Трактат Шаббат — Глава 2 — Мишна 2

Дата: | Автор материала: Рав Александр Кац

543
трактат шаббат, трактат шабат

Эта мишна продолжает и развивает тему предыдущей – с какими горючими веществами следует зажигать субботний светильник.

אֵין מַדְלִיקִין בְּשֶׁמֶן שְׂרֵפָה בְּיוֹם טוֹב. רַבִּי יִשְׁמָעֵאל אוֹמֵר, אֵין מַדְלִיקִין בְּעִטְרָן, מִפְּנֵי כְבוֹד הַשַּׁבָּת. וַחֲכָמִים מַתִּירִין בְּכָל הַשְּׁמָנִים, בְּשֶׁמֶן שֻׁמְשְׁמִין, בְּשֶׁמֶן אֱגוֹזִים, בְּשֶׁמֶן צְנוֹנוֹת, בְּשֶׁמֶן דָּגִים, בְּשֶׁמֶן פַּקּוּעוֹת, בְּעִטְרָן וּבְנֵפְט. רַבִּי טַרְפוֹן אוֹמֵר, אֵין מַדְלִיקִין אֶלָּא בְשֶׁמֶן זַיִת בִּלְבָד:

В праздник не зажигают с маслом, предназначенным для сжигания. Раби Ишмаэль говорит: не зажигают со скипидаром из-за уважения к Шабату. А другие мудрецы  разрешают со всеми маслами: с кунжутным маслом, с ореховым маслом, с маслом из редьки, с рыбьим жиром, с маслом пакуот, со скипидаром и с нефтью. Раби Тарфон говорит: не зажигают ни с чем иным, кроме оливкового масла.

Комментарий раби Овадьи из Бартануры:

В праздник (йом-тов) не зажигают с маслом, [предназначенным] для сжигания, – здесь объясняется смысл [одного из фрагментов] предыдущей мишны. Почему там написано: «ни с маслом для сжигания»? Потому, что «в праздник не зажигают с маслом, [предназначенным] для сжигания» – ведь в праздник (йом-тов) не сжигают «святыни».(1)

Не зажигают со скипидаром – с отходами древесной смолы. У него крайне дурной запах, но он пропитывает фитиль лучше, чем сама смола, поскольку он более жидкий. И если бы не уважение к Шабату, с ним бы зажигали.(2)

Шумшемин (кунжут) – так называется по-арабски. Это мелкие сладкие семена; в Земле Израиля кунжут очень распространен. Масло из редьки – масло, извлекаемое из семян редьки. Пакуот – тыква пустыни.(3) Нефть – это вид смолы белого цвета и с дурным запахом.(4)

А закон определен в соответствии с мнением мудрецов: зажигают со всеми маслами, кроме тех непригодных, которые перечислены выше, в [предыдущей] мишне.(5)(6)(7) И также кроме бальзамового масла (шемен афарсемон)(8) и белой нефти, так как каждое из этих двух горючих веществ летуче и искрит. Поэтому опасаются, что человек оставит такой светильник и уйдет.(9) Есть еще одна причина, по которой запрещают бальзамовое масло: запрет вынесен из опасения, что человек возьмет немного от него [прямо из горящего светильника] – из-за его важности. А ведь, согласно закону, добавляющий масло в горящий светильник подлежит наказанию за нарушение запрета «разжигать» (мавъир), а берущий из светильника – за нарушение запрета «тушить» (мехабэ).(10)

Комментарий «Дополнительная душа»

(1) Только в праздник

В предыдущей мишне указано, что «не зажигают» субботние светильники с «маслом для сжигания» (т.е. с маслом, отделенным коэну в качестве трумы, а затем получившим нечистоту – тумъу, такое масло запрещено в пищу, и его нужно сжечь; см. коммент. 9 к мишне 2:1).

Почему же этим маслом «не зажигают» светильник перед Субботой?

В этой мишне объяснена причина запрета: «В праздник не зажигают с маслом, [предназначенным] для сжигания» – т.е. в предыдущей мишне имеется в виду случай, когда канун Шабата совпадает с праздником, имеющим статус йом-тов (например, первый и последний день Песаха, первый день Суккота и т.п.). Но в обычный канун Шабата, не совпадающий с праздником, зажигать субботний светильник с «маслом для сжигания» разрешено (Шабат 23б-24а, Тосафот; Шмират шабат ке-илхата 2, 43:4/17/; см. выше – коммент. 10 к мишне 2:1).

