Шаарей Кдуша — 2 — Врата святости — Часть 1 — Врата 1

Дата: | Автор материала: Рав Хаим Виталь

2255
врата

Часть первая. Врата первые

Объяснение вреда, причиняемого грехом человека в отношении заповедей

Объясню тебе и просвещу тебя, насколько велико зло, когда человек совершает нечто запрещенное Всевышним – трехсот шестидесятью пятью заповедями «не делай». Или, когда он отказывается исполнить одну из двухсот сорока восьми заповедей «делай», которые нам приказано исполнять.

Знающим известно (Зоар Берейшит, 20б), что тело человека само по себе – это еще не сам человек. Ведь оно называется «плоть человека», как написано: «В кожу и плоть одел ты меня, в кости и жилы поместил ты меня» (Иов, 10:11). И еще написано: «Плоти человеческой не пожалеет» (Шмот, 30:32). Выходит, что человек – это внутреннее (содержание), а тело – суть одежда, в которую, находясь в этом мире, облачается разумная душа, на самом деле, являющаяся человеком. А после смерти, эта одежда спадет с нее, и она облачается в одежды духовные, чистые и прозрачные. Как написано: «Снимите одежды грязные,… и одену тебя в кафтан» (Захария, 3:4). Это и называется «Кафтан мудрецов» (Зоар, 58:63а).

И как мастер кроит одежду тела по форме его частей, так же и Он, благословенный, делает тело – облачение души, по образу души – из двухсот сорока восьми частей, с трехсот шестьюдесятью пятью соединяющими их жилами, по которым, как по трубам, поступает от органа к органу кровь и жизнь.

А после формирования тела, вдохнул Он в него душу живую, состоящую из двухсот сорока восьми духовных частей и трехсот шестидесяти пяти жил и облачил их в двести сорок восемь органов и триста шестьдесят пять жил тела. И после этого, части души совершают свои действия посредством инструментов – частей тела, которые подобно топору в руках дровосека. Доказательство этому в том, что части тела действенны только, когда в них есть душа – глаз видит, ухо слышит и так далее. А с уходом души гаснет свет в “окнах” и все двести сорок восемь органов перестают чувствовать.

Подобным образом, триста шестьдесят пять духовных жил души облачаются в триста шестьдесят пять жил тела и доставляют телесное питание – кровь, – к двухсот сорока восьми органам тела, вместе с духовным питанием внутри него, дабы питать двести сорок восемь органов души. А после смерти прекращается излияние жизненности, и жилы тела тоже рассыпаются и гниют, как и двести сорок восемь органов и исчезают, как будто их и не было. Таким образом, выходит, что человек – не что иное, как разумная душа, облачаемая в тело, являющееся ее одеждой в этом мире.

Знай, что после того, как Адам согрешил и вкусил от «Древа познания добра и зла», и тело, и душа сплетены из добра и зла. В этом суть «нечистоты змея», которую он внес в Хаву и Адама. А это зло и нечистота, внесенные змеем, принесли им болезни, недуги и смерть, как для души, так и для тела. Об этом и написано (Берешит, 2:17): «Ибо в день, [когда] вкусишь ты от него, смертью умрешь» – смерть души и смерть тела.

Объясним теперь, в чем состоят переплетенные в них «добро и зло». Изучи внимательно то, что написано во вторых и третьих вратах третьей части и лучше поймешь, что мы пишем в этих вратах. Когда Адам согрешил с древом познания добра и зла, он внес это смешение во все миры, и теперь нет ничего, что не являлось бы смесью добра и зла.

Выходит, поскольку тело человека образовано из четырех нижних основ,  включающих в себя добро и зло, то тело человека собрано из добра, что в этих основах – огне, воздухе, воде и прахе, а из зла, бывшего в них, возникли в теле человека четыре вида желчи – белая, черная, красная и желтая. И когда, в какой-нибудь из основ, аспект зла возобладает над добром, приходят к человеку болезни и недуги. А если это возобладает сильнее, то убьет тело человека.

