Рав Аарон Котлер — Глава 4 — Часть 2 — Общественная борьба (продолжение)

Дата: | Автор материала: Рав Шломо Лоренц

1469

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. ОБЩЕСТВЕННАЯ БОРЬБА (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

Идеология движения «Мизрахи»

Когда главы движения «а-Поэль а-Мизрахи» пытались в личной беседе убедить рава Котлера, что борьба против «Закона о национальной службе» может привести в результате к мобилизации учащихся ешив, он ответил им следующей, попадающей в самую цель притчей.

Одному польскому помещику удалось раздобыть шампанское, что считалось в те дни редкой драгоценной удачей. Как и у всех помещиков, у этого тоже был свой «любимый еврей», которого он попросил продегустировать это превосходное вино. Еврей ответил, что Тора запрещает пить нееврейские вина, но есть одна возможность разрешить это: если его заставят пить под угрозой смерти. Помещик понял намек и наставил на еврея ружье: «Пей, или я стреляю!» Еврей выпил стакан. Помещик спрашивает: «Ну как, понравилось тебе вино?» Еврей отвечает: «Ну пожалуйста, господин помещик, наставьте на меня ружье еще раз и угрожайте убить!»

Рав Аарон закончил причту так: «Так и деятели “а-Поэль а-Мизрахи” – вы напрашиваетесь на тяжкие указы со стороны нерелигиозных властей, чтобы удовлетворить свои вожделения!»

Адмор из Сатмара: «Сообщить нам о том, что он ничего не изменил»

Я удостоился участвовать в похоронах рава Аарона в 5723 (1962) году в Нью-Йорке. Многие были удивлены, увидев, что адмор из Сатмара, рав Йоэль Тейтельбойм, пришел участвовать в похоронах и произнес поминальную речь, прерываемую рыданиями, с пламенными словами о величии рава Аарона Котлера в Торе, Б-гобоязненности и мудрости.

В этой речи он упомянул высказывание наших мудрецов, приведенное у Раши: «”И сделал так Аарон” (Бемидбар, 8:3), – [это сказано в Торе, чтобы] сообщить нам о заслуге Аарона в том, что он ничего не изменил [в повелении Всевышнего, переданного ему через Моше, относительно зажигания меноры – светильника в Святилище]». И адмор из Сатмара провозгласил: «Рав Аарон ничего не изменил! Ничего не изменил из сказанного в Торе!»

Как известно и как мы уже упоминали, адмор из Сатмара в самой острой форме выступал против участия в выборах в Кнессет, тогда как наш учитель выделялся своей последовательной поддержкой участия в этих выборах – до такой степени, что даже дважды специально приезжал в землю Израиля, чтобы внести свой вклад в успех движения «Агудат Исраэль» на этих выборах. Адмор был противником «Агудат Исраэль», в то время как наш учитель был председателем Совета великих мудрецов Торы «Агудат Исраэль» в Соединенных Штатах и центральным деятелем в масштабах всей этой организации. Но, вопреки всему этому, адмор без колебаний заявляет и свидетельствует перед всем народом: «Рав Аарон ничего не изменил из сказанного в Торе!»

И адмор из Сатмара продолжил: «В чем же здесь великая заслуга Аарона-коэна – то, что он ничего не изменил и сделал все по приказу Всевышнего? Разве может прийти нам в голову, что он изменит? Для обычного человека действительно не было бы в этом ничего похвального. Но у человека, одаренного мудростью и разумением как Аарон, и, несомненно, с глубоким мышлением, могут появиться идеи о том, что в силу тех или иных нужд допустимы изменения! В отношении такого человека – великая хвала ему, когда о нем говорят: несмотря на то, что по мере его разумения было место для внесения изменений, – он ничего не изменил!

Главное здесь не быть мудрецом сверх меры и знать, что мы не все понимаем… Понимать, насколько Тора Всевышнего – нечто превознесенное над нами и то, насколько ограничено наше постижение, – и тогда мы сумеем сделать то, что требуется! И тогда мы поднимемся на ступень “И сделал так Аарон” – это учит нас тому, что он ничего не изменил».

И затем адмор из Сатмара провозгласил: «Рав Аарон был гением, мудрецом с великой глубиной мысли. И при всем этом я могу свидетельствовать о нем, что он не изменил даже самого малого на путях нашей святой Торы!»

