Понимание святого языка — Недельная глава Корах

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

387

עדה, קהל, אספסוף

Слово עדה (эда) – община – указывает на собрание народа в определенном порядке. Вначале, в назначенный час, призываются старейшины, люди ученые, а вслед за ними и простой люд.

Слово קהל (кааль) – собрание – указывает на большое собрание людей. При этом не было предварительно назначено время собрания, и нет соблюдения иерархии среди прибывающих. То есть это, как правило, спонтанно собравшаяся толпа.

Говоря о грехе золотого тельца и о начале бунта Кораха, Тора использует глагол с корнем קהל (кааль). «И увидел народ, что Моше долго не сходит с горы, и собрался (ויקהל) народ к Аарону, и сказали ему: встань, сделай нам божества, которые пойдут перед нами…» (Шмот, 32:1). Это собрание не было запланированным, людей не предупреждали заранее, они собрались внезапно, беспорядочно, независимо от положения в обществе.

Слово עדה (эда)община – указывает на организованную группу людей, объединенных общим интересом, в которой соблюдается четкая иерархия. Так, главный раввинский суд, Санедрин, часто называется именно עדה (эда), как сказано: «А если вся община (עדה) Израиля, ошибутся они…» (Ваикра, 4:13).

В нашей главе, когда рассказывается, как Корах и его сообщники приходят к Моше, для определения их собрания Тора использует слово עדה (эда): «И говорил он (Моше) Кораху и всем сообщникам (עדתו) его…» (Бемидбар, 16:5). Все пришли в назначенное время, во главе были самые важные люди, но как только основная, организованная группа (עדה) была поглощена землей, говорится в стихе 33: «И сошли они со всем принадлежавшим им живыми в преисподнюю, и покрыла их земля, и исчезли они из среды собрания (הקהל)».

Глагол להקהיל (леакиль), образовываемый от корня קהל, означает сбор большого количества людей при помощи громогласного призыва или звуков труб, и может использоваться только по отношению к людям. Этим он отличается от глагола לאסוף (лаасоф) – собирать, который может указывать на сбор неодушевленных предметов.

Почему же в главе Беаалотха (Бемидбар, 11:4) народ, требовавший мяса, называется אספסוף (асафсуф) сброд, ведь это были живые люди, а не неодушевленные предметы?

Объясняет Мальбим, что ман, которым питался народ в пустыне, был прежде всего едой духовной и это выражалось в том, что он полностью усваивался организмом, и что при его употреблении можно было почувствовать любой вкус, который человек желал. Но это качество мана было доступно не каждому, а лишь праведникам, достигшим определенного духовного уровня. Так называемый асафсуф – сброд – состоял в основном из эрев рав, собрания народов, присоединившихся к народу Израиля под влиянием чудес, совершенных Всевышним в Египте. Они не обладали необходимым духовным уровнем, и различные вкусы мана им были недоступны. Поэтому они так быстро соскучились по вкусу мяса и потребовали его у Моше, став причиной тяжелого наказания.


http://www.beerot.ru/?p=53943