные пути.

Обратимся к пятой части [из семи, упомянутых выше], и это – обязанности, исполняемые посредством органов тела, такие, что польза или ущерб от их исполнения [или неисполнения] распространяются также и на других людей. Сюда относятся подаяние бедным, отделение десятины, преподавание Торы, наставление ближнего на верный путь с целью побудить его к добру и отвратить от зла, своевременный возврат долга и вещи, вверенной на хранение, охрана [чужой] тайны, обязанность говорить хорошее [о ближнем], совершать добрые дела, почитать родителей, исправлять грешников, обращая их к Б-гу, учить людей полезному и доброму для них, проявлять жалость и милосердие к беднякам, терпеливо сносить обиды и оскорбления [которыми люди отвечают иногда тем, кто пытается] побудить их к служению, сообщая о награде за него и предупреждая о наказании [за уклонение от него].

Как же должен человек правильным образом  проявлять свою уверенность во Всевышнем во всем этом? Он должен запечатлеть в своем сердце все названные выше и подобные им [добрые] дела, избрать для себя исполнение их и приложить к тому все усилия, как мы уже говорили выше при описании четвертой части [из семи рассматриваемых нами] по поводу возложенной на нас обязанности делать выбор только из стремления приблизиться к Б-гу, – но не ради того, чтобы приобрести себе имя и славу, не ради награды и не ради власти над людьми. После этого человек должен положиться на Б-га в успешном завершении задуманного дела, в надежде, что оно, после всех трудов и усилий, будет желанным в Его глазах. Нужно также по возможности стараться скрывать свои [добрые] дела от всех, кому необязательно о них знать, ибо в этом случае награда будет больше, чем тогда, когда о них извещают. [Стремление скрывать свои добрые дела свидетельствует о том, что человек исполняет их ради Всевышнего, а не ради собственной славы или иных выгод. Находим в Талмуде (Псахим 113а): «Сказал раби Йоханан: о троих возвещает Святой, будь Он благословен, каждый день [сообщая об их праведности]: о холостяке, который живет в большом городе и не грешит; о бедняке, возвращающем найденную вещь владельцу; о богаче, скрытно отделяющем десятину плодов [для бедных]». Добрые дела ценятся тем выше, чем труднее они даются, и более всех – те, для совершения которых человек должен преодолеть свои природные качества, и в их числе – стремление к почестям.]

В тех же случаях, когда не удается скрыть какие-то из своих [добрых] дел, следует помнить, что и польза, и ущерб [от их разглашения] – не во власти других людей, а только в руке Творца, будь Он благословен.

Когда Творец посылает возможность исполнить заповедь, человек должен знать, что Он оказал ему этим благодеяние, не радоваться похвалам за нее, и не желать за нее почестей, ибо все это приведет к тому, что он возгордится сделанным, потеряет настрой своего сердца и души [на исполнение заповеди] во имя Творца; дело его утратит свою ценность, а он сам потеряет награду. Я намереваюсь пояснить все это более подробно, с Б-жьей помощью, в специально посвященной тому части этой книги.

Продолжение следует

Перевод – рав П. Перлов, приведено с сокращениями. Редакция «Беерот Ицхак» благодарит рава Моше Хенина и издательство «Тора Лишма» за разрешение использовать их материалы.


http://www.beerot.ru/?p=22512