Трактат Шаббат — Глава 1 — Мишна 6

Дата: | Автор материала: Рав Александр Кац

652
трактат шаббат, трактат шабат

В этой мишне продолжается обсуждение вопроса, разрешена ли в Шабат работа, которая совершается без участия человека – только с помощью его утвари.

Текст мишны

בֵּית שַׁמַּאי אוֹמְרִים, אֵין נוֹתְנִין אוּנִין שֶׁל פִּשְׁתָּן לְתוֹךְ הַתַּנּוּר, אֶלָּא כְדֵי שֶׁיַּהֲבִילוּ מִבְּעוֹד יוֹם, וְלֹא אֶת הַצֶּמֶר לַיּוֹרָה, אֶלָּא כְדֵי שֶׁיִּקְלֹט הָעָיִן. וּבֵית הִלֵּל מַתִּירִין. בֵּית שַׁמַּאי אוֹמְרִים, אֵין פּוֹרְשִׂין מְצוּדוֹת חַיָּה וְעוֹפוֹת וְדָגִים, אֶלָּא כְדֵי שֶׁיִּצּוֹדוּ מִבְּעוֹד יוֹם. וּבֵית הִלֵּל מַתִּירִין:

Перевод мишны

Школа Шамая говорит: перед наступлением Шабата не кладут связки льна в печь –  разве только если еще днем от них пойдет пар, а шерсть не кладут в котел – разве только если еще днем впитает краску. А школа Гилеля разрешает.

Школа Шамая говорит: перед наступлением Шабата не расставляют ловушки для ловли зверей, птиц и рыб –  разве только если они поймаются еще днем. А школа Гилеля разрешает.

Комментарий раби Овадьи из Бартануры:

Связки льна – связки вычесанного льна; его помещают в печь и отбеливают. От них пойдет пар – т.е. они разогреются и от них поднимется пар. В котел с красками. Разве только если впитает краску впитает краску еще до наступления Шабата.(1) А школа Гилеля разрешает положить в котел перед наступлением Шабата, чтобы краска впитывалась на протяжении всей ночи. Однако школа Гилеля разрешает это только в том случае, когда котел снят с огня. Но если под ним в Шабат есть огонь – запрещено. Это запрещающее постановление связано с опасением, как бы не поворошили угли, [чтобы усилить пламя].(2) И так же необходимо, чтобы котел был закрыт, а [края крышки] обмазаны глиной. Это постановление связано с опасением, как бы в Шабат не помешали в котле и не перевернули бы [связки шерсти], ведь тогда будет нарушен запрет «варить».(3)(4)(5)

Комментарий «Дополнительная душа»

(1) Отбеливание льна и окрашивание шерсти 

Чан со связками вычесанного льна клали в печь для отбеливания (Раши, Шабат 17б). Если бы такую работу производили в сам Шабат, то при этом был бы нарушен запрет «отбеливать» (мелабен), включающий в себя также стирку (см. далее – глава 7, мишна 2). А если такая работа начата до Шабата, но продолжается без участия человека в сам Шабат, тогда, согласно точке зрения школы Шамая, нарушается повеление Торы прекращать работу инструментов и утвари (швитат келим) – ведь получилось бы, что принадлежащая еврею печь выполняет в Шабат запрещенную работу «отбеливать». Но если связки льна разогреются до наступления Шабата и еще днем от них пойдет пар, отбеливание считается завершенным, и связки разрешено оставить в печи и на Шабат.

Окрашивание шерсти также является одной из 39 запрещенных в Шабат работ, и если оно продолжается в сам Шабат даже без участия человека, то, согласно школе Шамая, нарушается закон о швитат келим. Однако если краска впиталась в шерсть еще до наступления Шабата, то работа на этом завершена – и шерсть разрешено оставить в котле даже на Шабат.

(2) Чтобы не поворошили угли 

Если в Шабат ворошат угли в печи или очаге, чтобы пламя разгорелось сильнее, – нарушают запрет «разводить огонь» (мавъир).

В связи с этим мудрецы запретили оставлять в Шабат на огне не сваренную пищу из опасения, что для усиления пламени станут ворошить угасающие угли. Поэтому даже школа Гилеля разрешает оставлять котел с шерстью на Шабат только в том случае, если он уже снят с огня – и тогда не существует опасения, что в Шабат станут ворошить угли (см. Шабат 18б, Раши; см. также далее – глава 3, мишна 1).

Но в случае со связками льна школа Гилеля не опасается того, что станут ворошить угли. Ведь заведомо известно, что проникновение холодного воздуха в печь повредит льну – и поэтому открывать печь, чтобы поворошить там угли, не будут (см. Шабат 18б; Ран 6а).

(3) Обмазать глиной 

Когда перемешивают пищу в горячей кастрюле, то тем самым ускоряют процесс варки – и, соответственно, при перемешивании пищи в Шабат нарушают запрет «варить» (Раши, Шабат 18б). А когда пища еще не сварена до полной готовности, ее нельзя помешивать, даже если она уже снята с огня (разумеется, пока она еще горячая) (Шулхан арух 318:18, Мишна брура 114).

С этим связанно второе, дополнительное условие, при котором школа Гилеля разрешает оставлять котел с шерстью на Шабат – котел должен быть закрыт, а края крышки обмазаны глиной. Если сосуд опечатан таким образом, то нет опасения, что в Шабат снимут глину, чтобы открыть сосуд и помешать в нем (см. Шабат 18б, Раши; Рош 1:34; см. коммент. р. Овадьи из Бартануры).

