Трактат Шаббат — Глава 1 — Мишна 10

Дата: | Автор материала: Рав Александр Кац

561
трактат шаббат, трактат шабат

В этой мишне обсуждается, при каких условиях при наступлении Шабата разрешено оставлять недоваренную пищу на открытом огне, а также хлеб в печи и выпечку на углях.

אֵין צוֹלִין בָּשָׂר, בָּצָל וּבֵיצָה, אֶלָּא כְדֵי שֶׁיִּצּוֹלוּ מִבְּעוֹד יוֹם. אֵין נוֹתְנִין פַּת לַתַּנּוּר עִם חֲשֵׁכָה, וְלֹא חֲרָרָה עַל גַּבֵּי גֶחָלִים, אֶלָּא כְדֵי שֶׁיִּקְרְמוּ פָנֶיהָ מִבְּעוֹד יוֹם. רַבִּי אֱלִיעֶזֶר אוֹמֵר, כְּדֵי שֶׁיִּקְרֹם הַתַּחְתּוֹן שֶׁלָּהּ:

Не жарят на открытом огне мясо, репчатый лук и яйца перед самым наступлением Шабата – разве только если они зажарятся еще днем.

Не кладут хлеб в печь перед сумерками, а лепешку на угли  – разве только если они покроются коркой сверху еще днем (т.е. еще до наступления Шабата). Раби Элиэзер говорит: если покроются коркой снизу.

Комментарий раби Овадьи из Бартануры:

Если они зажарятся – до состояния «пищи Бен Друсая», и это треть готовности.(1) В таком состоянии они годятся в пищу, и уже нет необходимости запрещать из опасения, как бы не поворошили угли.(2)

Лепешка (харара)лепешка, испеченная на углях(3).

Покроются коркой на первой стадии выпечки появляется корка. Сверху – со стороны, обращенной к внутренней полости печи. Если покроются коркой снизу, там, где прилеплены к глиняной стенке печи, так как эта сторона покрывается коркой прежде, чем та, что обращена к внутренней полости печи, – и этого достаточно. Но закон не соответствует точке зрения раби Элиэзера.(4)(5)(6)

Комментарий «Дополнительная душа»

(1) «Пища Бен Дросая»

Комментаторы поясняют, что Бен Дросай был известным разбойником, который варил пищу лишь до промежуточного состояния, когда ее уже можно было есть, – и сразу же неистово набрасывался на нее, не дожидаясь, пока она доварится до полной готовности (Раши, Шабат 20а).

Согласно точке зрения Раши, состояние «пищи Бен Дросая» составляет треть от полной готовности (там же) – и именно так объясняет раби Овадья из Бартануры. Но Рамбам считает, что это – половина полной готовности (Рамбам, Шабат 9:5, Магид мишнэ), и в кодексе Шулхан арух за основу принята вторая норма (Орах хаим 254:2). Эти степени готовности измеряются временем, затраченным на варку (Хазон Иш 37:6), – так, если для полного приготовления блюда необходимо два часа, то половина готовности составит час. Правда, некоторые виды пищи достигают готовности буквально в последние минуты приготовления, а через половину и тем более треть необходимого времени совершенно не годны в пищу. Поэтому при определении степени готовности Бен Друсая следует исходить из специфики каждого вида пищи (Орхот Шабат 1, 2:3/7/).

И если в случае крайней необходимости эту пищу можно есть уже при наступлении Шабата – ведь она достигла состояния «пищи Бен Дросая», тогда не следует опасаться того, что из-за нее станут ворошить в Шабат угли, чтобы увеличить огонь (см. коммент. р. Овадьи из Бартануры).

(2) На углях или над углями?

Начинать готовить пищу (например, жарить на открытом огне мясо, репчатый лук и яйца) перед самым наступлением Шабата мудрецы запрещают из опасения, как бы человек, на минуточку забыв, что сейчас Шабат, не поворошил бы угли, чтобы увеличить силу огня, как это обычно делают в будни. Ведь тем самым он бы неумышленно нарушил запрет Торы разжигать огонь (Шабат 18б; см. также выше – мишна 6, коммент. 2).

Некоторые законоучители считают, что это опасение существует только в случае, когда на открытом огне жарят твердое мясо – говядину или козлятину. Но если это более нежное и разделанное мясо ягненка или птицы (а также репчатый лук или яйца), тогда человек не станет ворошить угли, ведь более сильное пламя просто сожжет их. Поэтому разрешено оставлять эти виды пищи на открытом огне, даже если при наступлении Шабата они еще не достигли готовности Бен Дросая. И лишь в случае, когда мясо жарится прямо на углях (т.е. касается углей), тогда даже нежное мясо ягненка и птицы должно при наступлении Шабата достигать готовности Бен Дросая. Ведь расположивший мясо прямо на углях стремится к тому, чтобы оно приготовилось как можно быстрее, и не боится, что оно подгорит, – а значит, существует опасение, что он поворошит угли. В соответствии с этим объяснением определен закон в кодексе Шулхан арух (Орах хаим  254:1-2).

Однако по мнению других законоучителей, запрет, приведенный в мишне, относится ко всем видам мяса и к любому способу поджаривания на открытом огне, независимо от того, касается ли мясо углей или нет, – мясо можно оставлять на открытом огне только в том случае, если при наступлении Шабата оно достигло готовности Бен Дросая. Именно так определяет закон Рамо, законодательным решениям которого следуют в ашкеназских общинах (Рамо, 254:1; Мишна брура 17).

