Шмират а-Лашон — 1 — Шаар а-Тора — Глава 5 — Как велика обязанность поддерживать изучающих Тору — Часть 2

Дата: | Автор материала: Хафец Хаим

1331
Photo by Taras Chernus on Unsplash

Шмират а-Лашон — Часть 1

Шаар а-Тора

Глава 5. Как велика обязанность поддерживать изучающих Тору, и величие награды за это (продолжение)

[В квадратных скобках: прямым шрифтом – примечания автора; курсивом – примечания переводчика и редактора]

Тот, кто поддерживает Тору, удостаивается этим также сыновей, достойных и святых, как сказано об этом в святой книге «Зоар» (гл. Мецора): «”Древо жизни она для тех, кто держит ее, и у поддерживающего ее – замечателен удел его” (Мишлей, 3:18); и кто же это – поддерживающие ее? Те, которые дают товары мудрецам Торы [чтобы те, торгуя ими, могли заработать]. Ибо дающие товары мудрецам Торы дают ей опору от начала до конца, и вся вера зависит от этого и на это опирается. И такой человек удостаивается сыновей, достойных быть истинными пророками».

[Примечание автора. И действительно: так же, как Всевышний отделил колено левитов и предостерег общину Израиля, чтобы она не оставляла это колено, как сказано (Дварим, 12:19): «Берегись, чтобы тебе не оставить левита во все дни твои на земле твоей», – точно так желание Всевышнего состоит в том, чтобы мы содержали людей, отстраняющихся от дел этого мира ради служения Всевышнему. Они, вне всякого сомнения, ничем не хуже левитов в этом отношении. Вот что пишет Рамбам («Мишне Тора», «Диней Шмита ве-Йовель», 13:12): «И почему не удостоилось [колено] Леви удела в Земле Израиля и в разделе добычи вместе со своими братьями? Потому, что оно выделено для служения Всевышнему и для того, чтобы обучать прямым путям Его и праведным законам Его все множество народа, как сказано (Дварим, 33:10): “Будут обучать законам Твоим Яакова и учению Твоему Израиль”. И потому отделены они от путей этого мира. Не воюют на войне, как остальной народ Израиля, и не наследуют землю, и не добывают для себя своей телесной силой.  Они – войско Всевышнего, как сказано (там, 33:11): “Благослови, Г-споди, силу его”. И Он добывает для них, как сказано (Бемидбар, 18:20): “Я – удел твой и наследие твое”».

И Рамбам продолжает (там, 13:13): «Но не одно лишь колено Леви, а каждый человек в этом мире, движимый духом своим и вразумленный разумом своим, может отделить себя, чтобы стоять перед Всевышним в служении Ему, познавать Его и идти прямо, как сотворил его для этого Б-г, и снять с шеи своей бремя многих расчетов, которые правят людскими желаниями. И освящается такой человек, становясь “святая святых”, и становится Всевышний уделом и наследием его вовеки. Даст Он ему в этом мире столько, сколько нужно ему, – так же, как давал коэнам и левитам, как сказал Давид, мир ему (Теилим, 16:5): “Г-сподь – удел мой и чаша моя; направляешь Ты [руку мою овладеть] уделом моим”». Таковы замечательные слова Рамбама.]

«Поддерживать мудрецов Торы» – также выдавать за них замуж своих дочерей. Сказали наши мудрецы (Ктубот, 111б), что делающему это засчитывает Писание, «будто он прилепляется к Шехине». Также сказали мудрецы (Псахим, 49а): «Пусть продаст человек все, что у него есть, и возьмет в жены дочь мудреца Торы, и отдаст свою дочь замуж за мудреца Торы, – чтобы, если он умрет или уйдет в изгнание, его сыновья были мудрецами Торы».

Но в наше время, из-за многих наших грехов, честь и достоинство Торы повергнуты в прах! Изучающие ее нищают, и нет принимающих их в свой дом и желающих породниться с ними. Временами найти себе достойную пару простому человеку легче, чем изучающему Тору! Насколько же велико это несчастье, из-за которого может иссякнуть Тора, не дай Б-г, когда мы видим, что нет того, кто поддержит мудрецов ее! И какая в этом обида для Торы, когда изучающие ее – несчастные и одинокие, и нет того, кто введет их в свой дом; и какой же в этом для нас стыд и позор! Что мы ответим Всевышнему в будущем, когда призовут нас к суду за обиды, причиненные Торе? Говорится в «Зоар Хадаш», что об этом сказано в Писании (Малахи, 3:9): «Вот, тот день приходит, пылающий как печь», – день, в который в будущем наш учитель Моше, мир ему, придет взыскивать за обиды, причиненные Торе. И об этом с великой горечью и страстью говорит раби Йонатан Эйбешиц в книге «Яарот Дваш».

Все это – из-за обмана дурного побуждения, подстрекающего человека говорить, что не достигнет дочь его успеха и высот, если выйдет замуж за человека, посвятившего себя Торе, а не за такого-то или такого-то. Но в действительности это не так, поскольку Всевышний – Б-г всего мира и готовит пропитание для всех Своих созданий, как сказано (Теилим, 136:25): «Он дает хлеб всякой плоти». Разве станет Он лишать кого-то пропитания, не дай Б-г, из-за того, что тот изучает Его Тору и исполняет Его заповеди? Горе тому, кто подумает такое о Творце мира!

Я не говорю здесь о людях, которые не видели сияние света Торы, и они не стараются породниться с человеком Торы потому, что не вкусили сладость слов ее и не знакомы с красой и прелестью ее. Но я удивляюсь тем людям, главам семейств, обладающим познаниями в Торе, которые знакомы с великой ценностью ее, – и проявляют небрежение и слабость в том, о чем мы говорим. Это очень портит других людей, даже далеких от мысли породниться с тем, кто посвятил себя Торе.

В действительности чрезвычайно достойно и верно для каждого человека изо всех сил стараться прилепиться к тому, кто отдал себя Торе, и даже если для этого ему придется существенно уменьшить свое достояние, как сказали наши мудрецы (Псахим, 49а): «Пусть продаст человек все, что у него есть, и возьмет в жены дочь мудреца Торы, и отдаст свою дочь замуж за мудреца Торы; и отдающий дочь простолюдину – как будто связывает ее перед львом».

В наше время обязанность породниться с мудрецами Торы все больше возрастает. Ибо если человек сделает это, то поднимутся после него новые поколения боящихся Б-га и исполняющих Его заповеди. Но не так будет, если он поступит наоборот: кто знает, что принесет новый день потомкам его, когда в наше время мы явственно видим, из-за многих наших грехов, что чем богаче человек, тем тяжелее ему спастись от коварства и уловок дурного побуждения. И потому человек должен понять, что ему следует приближать себя к Торе и к тем, кто ее изучает, – и она даст ему защиту и успех, как сказали об этом наши мудрецы (Сота, 21а).

Перевод – рав П. Перлов


http://www.beerot.ru/?p=22078