Мы уже сказали, что смешение добра и зла произошло во всех мирах, и выходит, что тоже самое происходит в душе человека, ведь она сделана из четырех духовных основ, из которых сформированы все высшие. И это, четыре буквы имени Бытия, благословен Он. Об этом сказано: «С четырех сторон (ветров), приди дух…» (Иехезкель, 37:9). Это называется доброй душой самого человека. Но ведь «одно напротив другого сделал Всевышний», и это «человек злонамеренный», он включает в себя «четыре отца ущерба» и «четыре вида проказы» из четырех основ зла, и оттуда происходит злая душа человека, называемая «дурное начало». Если эта душа возобладает над доброй, она принесет ей вред и душевные болезни, а если возобладает еще сильнее – умертвит.

Чистая душа, которая есть общий плод шестисот тринадцати органов и жил, облачается в шестьсот тринадцать органов и жил нечистой души, называемой «скорлупой плода». И обе они вместе облачаются в шестьсот тринадцать органов и жил тела. Таким образом, части чистой души заключены в части нечистой души, а те – в части тела. Каждая из двух душ нуждается в духовном пропитании для того, чтобы существовать. Духовное питание святой души снисходит на нее посредством исполнения Торы, включающей шестьсот тринадцать заповедей, подобных шестисот тринадцати частям души и называемой «хлебом», как написано: «Идите, вкусите от хлеба Моего…» (Мишлей, 9:5). Каждый из двухсот сорока органов членов питается отдельной, относящейся к нему заповедью, и если человеку недостает одной из заповедей, то и некоему органу, относящемуся к этой заповеди, недостанет питания, исходящего из четырех букв имени Бытия. Как сказано: «И Ты оживляешь всех…» (Нехемия, 9:6), и с этими буквами связаны все заповеди, как сказали мудрецы наши, благословенной памяти: «Йуд-hей, вместе с именем Моим – шестьсот тринадцать, вав-hей с памятью Моей – двести сорок восемь».

И из них также происходят четыре корня основ святой души, как упоминалось выше, и выходит, что тот орган совершенно мертвый. И когда его покидает душа, в него облачается дух нечистоты, из четырех основ нечистой души, как сказали мудрецы, благословенной памяти (Раши, Толдот, 25:23, и смотри Псахим, 42б, Мегила, 6а, Зоар Хадаш 236а, 238б): «Цур наполняется только от разрушения Иерусалима», таким образом, тот орган питается оттуда мерзким хлебом нечистоты.

Поэтому злодеи даже при жизни зовутся мертвыми (Брахот, 18б). Потому, что покинула их святая душа от Б-га живого, и вселилась в них смерть, называемая «отец отцов нечистоты». Так же, когда человек исполнит 365 заповедей «не делай», отказом от совершения [преступления], как сказали мудрецы, благословенной памяти (Кидушин, 39б): «Если человек сидит, и не совершает преступления, ему дают награду, как исполняющему заповедь», у духовного питания, упомянутого в исполнении заповедей, есть возможность проследовать по каналам – тремстам шестидесяти пяти жилам души и дать жизнь двумстам сорока восьми ее органам. А когда человек совершит некое преступление, то конкретный канал, относящийся к тому преступлению, закрывается скверной питания скорлупы, прилепившейся там. И также, как пересыхает канал, высыхает орган, и хотя он не отпадает полностью, в нем появляется ущерб, подобно тому, как если ему не хватает заповеди «делай».

Поэтому каждый человек должен изо всех сил стремиться исполнить все шестьсот тринадцать заповедей. А когда он исполняет одну из них, он должен иметь в виду, что он удаляет скверну клипы с того органа, к которому относится исполняемая заповедь. И тогда, после удаления скверны, на этот орган снизойдет святая заповедь, как сказано (Йехезкель 32:27): «И будут грехи ваши на костях ваших», ибо, когда одно поднимается, другое падает.

И также если у человека будет «возможность» совершить преступление, он должен воздержаться от этого, и иметь в виду, что посредством этого устраняется скверна из конкретной жилы души, относящейся к этому преступлению, и тогда духовное влияние сможет пройти по этому духовному каналу. И тогда его душа станет троном и колесницей святости Его, благословен Он, как сказано (Берейшит Раба, 47а): «Праотцы, это и есть “колесница”».

 Перевод – рав Л. А. Саврасов, издательство «Еврейская книга».


http://www.beerot.ru/?p=37970