Шмират а-Лашон — 2 — Глава 4 — Влияние злословия на обвинителей в Высшем мире

Дата: | Автор материала: Хафец Хаим

2760
злословие в высшем мире

Шмират а-Лашон — Часть 2

Глава 4. Из-за злословия оглашаются грехи человека в высшем мире

[В квадратных скобках: прямым шрифтом – примечания автора, курсивом – примечания переводчика и редактора]

Сказано в Торе (Шмот, 2:14): «И устрашился Моше, и сказал: действительно, стало известным это». Раши объясняет, что Моше удивлялся: «Почему наказаны сыны Израиля более всех народов? А теперь я вижу, что они заслуживают этого [из-за злоязычия]». Но ведь, как сказал Йехезкель (гл. 20), у них и без того были большие грехи, такие, как тяжкий грех идолопоклонства. Так почему же Моше удивляется их бедствиям? И неужели присоединение к этому греху злоязычия может быть для Моше достаточным объяснением?

Но это действительно так, согласно сказанному в святой книге «Зоар»: посредством злословия человек пробуждает большого обвинителя против общины Израиля, и это несет в мир смерть, меч, убийство.

Вот что сказано там в гл. Пекудей: «Есть один дух [нечистый], который витает над всеми привычными к злословию. И когда люди пробуждаются к злословию, или один человек пробуждается к злословию, – тогда пробуждается тот дух злой, нечистый, называемый вверху сихсуха [по значению близко к “ссора, свара”]. И он облекает собой то пробуждение к злоязычию, которое вызвано людьми. И он поднимается вверх и как следствие пробуждения злоязычия приводит в мир смерть, меч и убийство. Горе тем, которые пробуждают эту сторону зла и не хранят свои уста и язык, и не боятся этого! И не ведают, что от пробуждения внизу зависит пробуждение вверху, будь то к добру или к злу и т. д. И все обвинители пробуждают того большого змея, который будет обвинителем мира; и всё – из-за того пробуждения злоязычия, когда имеется пробуждение его внизу».

Как мы объясняли в другом месте, без греха злоязычия не дана ему [обвинителю – «большому змею»] та сила возвещать в высшем мире о негодных делах людей, требовать суда над ними. Теперь все становится понятным: хотя наш учитель Моше, мир ему, и знал, что у сынов Израиля есть очень большие грехи, он поначалу думал, что у них нет греха злоязычия, и потому Сатан не может обвинять.

[Примеч. автора. Сказали наши мудрецы («Ваикра Раба», 26), что, хотя в поколении Ахава (нечестивого царя Северного царства) и был грех идолослужения, – выходили на войну и побеждали, так как не было у них злоязычия. Но в поколении Давида, в те дни, когда царем был Шауль, хотя у них малые дети умели разъяснять темы Торы с сорока девяти сторон, – выходили на войну и погибали, так как было у них злоязычие.]

Потому, когда Моше увидел, что у сынов Израиля есть злословие, он сказал: «Действительно, стало известным это». Смысл этих слов таков: действительно, теперь разглашено это, а именно их известный грех – идолопоклонство. Оно получило огласку в высшем мире, и обвиняют их [сынов Израиля] во всех их грехах, – и из-за этого они терпят такое наказание.

Обо всем этом человек должен задуматься, чтобы понять, насколько осторожным нужно быть в отношении такого греха, как злословие, чтобы не причинить себе вред.

Ибо в то время, когда он злословит о ближнем своем, он получает наказание по принципу «мера за меру», состоящее в том, что о нем самом рассказывают в высшем мире, как пишет об этом наш учитель рав Хаим Виталь в «Шаарей Кдуша»: когда ты напоминаешь о дурном в своем ближнем, [наверху] будут рассказывать о твоих грехах. И также чтобы не навредить всему миру, как говорилось выше от имени святой книги «Зоар».

Говорится в Торе, что если человек отнял имущество у ближнего, исправление состоит в том, чтобы отнявший вернул то имущество владельцу, а если причинил страдание или стыд – чтобы умиротворил ближнего, и тот простил его. Но если человек приучил себя к тому греху и ясно, что пробудился из-за него большой обвинитель, чтобы обвинять весь мир, – кто знает, сколько людей потеряли из-за него свое имущество, и сколько умерли! И хотя по законам, по которым вершится земной суд, мы не сможем наказать его, – по законам суда небесного, даже в случае ущерба косвенного (см. Бава Кама, 55б, а также 119а, история о Шауле), – наверняка тот человек не будет найден чистым от греха. И потому тот, кто бережет свою душу, должен остерегаться во всем этом чрезвычайно.

Перевод – рав П. Перлов

http://www.beerot.ru/?p=32597