Трактат Брахот — Глава 8 — Мишна 6

Дата: | Автор материала: Рав Берл Набутовский

2294

Глава восьмая. Мишна шестая

Предисловие

Предыдущая мишна обсуждает церемонию Авдалы, которая включает в себя благословения на запах и на огонь. Данная мишна приводит некоторые законы, относящиеся к этим благословениям.

אֵין מְבָרְכִין לֹא עַל הַנֵּר וְלֹא עַל הַבְּשָׂמִים שֶׁל נָכְרִים, וְלֹא עַל הַנֵּר וְלֹא עַל הַבְּשָׂמִים שֶׁל מֵתִים, וְלֹא עַל הַנֵּר וְלֹא עַל הַבְּשָׂמִים שֶׁלִּפְנֵי עֲבוֹדָה זָרָה. אֵין מְבָרְכִין עַל הַנֵּר עַד שֶׁיֵּאוֹתוּ לְאוֹרוֹ:

Не произносят благословения на светильники и на благовония неевреев; а также на светильники и на благовония, сделанные для покойников; а также на светильники и на благовония, помещённые перед идолами. И не произносят благословение на светильник, пока не используют его свет.

 Комментарий рава Овадьи из Бартенуры

Не произносят благословения на светильники и на благовония неевреев. На светильник [не произносят благословение], так как он не «покоился» в Шаббат, ибо идолопоклонник совершал [запрещенную в Шаббат] работу при его свете. И закон установлен таким образом, что на светильник, который не покоился в Шаббат, не произносят благословение, так как его использовали для совершения греха. А под «благовониями неевреев» подразумеваются благовония, которые идолопоклонники используют для своих собраний, когда собираются на трапезу. А то, что написано в конце мишны «на светильники и на благовония, помещённые перед идолами», объясняет причину, по которой они запрещены. [В результате, мишну следует читать следующим образом:] «По какой причине не произносят благословения на светильники и на благовония неевреев? Так как обычно собрание неевреев-идолопоклонников посвящено идолопоклонству, а на благовония, помещённые перед идолами, не произносят благословения».

А также на светильники, сделанные для покойников. Так как они сделаны не для света, а для того, чтобы оказать уважение [покойному].

А также на благовония, сделанные для покойников. Так как их сделали, чтобы изгнать [источаемый трупом] смрад.

На светильники и на благовония, предназначенные для идолопоклонства. Так как от них запрещено получать пользу.

Пока не используют его свет. Пока не получат пользу от его света. В действительности необязательно получать от него реальную пользу. Достаточно, чтобы он был настолько близок, чтобы, при желании, от него можно было получить пользу.

Комментарий «Полная чаша»

Объяснение мишны

Благословения на благовония. Мишна нигде не упоминает, какие именно благословения произносят на благовония. Но Талмуд [Брахот 43а-б; эти законы упоминаются у Рамбама и в «Шулхан Арухе» (רמב״ם ברכות פ׳ ט; שלחן ערוך, אורח חיים ס׳ רטז)] сообщает, что существует пять разных благословений, произносимых на запахи. На запах, исходящий от съедобного плода дерева, произносят «Наделивший плоды хорошим запахом» [הַנּוֹתֵן רֵיחַ טוֹב בַּפֵּרוֹת]. На запах, исходящий от особого масла, произведенное из плода «афарсемон», произносят «Сотворивший приятное масло» [בּוֹרֵא שֶמֶן עָרֵב]. [В современном иврите слово «афарсемон» [אפרסמון] используется в значении «хурма». Однако, в Талмуде под этим названием явно подразумевается другое растение. Согласно одному из мнений, речь идет о бальзамовом дереве commiphora apobalsamum, из которого производят ценный меккский бальзам, обладающий приятным запахом. Но так как в этом вопросе авторитеты не пришли к единому мнению, практически это благословение сегодня не произносят ни на один вид.] На другие запахи, в основе которых лежат части дерева, произносят «Сотворивший благовонные древа» [בּוֹרֵא עֲצֵי בְשָׂמִם]. На запах, исходящий от трав, произносят «Сотворивший благовонные травы» [בּוֹרֵא עִשׂבֵי בְשָׂמִם]. На все остальные запахи произносят благословение «Сотворивший разнообразные виды благовоний» [בּוֹרֵא מִינֵי בְשָׂמִם]. Это благословение является обобщающим, и оно подходит для любой приятно пахнущей субстанции, — подобно тому, как благословение «Все было создано речением Его» [שֶׁהַכֹּל נִהְיֶה בִּדְבָרוֹ] подходит для любого вида пищи.

«Мишна Брура» (ס׳ רצז ס״ק א-ב) пишет, что даже если для церемонии Авдалы используется ветка приятно пахнущего дерева (например, мирта) или трава, все равно следует произнести благословение «Сотворивший разнообразные виды благовоний» [בּוֹרֵא מִינֵי בְשָׂמִם]. Дело в том, что, если формулировка Авдалы будет варьироваться в зависимости от того, какие именно благовония в ней используются, это приведет людей к ошибкам, и напрасным благословениям.

Но у сефардов во время Авдалы принято произносить то благословение, которое соответствует данному виду. Например, на мирт они благословляют «Сотворивший благовонные древа» [בּוֹרֵא עֲצֵי בְשָׂמִם].

Важно знать, что по мнению большинства авторитетов на запахи, исходящие от синтетических материалов, например, от духов, одеколонов, моющих средств и т. п., не следует произносить благословение. Для Авдалы желательно использовать благоуханные ветки деревьев или трав. Можно также использовать специи, предназначенные для приготовления пищи.

Объяснение комментария рава Овадьи из Бартенуры

На светильник не произносят благословение, так как он не «покоился» в Шаббат, ибо идолопоклонник совершал запрещенную в Шаббат работу при его свете. И закон установлен таким образом, что на светильник, который не покоился в Шаббат, не произносят благословение, так как его использовали для совершения греха. Однако Раши объясняет, что подразумевается огонь, который нееврей зажег в Шаббат. Возможно, что причина данного постановления заключается не в том, что был совершен грех в прямом смысле слова — ведь у неевреев нет заповеди соблюдать Шаббат, и, зажигая свет или совершая какие-либо другие работы в Шаббат, они ничего не нарушают. Мудрецы запретили произносить благословение на огонь, сопряженный с работой в Шаббат, так как весь смысл церемонии Авдалыэто отделение Шаббата от будних дней. Поэтому благословение следует произнести именно на свет, который был зажжен с соблюдением законов Шаббата.

Светильники, сделанные для покойников. Общее правило таково: благословение «Сотворивший свечения огня» [בּוֹרֵא מְאוֹרֵי הָאֵשׁ] можно произнести только на огонь, зажжённый для освещения. Если же огонь зажгли с другой целью, например, для приготовления пищи, на него не произносят благословение.


http://www.beerot.ru/?p=58654