Путь древа жизни (в сокращении)

Дата: | Автор материала: Рав Моше Хаим Луцатто

1429
путь

Предисловие к книге «138 врат мудрости»

Создавший человека и направляющий его, Он сделал его способным понимать и постигать больше, чем постигают малахей а-шарет (высшие ангелы – служители). И уже сказали мудрецы, благословенной памяти (Берейшит Раба, 17): «Сказал [Всевышний] им [ангелам]: “Мудрость его (человека) – больше чем ваша!”». И если человек возжаждет разумения соответственно природе своей, то [Он] позволит ему постичь вещи, достигающие небесных высот – самого горнила этого мира, сокрытого Предвечным. Но вместе с этим благом есть у человека возможность выбора: стать мудрым и познать или остаться пустым, безо всякой мудрости, хотя и даны ему сердце и разум. И заметь, две эти вещи – разум человека и Тора его просвещающая, созданы с единой природой. О Торе сказано (Ирмияу, 23:29): «Ведь слова Мои – как огонь, слово Всевышнего!». Это учит тому, что Тора – ни что иное, как свет единый, данный Израилю, дабы тот осветился им. Ведь она (Тора) не похожа на обычные, чуждые мудрости и будничные знания, которые, по сути своей, лишь знания о чем-то, постигаемые разумом трудом своим. Тора – свята, сущность ее возвышена до небес. И когда человек занимается ею – она свет, проливающийся в его душу, возвышающий ее своим просветлением и мощным воздействием, и вводящий его в высочайшие сокровищницы – сокровищницы Создателя, благословенно имя Его. И об этом слова Мудреца (царя Шломо): «А Тора – свет». Именно свет, а не просто мудрость. И она не уподобляется свету иносказательно, а является им, ведь такова ее высшая сущность. Когда же она проникает в душу, входит в нее (душу) свет, подобно тому, как пробивается луч солнца в дом. Вместе с тем, она (Тора) очень точно уподобляется огню. Представь себе тлеющий уголек, пламя которого заключено и сокрыто внутри, но если раздуть его, пламя разгорится и вырвется наружу, распространяясь вширь, и в пламени этом ты увидишь гамму оттенков, невидимых в угольке изначально, хотя все они из него вышли. Так и Тора, лежащая перед нами – все ее слова и буквы подобны углям, поскольку в обычном тлении своем, они выглядят как почти потухшие угли, но для того, кто приложит усилия, занимаясь ими, каждая буква возгорится мощным, полным оттенков пламенем – знаниями, скрытыми в этой букве. Это уже объяснено в книге «Зоар», и это не аллегория, а сама суть вещей, ведь все буквы которые мы видим в Торе (двадцать две буквы еврейского алфавита), указывают на двадцать два вида высшего света, и сияние этих видов высшего света распространяется на буквы. Отсюда проистекает святость Торы, святость свитка Торы, тфилин и мезузот, и всех святых писаний. И от святости, с которой они написаны, зависит степень присутствия и сияния упомянутых видов света в буквах. Поэтому, свиток Торы, в котором есть одна ошибка – непригоден [для исполнения заповеди публичного чтения], поскольку свет не распространяется на него как следует, так, чтобы посредством  его чтения на людей снисходила святость.

Вернемся к нашей теме. Как уже упоминалось, виды света снисходят на буквы, и в них заключены все тонкости и оттенки, присутствующие в каждой букве. Однако, человека, просто видящего буквы достигает только один вид света, сокрытый подобно углю. Но если человек приложит усилия, чтобы понять, читает снова и снова и упорно размышляет, свет возгорается и выходит как пламя из угля. Об этом сказал тана (Авот, 5:21): «Переворачивай ее (Тору) и переворачивай ее, потому что все в ней» – это значит, что занимающиеся Торой должны «переворачивать» и «переворачивать» ее до тех пор, пока он (свет) не разгорится как настоящий огонь. А когда пламя пылает, как я уже говорил, в нем видны несколько сложных оттенков, так и в этом свете (Торы) мы находим несколько глубоких значений, заключенных в разгоревшемся пламени.

…изучение Торы нашей смертельный яд для дурного начала и ситра ахара, а для братьев наших, дома Израиля – жизнетворное лекарство.

И заметь, что разрушение Дома святости и великолепия нашего, и изгнание из земли нашей произошло из-за греха пренебрежения Учением, как объясняется в нашей святой Торе (Дварим, 29:23,24): «И скажут все народы: за что содеял Всевышний такое этой земле? И скажут: за то, что оставили союз Всевышнего, Б-га отцов их». А «союз», упомянутый там, это Тора. И мы на самом деле находим, что Святой, благословен Он, простил идолопоклонство, разврат и кровопролитие, но не простил пренебрежение Торой, как сказано (Ирмияу, 9:12): «За то, что оставили Тору Мою», и пророк возопил (там, 16:11): «И Меня оставили и Тору Мою не хранили» – и объяснили мудрецы, благословенной памяти (Иерусалимский Талмуд, Хагига, 1:6): «Лучше бы Меня оставили, но Тору Мою хранили». Следует отсюда, что весь гнев Святого, благословен Он, на народ Его, Израиль – из-за Торы. А ведь во всяком деле никто не поймет его основу, важность и истинную суть, кроме того, кто (непосредственно) занимается им. Таким образом, Святой, благословен Он, творящий все, знает, что занятие Торой – это основа всех исправлений и потому предостерегает нас об этом неоднократно, и гневается на нас за то, что оставили Тору.

Нам известен закон, гласящий, что всякое поколение, в дни которого Храм не отстроен – подобно тому, в чьи дни он был разрушен (Иерусалимский Талмуд Йома, 1:1), поскольку у людей есть выбор и они могли бы своими добрыми делами заслужить восстановление Храма, но не заслужили. Поэтому приравниваются они к тем (поколениям), в чьи дни был разрушен. Так же и здесь, поскольку у нас есть выбор – презреть зло, придерживаться добра и вершить великие исправления посредством занятия Торой, а мы не делаем этого, – получается, что мы служим опосредованной причиной вреда от усиления ситра ахара, не дай Б-г!

Перевод – рав Л. А. Саврасов


http://www.beerot.ru/?p=37967