ТАНАХ рассказывает — Эзра — Контроль персов над еврейской жизнью

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

1428

Одной из главных причин того, что евреи не смогли вернуться из вавилонского изгнания все вместе, «как стена», были, прежде всего, действия властей Персидской империи, под гнетом которой они находились. Если посмотреть в целом на книгу Эзры, то складывается впечатление, что персы имели абсолютную власть над жизнью евреев, и все ключевые события происходили под их бдительным контролем и в соответствии с их четкими инструкциями. Нет ни одного сколько-нибудь важного события в еврейской жизни, о котором можно было бы сказать, что оно не зависело от персов: первые организованные группы вернувшихся из изгнания евреев во главе с Нехемией были результатом известной декларации царя Кореша. Строительство Храма также началось с разрешения персов.

Но речь здесь идет не только о самом разрешении, но также о том, как нужно строить стены вокруг будущего Храма! Было приказано делать кладку стен таким образом, чтобы ряды из камня чередовались с рядами из дерева. Как ни абсурдно это выглядит с точки зрения строителей, но мотивация властей понятна: если эта конструкция и сможет вынести натиск нападающих, то против огня у нее нет никаких шансов. Если дерево выгорит, то стены просто рухнут.

Как только стали поступать первые доносы персам со стороны местных нееврейских жителей о том, что евреи якобы готовят бунт – строительство сразу же было прекращено. Оно было возобновлено только спустя восемнадцать лет, и опять же – с разрешения нового царя Персии, Дарьявеша Второго (Артахшаста).

Но больше всего бросается в глаза один момент из документа персидских властей, наделявшего Эзру полномочиями. Полный текст находится в седьмой главе, и мы приведем лишь несколько строк из него: «Мною (царем Артахшастой) дано повеление, чтобы в царстве моем каждый из народа Израиля, и священнослужителей, и левитов, кто вознамерился идти в Иерусалим, с тобою пошел – в соответствии с тем, что царем и семью советниками его послан ты, обладающий знанием Закона, в Иудею и Иерусалим учинить розыск об исполнении закона Б-га твоего» (Эзра, 7:13-14).

Обычно нееврейские власти не вмешивались в религиозную жизнь евреев. Они лишь были заинтересованы в том, чтобы все их граждане работали, платили налоги, были законопослушными. Здесь же они выступают еще и в роли «ревнителей еврейской веры» и даже «заботятся» о том, кто и как должен контролировать «исполнение заповедей Б-га твоего». Очевидно, что это объясняется не заботой о евреях, а желанием контролировать даже изучение и соблюдение евреями предписаний Торы.


http://www.beerot.ru/?p=13936