В Гемаре также объяснено, что запрет сжигать ставшую нечистой труму в праздник выводится из строк Торы, в которых указывается, что мясо пасхальной жертвы должно быть съедено в ту же ночь: «И не оставляйте от него до утра, а оставшееся от него до утра сожгите в огне» (Шмот 12:10). Мудрецы указывают, что здесь говорится о двух разных «утрах». Имеется в виду следующее: «оставшееся от него» (т.е. от мяса пасхальной жертвы) до первого утра (до утра самого праздника Песах) следует сохранить до следующего утра и лишь тогда сжечь. Почему? Потому что в праздник (йом-тов) не сжигают мясо жертв, которое осталось после отведенного для его съедения срока. И таков же закон в отношении всех других предназначенных для сожжения «святынь» – в частности, в отношении трумы, которая стала нечистой (Шабат 24б-25а, Раши; см. также коммент. р. Овадьи из Бартануры к мишне 2:1). Но некоторые законоучители полагают, что из Торы запрещено сжигать в праздник лишь ставшее непригодным мясо жертв, а мудрецы распространили это запрет и на ставшую нечистой труму (даже если она сжигается для нужд самого праздника – например, для отопления или освещения) (Тосафот, Шабат 24б).

(2) Пламя от скипидара

В Гемаре пояснено: «не зажигают со скипидаром» из опасения, что человек уйдет от такого светильника из-за дурного запаха, – и, соответственно, он не выполнит свою обязанность совершать субботнюю трапезу при свечах (Шабат 25б). И хотя скипидар сравнительно хорошо пропитывает фитиль, при его горении получается чадящее пламя и распространяется дурной запах – поэтому находиться рядом с таким светильником в Шабат неприятно. Это и подразумевается в словах раби Ишмаэля: «не зажигают со скипидаром из-за уважения к Шабату» (см. коммент. р. Овадьи из Бартануры).

Раши поясняет, что итран (скипидар) – это прозрачная маслянистая жидкость, которая выделяется из древесной смолы при нагревании на огне (Раши, Шабат 20б и 24б). Для получения скипидара использовали древесину хвойных деревьев – причем, не только ветви и стволы, но и хвою.

Закон определен в соответствии с мнением раби Ишмаэля: «Не зажигают со скипидаром, поскольку он дурно пахнет, и человек оставит его и уйдет» (Шулхан арух 264:3).

(3) Масло из семян пакуот

Раши поясняет, что пакуот – это дикие тыквы, растущие в пустынных районах (Раши, Шабат 24б). Эти плоды упомянуты в Танахе: «…и набрал полный подол полевых тыкв (пакуот садэ)» (Мелахим 2, 4:39). Радак указывает, что по виду они похожи на маленькие дыни, но горьки на вкус, и из их семян изготовляют то «масло пакуот», о которых говорится в данной мишне. По-арабски эти плоды называют хендаль (Радак; Сефер А-Арух, Пакаот). Плоды размером с яйцо (Тифэрет Исраэль).

Еще век назад масло пакуот широко использовали евреи Йемена. Для его приготовления семена измельчали, а затем полученную массу прилепляли к стенкам котла, вносимого в печь, так что в середине котла оставалось свободное пространство, – там и скапливалось выделяемое под воздействием жара масло (Алихот Тейман с. 204-205).

(4) Черная и белая нефть

В мишне указано, что, по мнению большинства мудрецов, разрешено зажигать субботние светильники также «и с нефтью».

В качестве горючего вещества нефть использовали еще во времена праотцов. Раши отмечает, что караваны аравийских купцов, как правило, перевозили «нефть и скипидар, обладающие дурным запахом» (Раши, Берешит 37:25). Причем, наряду с обычной черной нефтью использовали также «белую» (точнее светло-желтую или бесцветную) нефть, которая по своим свойствам близка к бензину. И раби Овадья из Бартануры поясняет, что «нефть», с которой мудрецы «разрешают» зажигать субботние светильники, «белого цвета».

Но в Гемаре приведена барайта (высказывание мудрецов эпохи Мишны), согласно которой «не зажигают светильники с белой нефтью даже в будние дни, и уж тем более в Шабат». И объяснена причина: это горючее вещество чересчур «летуче» (Шабат 26а) – от него поднимается много дыма, оседающего на стенах, а это может привести к пожару (Раши).

В связи с этим, раби Овадья из Бартануры указывает, что, хотя «закон определен в соответствии с мнением мудрецов», которые «разрешают [зажигать] со всеми маслами», тем не менее, с белой нефтью не зажигают, так как это горючее вещество чересчур «летуче и искрит».

Очевидно, раби Овадья из Бартануры считает, что в барайте оспаривается мнение мудрецов мишны, и закон в отношении нефти определен по барайте, а не по мишне.

Но другие комментаторы, полагают, что мишна и барайта вообще не спорят друг с другом: в мишне говорится о черной нефти – и с ней, действительно, зажигают, а в барайте – о белой нефти, и с ней не зажигают из-за опасения пожара. Это объяснение основано на высказывании мудрецов, которое приведено в Иерусалимском Талмуде: «Черную нефть – зажигают, а белую – не зажигают из-за опасности». (Тифэрет Исраэль, Боаз 4).

