ТАНАХ рассказывает — Эзра — Книга Эзры и декларация Кореша

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

1682

Книга Эзры и декларация Кореша

Часть книг, которые были введены Мужами Великого собрания в свод ТаНаХа (в раздел Писания), остаются во многом неизведанной землей в силу различных причин. Во многих из них речь идет о периодах, которые уже освещались в других книгах. О некоторых после первого, поверхностного прочтения, складывается впечатление, что они не имеют торанической ценности, а несут в себе лишь историческую информацию. К этим проблемам добавляются еще проблемы чисто технические, обусловленные, например, тем, что есть книги, полностью или частично написанные на арамейском языке.

Чтобы попытаться развеять подобные предрассудки и сомнения, а также дополнить рассылку «ТаНаХ рассказывает», мы с Б-жьей помощью начинаем изучать раздел Писания.

Для удобства изучения желательно иметь рукой книги ТаНаХа. Как говорят наши мудрецы: «Слова Торы могут быть иногда скупыми, но их всегда можно обогатить из другого источника» (Иерусалимский Талмуд, Рош а-Шана), поэтому нам понадобиться заглядывать во другие книги для лучшего понимания книги Эзры.

Мы постараемся подробно осветить события этого периода, будем говорить о великих личностях, живших в тот период, прекрасное время, которое наши мудрецы называют шиват Цион – эпоха возвращения в Сион.

 Декларация Кореша

«В первом году (правления) Кореша, царя персидского, по (осуществлении) до конца слова Б-га из уст Ирмияу, побудил Б-г дух Кореша, царя Персидского, и провозгласил (он) во всем своем царстве, и также написал такие слова: «Так сказал Кореш, царь Персии: все царства земли отдал мне Г-сподь, Б-г, Владыка Небес, и повелел Он мне построить Ему Храм в Иерусалиме, который в Иудее. Кто среди вас из всего народа Его – Г-сподь, Б-г его да будет с ним, и да вернется он в Иерусалим, который в Иудее, и построит Храм Г-споду, Б-гу Израиля, (пребывающему) в Иерусалиме, где Он обитает, (пусть) принесут люди того места серебро и золото, и иное имущество, и вьючных животных вместе с добровольными пожертвованиями для Храма Б-га, (пребывающего) в Иерусалиме» (Эзра, 1:1-4).

Это текст судьбоносной декларации царя Кореша, приведенной в начале книги Эзры, полностью. Книга Эзры является прямым продолжением книги Диврей а-Ямим, которую, по мнению мудрецов в трактате Бава Батра, также написал Эзра. Только там, в конце книги Диврей а-Ямим (2, 36:22-23) приводится сокращенный текст этой декларации.

Существует еще одно место, где приводится эта декларация – первоисточник, каким он был записан писцами Кореша. Как в любой серьезной империи, в Персии все события подробно документировались. Из Мегилат Эстер нам хорошо известно, что благодаря порядку в канцелярии и педантичности писцов было обнаружено упоминание о том, как Мордехай спас жизнь царя Ахашвероша. В следующих главах будет рассказываться о том, как строительство Второго Храма было остановлено, едва начавшись. Персидские власти остановят строительство на основании навета руководителей нееврейского населения Иудеи, утверждавших, что евреи строят Храм для того, чтобы поднять бунт против властей. Строительство будет возобновлено только спустя восемнадцать лет, по приказу царя Дарьявеша Второго. И, что интересно, разрешение было выдано не потому, что Дарьявеш Второй был сыном Ахашвероша и пророчицы Эстер, а Модехай – его воспитателем и советником, а потому что в архивах была найдена та самая декларация царя Кореша.


http://www.beerot.ru/?p=12477