Трактат Шаббат — Глава 1 — Мишна 8

Дата: | Автор материала: Рав Александр Кац

556
трактат шаббат, трактат шабат

В мишне обсуждается, разрешено ли перед наступлением Шабата передавать мастеру-нееврею свои предметы обихода для очистки или ремонта, а также сырье для последующей обработки, если работа будет совершаться в Шабат.

בֵּית שַׁמַּאי אוֹמְרִים, אֵין נוֹתְנִין עוֹרוֹת לָעַבְּדָן וְלֹא כֵלִים לְכוֹבֵס נָכְרִי, אֶלָּא כְדֵי שֶׁיֵּעָשׂוּ מִבְּעוֹד יוֹם. וּבְכֻלָּן בֵּית הִלֵּל מַתִּירִין עִם הַשָּׁמֶשׁ:

Школа Шамая говорит: не отдают шкуры в обработку и белье в стирку нееврею – разве только что бы он выполнил работу еще днем, до наступления Шабата. А школа Гилеля во всех случаях разрешает до захода солнца.

Комментарий раби Овадьи из Бартануры:

На обработку – для выделки кожи.(1) Разрешает – пока солнце над горизонтом, прежде чем оно зайдет.(2)(3)

Комментарий «Дополнительная душа»

(1) Почему школа Шамая запрещает?

В данном случае запрет школы Шамая не связан с швитат келим (т.е. с повелением, чтобы утварь и инструменты еврея не выполняли запрещенных в Шабат работ). Ведь даже школа Шамая запрещает использовать работу предметов обихода только в тех случаях, когда они сами действуют (например, ловушки, которые захлопываются при поимке животного; см. мишна 1:6) или работа происходит внутри сосудов (например, при размачивании красящих веществ или при окрашивании шерсти в котле; 1:5-6). Но в ситуации, которая представлена в данной мишне, работу (стирку или выделку кож) выполняет мастер-нееврей, а утварь еврея лишь пассивно «принимает» эту работу.

Причина, по которой школа Шамая запрещает отдавать предметы еврея в обработку к мастеру-нееврею, иная: это выглядит так, будто еврей поручает нееврею выполнить работу в Шабат, и тот работает в Шабат по его поручению (Тосафот, Шабат 18б; Ран 7а).

Но если до наступления Шабата остается еще достаточно много времени и мастер-нееврей может выполнить всю заказанную ему евреем работу еще днем, – это разрешено. И даже если в реальности он делает работу в Шабат, достаточно того, что он мог завершить ее до Шабата. Ведь, когда именно он решает сделать свою работу, это уже его выбор, за который еврей ответственности не несет.

(2) До захода солнца

Как уже упоминалось, началом ночи (в том числе и ночи Шабата) является «выход звезд» (цэт а-кохавим) – т.е. появление трех первых звезд, которые можно различить одним взглядом. Но поскольку визуально определить этот момент очень сложно, то уже с момента захода солнца (шкият а-хама) возникает сомнение: возможно, Шабат уже наступил. В связи с этим промежуток времени от захода солнца до наступления темноты, называемый «бейн а-шмашот» (сумерки; буквально: «между солнцами»), считается «ночью из сомнения» (сафек лайла). До начала этого периода – еще безусловно день, а после него – уже наверняка ночь Шабата. И в соответствии с законодательным принципом: «сомнение относительно закона Торы – следует устрожать» (сафек де-орайта – ле-хумра), – весь этот период рассматривается в качестве самого Шабата. А значит, все законы и запреты Торы относительно Шабата вступают в силу с заходом солнца, и с этого времени не разрешается выполнять любую работу, запрещенную в Шабат из Торы (Рамбам, Шабат 5:4; Шулхан арух, Орах хаим 261:1).

Именно этот рубеж Шабата и указан в данной мишне: утварь или сырье должны быть переданы мастеру-нееврею до захода солнца, – тогда школа Гилеля разрешает, чтобы нееврей подвергал их обработке даже в сам Шабат. Точно так же и во всех других случаях, о которых говорится в предыдущих мишнах: красящие вещества должны быть замочены, а чан со связками льна положен в печь до захода солнца – и тогда работа может продолжаться в Шабат (см. 1:5-6). И нееврей, купивший товар у еврея перед наступлением Шабата, должен покинуть его дом тоже до захода солнца (1:7).

(3) Если договорились об оплате

В Гемаре названо еще одно обязательное условие, при котором школа Гилеля разрешает заказывать мастеру-нееврею работу перед Шабатом: заказчику нужно  договориться с исполнителем об оплате еще до наступления Шабата – причем, оплата должна быть сдельной (а не поденной) (Шабат 19а). После этого нееврей уже работает, в сущности, не для еврея, а для себя – чтобы заработать и получить обещанную ему плату (Раши).

Именно так определен закон в кодексе Шулхан арух. Вместе с тем, запрещено, чтобы эта работа выполнялась в доме или в другом владении еврея, ведь тогда дело выглядит так, будто еврей поручил ему работать в Шабат. И нельзя просить нееврея, чтобы он выполнил работу именно в Шабат (например, требовать, чтобы к исходу Шабата работа была завершена) (Орах хаим 252:2, Мишна брура 17).

Если за определенную работу (например, стирку) установлена известная всем плата, то в наше время это приравнивается к договоренности об оплате (Мишна брура 252:14). Ведь исполнитель работы знает, что клиент заплатит ему, сколько указано в прейскуранте (Шмират Шабат кеилхата 1, 30:25/85/).

Если нееврей взялся выполнять для еврея некую работу бесплатно (например, чтобы отблагодарить его за помощь и т.п.) и еврей видит, что тот делает эту работу в Шабат, следует попросить его, чтобы в Шабат он этим не занимался (Шулхан арух 252:2, Мишна брура 15 и 21). Но если нееврей работает за заранее оговоренную плату, то прерывать его не нужно (Мишна брура 22).

И если нееврей выполнил заказанную ему разрешенным образом работу еще до истечения Шабата, ее плодами разрешено пользоваться даже в сам этот Шабат, – например, одеть выстиранную неевреем рубашку или починенные им ботинки (Ран 7а; Шулхан арух 252:4). Но есть запрещающие. Однако если эта одежда необходима именно в сам Шабат или можно предположить, что мастер завершил работу еще до Шабата, тогда разрешено даже по мнению устрожающих (Рамо 252:4).

Запрещено, чтобы нееврей выполнял в Шабат для еврея строительные работы или обрабатывал его поле. Однако если эта собственность еврея расположена в месте, которое находится вне «субботних границ» для всех евреев, это разрешено (Шулхан арух 244:1).

Перевод и комментарий «Дополнительная душа» – рав Александр Кац.


http://www.beerot.ru/?p=51563