А раби Акива Эйгер даже считает, что в комментарий раби Овадьи из Бартануры вкралась ошибка переписчика, ведь, поскольку белая нефть представляет опасность даже в будние дни, в мишне, безусловно, говорится о черной нефти (Тосафот раби Акива Эйгер).

(5) «Со всеми маслами»

В завершающей части данной мишны приведено особое мнение раби Тарфона, согласно которому субботние светильники «не зажигают ни с чем иным, кроме оливкового масла».

В Гемаре рассказывается, что, услышав это мнение раби Тарфона, раби Йоханан бен Нури вскочил на ноги  и воскликнул: «Но что же будут делать жители Вавилонии, у которых нет другого масла, кроме кунжутного?! Что будут делать жители Мидии, у которых нет другого масла, кроме орехового?! Что будут делать жители Александрии, у которых нет другого масла, кроме редечного?! И что будут делать жителям Каппадокии, у которых нет ни того, ни другого, а только нефть?!»

Возражение раби Йоханана бен Нури вполне понятно: если бы закон был определен в соответствии с мнением раби Тарфона, то евреи во всех этих странах и городах были бы вообще лишены возможности зажигать светильники на Шабат.

В связи с этим раби Йоханан бен Нури подвел итог: не запрещено ничего, кроме названного мудрецами в предыдущей мишне (Шабат 26а, Раши). И в соответствии с этим определен закон в кодексе Шулхан арух (264:3 и 6).

(6) Что предпочтительнее?

И хотя закон разрешает зажигать субботние светильники с большинством горючих веществ, тем не менее, оливковое масло предпочтительнее всех других, так как оно наилучшим образом пропитывает фитиль (Тосафот, Шабат 23а; Шулхан арух 264:6, Мишна брура 23).

Кроме того, оливковое масло выделяется своей особой значимостью. Ведь храмовую менору разрешалось зажигать только с ним, как написано: «И ты повели сынам Израиля, чтобы доставили они тебе чистое оливковое масло, выжатое из маслин, для освещения, – чтобы зажигать светильник, горящий постоянно» (Шмот 27:20; см. также Ваикра 24:2). А, кроме того, на жертвенник Храма возносили хлебный дар – тонкую пшеничную муку, политую оливковым маслом (см. Ваикра 2:1-2).

По определению раби Тарфона, приведенному в мидраше, «Всевышний возлюбил оливковое масло больше любого другого» (Танхума, Беаалотха 1).

И лишь если нет оливкового масло, следует использовать иное пригодное масло, которое дает ровный свет. А если нет масла, тогда используют восковые свечи, которые тоже дают ровный и ясный свет. Вместе с тем, практический выбор зависит от качества тех или иных свечей: в частности, качественные стеариновые свечи предпочтительнее восковых, а, возможно, даже предпочтительнее, чем все масла, ведь такие свечи дают устойчивый, ровный свет и даже в будние дни их практически никогда не приходится поправлять (Мишна брура 264:23). В связи с этим в Европе было принято использовать обычные стеариновые свечи, и так поступали в доме таких величайших мудрецов как Хазон Иш и р. И.-Я. Каневский (Стайплер) (Орхот рабейну 1, с. 108).

Но в Земле Израиля издавна принято зажигать субботние светильники именно с оливковым маслом (Кцот а-шулхан 74/4/), и особенно скрупулезно этого обычая придерживаются в Иерусалиме. А в последнем поколении обычай зажигать именно с оливковым маслом распространился и в большинстве американских общин (Ликрат Шабат 13:14/42/).

(7) Включая электрический свет

Раби Моше Файнштейн указывал, что, хотя в наше время основным источником освещения является электричество, тем не менее, перед Шабатом следует зажигать свечи или масляные светильники, так как именно такой путь выполнения заповеди установлен мудрецами (Игрот Моше, Орах хаим 5, 20/30/). Так же считали выдающиеся законоучители Земли Израиля р. Ш.-З. Ойербах и р. Й.-Ш. Эльяшив (Швут Ицхак, Нер Шабат 4:2), и такого же мнения придерживался р. Овадья Йосеф (Ябиа омер 2, 17).