 (3) Что такое «харара»?

Раши поясняет, что лепешка (харара) – это та же «печенная на углях лепешка» (угат рецафим), о которой говорится в Танахе (Мелахим 1, 19:6): «И взглянул он (речь идет о пророке Элияу), и вот, у изголовья его печенная на углях лепешка и фляга воды» (Раши, Шабат 19б; см. Раши и Мецудат Циён, Мелахим 1, 19:6).

В этом стихе Танаха выражение угат рецафим переводят на арамейский язык как харара меафефа (см. Таргум), и именно это слово – харара – использовано в данной мишне.

 (4) Какая сторона хлеба подрумянивается быстрее?

Во времена Мишны и Талмуда хлеб пекли, прикрепляя сформированное в виде лепешки или каравая тесто к стенкам печи, а огонь был снизу внутри печи.

По ходу выпечки хлеб постепенно покрывается коркой со всех сторон. Согласно первому мнению, приведенному в данной мишне, еще до наступления Шабата хлеб должен покрыться коркой сверху, т.е. «со стороны, обращенной к внутренней полости печи», как объясняет раби Овадья из Бартануры. Такой хлеб можно оставлять в печи на Шабат – ведь на этой стадии готовности уже не опасаются, как бы человек не поворошил угли в Шабат, чтобы увеличить силу огня и ускорить выпечку.

Но раби Элиэзер полагает, что хлеб должен покрыться коркой снизу, т.е. со стороны, обращенной к стенке печи – после того, как хлеб вынут из печи, это будет его нижняя сторона (см. Шабат 19б-20а; Мишна брура 254:25).

Раши поясняет, что раби Элеизер устрожает требования закона – ведь обращенная к огню сторона подрумянивается быстрей, а раби Элиэзер требует, чтобы коркой покрылась даже обращенная к стене печи сторона (Раши, Шабат 20а).

Но раби Овадья из Бартануры объясняет совершенно иначе: обращенная к стене печи сторона «покрывается коркой прежде, чем та, что обращена к внутренней полости печи». И соответственно, раби Элиэзер облегчает требование закона – ведь достаточно, чтобы подрумянилась только обращенная к стене сторона, которая подрумянивается быстрее (см. также Тосафот, Шабат 20а; Рамбам, Перуш а-мишнайот, Шабат 1:10; Ран 8а).

(5) А был ли спор?

Невозможно предположить, будто Раши и его оппоненты полемизируют о том, что в действительности происходит при выпечке хлеба и какая сторона покрывается коркой раньше, – ведь это легко проверить. В этой связи выдающийся законоучитель раби Акива Эйгер предполагает, что Раши и его оппоненты (в числе которых раби Овадья из Бартануры) просто рассматривают два разных случая.

Раши рассматривает ситуацию, при которой в печи еще горит огонь – не случайно он говорит о «стороне, обращенной к огню» (Раши, Шабат 20а). И тогда, естественно, первой подрумянивается обращенная к огню сторона. В такой ситуации требование раби Элиэзера является устрожением.

А раби Овадья из Бартануры рассматривает ситуацию, когда огонь в печи уже погас до Шабата и из нее уже выгребли угли – поэтому-то он говорит о «стороне, обращенной к внутренней полости печи» – а не к огню! В таком случае первой подрумянивается сторона, обращенная к разогретой стене печи, и мнение раби Элиэзера облегчает требование закона – достаточно, чтобы подрумянилась только нижняя, обращенная к стене печи, сторона (см. Тосафот р. Акива Эйгер 25; см. также При мегадим, Эшель Авраам).

Для более глубокого понимания этого объяснения важно отметить, что опасение, как бы не поворошили угли, сохраняется при готовке в печи (танур) даже после того, как угли уже выгребли – ведь невозможно, чтобы внутри печи не остались отдельные мелкие угольки и искры (см. Мишна брура 253:22). И именно в ситуации, когда огонь уже догорел и большинство углей уже выгребли, человек может испугаться, что хлеб не допечется, и он останется на Шабат без хлеба – тогда он может попытаться раздуть и разворошить оставшуюся в печи золу. Поэтому в данном случае мудрецы устрожают, требуя, чтобы коркой покрылась даже обращенная к полости печи сторона, и «закон не соответствует точке зрения раби Элиэзера», по которой достаточно, чтобы подрумянилась только обращенная к стене печи сторона.

 (6) Халы в духовке

Законоучители нашего поколения добавляют, что современные газовые или электрические духовки имеют законодательный статус «печи с огнем». К тому же, с помощью переключателей можно повысить температуру, и это приравнивается к ворошению углей с целью увеличить силу огня. А поскольку определить точный момент образования корки очень сложно, законоучители нашего поколения запрещают оставлять в духовке халы (или любую другую выпечку), если к моменту захода солнца они еще не допечены до полной готовности. И если по недосмотру оставили во включенной духовке халы, которые при наступлении Шабата еще не были допечены до полной готовности (при этом духовка включена на «субботний режим», позволяющий открывать и закрывать дверцы даже при наличии термостата), следует спросить компетентного знатока Торы, можно ли употреблять эти халы в пищу в этот Шабат. А если спросить невозможно, и никакого другого хлеба для субботней трапезы нет, их можно использовать (Пискей тшувот 254:3).

Перевод и комментарий «Дополнительная душа» – рав Александр Кац.


http://www.beerot.ru/?p=51670