Важно отметить, что запрет «варить» (мевашель) или «печь» (офе) относится не только к продуктам питания, но и к другим материалам, которые для своего изготовления требуют обработки огнем (например, плавка металлов, растапливание дегтя, закаливание в печи глиняного сосуда и т.п.).

А, по объяснению  составителей Тосафот, при помешивании шерсти в сосуде с краской нарушается не запрет «варить», а запрет «красить» – ведь помешивание способствует более быстрому и качественному окрашиванию (Тосафот, Шабат 18б).

(4) Движущиеся ловушки 

В этой мишне приведен еще один закон, который раби Овадья из Бартануры не разъясняет: по мнению школы Шамая, перед наступлением Шабата не расставляют ловушки для ловли зверей, птиц и рыб. 

«Ловля» (цейда) – это одна из 39 запрещенных в Шабат работ. Вместе с тем, расставляющий подобные ловушки в Шабат не подлежал бы наказанию из Торы, ведь неизвестно, поймаются ли звери в его ловушки или нет. Но все же порой животное может пойматься в ловушку в тот самый момент, когда ее установили, – и тогда поставивший ловушку будет подлежать наказанию, согласно закону Торы (Тосафот, Шабат 17б, «Эйн порсин»). А тот, кто расставляет ловушки перед самым наступлением Шабата, нарушает, согласно мнению школы Шамая, повеление о швитат келим («прекращении работы утвари»). Но ловушки можно устанавливать только в том случае, если до Шабата остается еще достаточно времени, чтобы животные поймались в них еще днем, до наступления Шабата. Причем, существует два дополнительных условия. Во-первых, ловушки можно расставлять только там, где зверей много – и тогда они наверняка поймаются до Шабата. А во-вторых, ловушки должны быть устроены таким образом, что в каждую из них может попасть лишь одно животное (максимум, два) – и тогда, после того, как животное попалось до наступления Шабата, в сам Шабат ловушка уже «работать» не будет. Однако если эти два условия не соблюдены, то, по мнению школы Шамая, расставлять ловушки перед Шабатом запрещено – ведь, даже если до Шабата остается еще достаточно времени, ловля, наверняка, продолжится в сам Шабат (Тосафот, Шабат 17б, «Эла»).

Но школа Гилеля разрешает расставлять ловушки перед наступлением Шабата, чтобы они выполняли свою работу в Шабат. Именно в этом заключен хидуш (т.е. новая законодательная информация) данной мишны. Ведь на основе предыдущей мишны можно было заключить, что школа Гилеля разрешает использовать утварь только в том случае, когда она не выполняет никакой активной работы, но работа совершается в ней сама по себе – например, красящие вещества размачиваются в сосуде, постепенно образуя однородную массу, и при это совершается работа лиша («замешивание»). Но в данной мишне показано, что школа Гилеля разрешает даже активную работу предметов и инструментов – ведь ловушка захлопывается, когда в нее попадает зверь или птица (см. Шабат 18а; Ран 6б).

(5) Ради прославления Шабата

В последние десятилетия появилась техническая возможность оставлять на Шабат включенные приборы и механизмы, которые могут продолжать свою работу в автоматическом режиме, без участия людей. Так способны работать производственные линии и даже целые предприятия. Причем, работа может прерываться и снова возобновляться с помощью таймеров, установленных до Шабата. И поскольку закон определен в соответствии с точкой зрения школы Гилеля, никаких запретов Торы при этом не нарушается.  

Однако выдающиеся мудрецы последних поколений запретили использование таких автоматизированных производственных комплексов в Шабат, так как «нет большего пренебрежения Шабатом, чем это» (Игрот Моше, Орах хаим 4:60) – ведь при таком семидневном производстве или торговле «Шабат превращается в будний день». И даже если автоматы работают совершенно беззвучно, в закрытых, недоступных взгляду помещениях, все же, поскольку работа совершается ради получения прибыли, – это запрещено (Пискей тшувот 252:1).

Но в некоторых случаях подобная автоматическая работа приборов все же разрешена. Так, есть авторитетные законоучителя, разрешающие оставить работающий компьютер, чтобы в течение Шабата он обрабатывал введенные в него до Шабата данные – но лишь при условии, что он находится в закрытом, недоступном глазам, помещении (там же /1/). Однако есть запрещающие и это (А-махшев ле-ор а-алаха 1:5).

В самом Талмуде приведено высказывание мудрецов, согласно которому разрешено, перед наступлением Шабата отвести воду от ручья в сад, чтобы поливка осуществлялась в течение всего дня без участия человека (Шабат 18а, Раши). Этот закон приведен и в кодексе Шулхан арух (Орах хаим 252:5). В соответствии с этим разрешено открыть до Шабата кран, через который осуществляется поливка домашнего сада – и даже если поток воды периодически пресекается и возобновляется с помощью таймера. Но некоторые законоучители считают, что и это разрешено только при капельной оросительной системе. Однако если струи с шумом вырываются из распылителей, то в этом отношении следует устрожить из уважения к Шабату (кроме случаев, когда отсутствие полива может привести к серьезным убыткам) (Пискей тшувот 252:4). И в отношении поливки сельскохозяйственных угодий, предназначенных для извлечения прибыли, также следует устрожить, ведь, как уже упоминалось, в Шабат воздерживаются от выполнения обычных производственных операций, даже осуществляемых с помощью автоматических систем управления (там же /35/).

Общий принцип заключается в следующем: в Шабат разрешают использовать лишь работу таких автоматических приборов, которые необходимы для нужд самого Шабата – для его прославления и наслаждения им, а это – осветительные приборы, различные обогреватели, вентиляторы и кондиционеры, которые могут включаться и выключаться с помощью таймеров (там же 252:1).


http://www.beerot.ru/?p=51502