Вместе с тем, если у человека нет никаких свечей и масел, он может выполнить заповедь зажигания субботних свечей с помощью электрического света, и даже с помощью флуоресцентной лампы, несмотря на то, что в ней нет нити накаливания, которая напоминает по своей функции фитиль свечи. Ведь, в сущности, заповедь заключается в том, чтобы зажечь перед наступлением Шабата свет, которым будут пользоваться в этой святой день (там же 3:1 от имени р. Й.-Ш. Эльяшива). При этом электрический свет необходимо зажечь именно в честь Шабата. А если он уже горел, то его следует погасить и зажечь снова – уже в честь Шабата (там же 4:2). И если выполняют заповедь зажигания субботних свечей, включая электрический свет, то следует благословить так же, как и на зажигание свечей (Шмират Шабат ке-илхата 43:4). А некоторые даже полагают, что зажигать электрический светильник на Шабат предпочтительнее, чем масляный светильник или свечу, поскольку электричество дает более ровный и устойчивый свет (Двар алаха 39). Однако другие авторитетные законоучители (в частности, р. Н. Карелиц) сомневаются, можно ли вообще выполнить эту заповедь, включая электрический свет (Хут шани 4:83/57/), – и поэтому такого способа выполнения заповеди следует, по возможности, избегать.

(8) Бальзамовое масло

Наряду с маслами, перечисленными в предыдущей мишне, в Гемаре назван еще ряд горючих веществ, которые запрещено использовать в субботних светильниках. В частности, это бальзамовое масло цари (Шабат 25б) и белая нефть, о которой выше уже рассказывалось (см. коммент. 4).

Масло цари упомянуто в Пятикнижии, где говорится о том, как «караван ишмаэлитян» везет из стран востока в Египет «пряности и бальзам (у-цери)» (Берешит 37:25). И еще написано: «Свезите тому человеку в дар немного бальзама (цари)…» (там же 43:11).

Раши поясняет, что цари – это «смола, стекающая с дерева кетаф» (Раши, Берешит 37:25; см. Шабат 26а и Критот 6а).

А какое дерево называется кетаф?

В мидраше указано, что это «бальзамовое дерево» (бальсам) (Берешит 91:11, Маарзо). Раби Сеадья Гаон приводит арабский перевод: од балсан – «бальзамовое дерево» (Расаг, Шмот 30:34).

Рамбан полагает, что на святом языке это дерево называют кетаф  потому, что «летом срубают его ветви, и бальзам стекает из места сруба (ме-а-кетифа)» (Рамбан, Шмот 30:34).

Масло цари входило в состав кторет – благовоний, воскуряемых на золотом жертвеннике Храма. В перечне благовоний оно названо натаф, как написано: «Возьми себе благовоний – бальзама (натаф)…» (Шмот 30:34). Комментаторы поясняют, что масло цари называют также натаф потому что оно «капает» и «стекает» (нотеф) из бальзамового дерева, именуемого кетаф (Раши, Берешит 37:25 и Шмот 30:34).  

И, наконец, это масло названо в Гемаре также мишха да-афарсема (маслом из афарсемона) (Шабат 26а). И соответственно, раби Овадья из Бартануры тоже именует его шемен афарсемон (см. также Мишна брура 264:16). Но речь идет вовсе не о хурме, называемой афарсемон в современном разговорном «иврите», где многие слова не соответствуют своим исходным значениям.

(9) «Кроме бальзамового масла и белой нефти»

Бальзамовое масло обладает исключительной воспламеняемостью и летучестью. В Гемаре упомянут трагический случай, когда женщина, обильно умастившись эти маслом, зажгла свечу – и ее саму в мгновение охватило пламя (Шабат 26а).

В связи с этим бальзамовое масло (так же как и белую нефть) не используют в субботних светильниках (там же 25б). Этот запрет вызван опасением, что из страха за свое имущество человек может погасить такой светильник даже в Шабат (Тосафот, Шабат 26а; Мишна брура 264:17). Существует дополнительное опасение: поскольку эти масла дают при сгорании много дыма и чада, человек просто «оставит такой светильник и уйдет» – а тем самым он не выполнить свою обязанность совершать субботнюю трапезу при свечах (см. комментарий р. Овадьи из Бартануры).

Но зажигать субботний светильник с черной нефтью не запретили, ведь такая нефть чадит, в основном, только при затухании, когда субботняя трапеза, как правило, уже завершена (Мишна брура 264, Беур алаха «Бе-итран»).

А некоторые законоучители считают, что из-за сильной возгораемости бальзамового масла его, как и белую нефть, запрещено использовать для освящения даже в будние дни (Рашба, Шабат 26а).

(10) Чтобы не погасили

В отношении бальзамового масла существует дополнительная проблема: даже если к нему добавить вещества, уменьшающие его воспламеняемость и летучесть, мудрецы опасаются, как бы человек, прельстившись его сильным ароматом, не взял бы машинально из горящей плошки немного масла (например, для умащения) (Шабат 25б, Ритва). А берущий масло из горящего светильника подлежит наказанию за нарушение запрета «тушить» (мехабэ) (ВТ, Бейца 22а; Раши, Шабат 25б; Шулхан арух 264:3). Эта проблема более подробно обсуждается в четвертой мишне этой главы.

Перевод и комментарий «Дополнительная душа» – рав Александр Кац.


http://www.beerot.ru/?p=51754