Мы должны знать, что даже если и есть разные мнения у великих мудрецов Торы по определенным темам, – тем не менее всегда исполняется для них сказанное [намеком в Торе о том, что различие мнений сочетается у истинных мудрецов Торы с взаимной любовью] (Бемидбар, 21:14): «эт ваэв бе-суфа – ваэв в вихре». Наши мудрецы трактовали эти слова так: «…Но не сходят с места, пока не сделаются любящими друг друга».

[Примеч. перев. Более подробное объяснение. Сказано в Торе: «Записано будет в книге о войнах Г-спода: эт ваэв бе-суфа», и мудрецы трактуют эти последние слова по созвучию (Кидушин, 30б): «Сказал раби Хия бар Аба: даже отец с сыном, [либо] учитель с его учеником, пока они учатся вместе, становятся “врагами” друг другу [ведут «войны Торы» – острый талмудический спор по теме учебы], – но не сходят с места, пока не сделаются любящими друг друга, как сказано: эт ваэв бе-суфа; и следует читать здесь не бе-суфа, а бе-софа [“в конце”; а слово ваэв – созвучное и однокоренное с яав – любить]». Объясняет там Раши: «Из-за того, что выдвигают взаимные возражения и не принимают доводов друг друга, кажутся врагами, и так трактуются слова стиха “в книге о войнах”: как “война посредством книги”, а слова “эт ваэв бе-суфа” трактуются как “любовь – в конце [той войны]”».

Приведем здесь отрывок на эту тему из книги Йехезкеля Ляйтнера «Спасение Торы из огня Катастрофы» о спасении учеников ешивы Мир и некоторых других ешивВосточной Европы, числом около двух тысяч человек, в годы Второй мировой войны, которым удалось великими чудесами вырваться из огня Катастрофы и попасть в Японию, и далее – в Китай. На этом пути им пришлось совершить двухнедельное путешествие через всю территорию Советского Союза по Транссибирской железной дороге.

Как вспоминал впоследствии один иностранец из Западной Европы, он, проведя с ешиботниками в одном поезде две недели, так и не смог понять, куда и зачем они едут:

«Каждый день я не уставал удивляться их отношениям: все время ругаются, но – по-дружески. В споры и ссоры вовлекалось много людей, но все всегда кончалось миром. Разногласия вертелись вокруг огромных пухлых книг – в этих книгах заключалась причина конфликта, но в них же таился и примиряющий всех ответ».

Между тем, “странные” пассажиры были увлечены решением многочисленных юридических, этических и религиозных задач, которые возникли перед ними в ходе путешествия. Все новое надо было осознать в соответствии с положениями Торы.

Большинство алахических трудностей, обсуждаемых в поезде на протяжении двух недель, сводилось к проблеме соблюдения субботы. Вот одна из них: можно ли всубботу сбрасывать с поезда какие-либо предметы, к примеру, совершая туалет? Или: можно ли в Шаббат поднимать к стене верхние полки вагона? Среди участников этих дискуссий находились известные знатоки еврейского закона, а также главы ешив такие знаменитые мудрецы, как рав Реувен Грозовский, рав Аарон Котлер, равЙехезкель Левинштейн, рав Хаим Шмулевич и многие другие.]

Письмо рава Аарона Котлера об обязанности участвовать в выборах

Моим уважаемым друзьям, мудрецам Торы, изучающим ее на Святой Земле, драгоценным и видным, – с пожеланием благополучия и всего доброго на все времена!

Мы потрясены страшным известием о том, что забран от нас учитель Израиля, гаон из Бриска [рав Ицхак-Зэев Соловейчик], да будет благословенна память праведника; что осиротело поколение, и община Израиля потеряла вождя народа, стоявшего на страже всего святого у сынов Израиля. И более всего ощутима и осознана эта потеря у всех преданных Торе. Веление часа – укрепляться в Торе и Б-гобоязненности, и умножать усилия в трудах над Торой, и держаться путей Торы рава из Бриска – как в Торе, так и в хранении основ еврейской жизни. Всевышний восстановит ограду закона для народа Своего, и мы удостоимся полного освобождения в скором времени.

Наверняка известно уважаемым мудрецам о священной обязанности делать все возможное в связи с предстоящими выборами ради чести Всевышнего и Торы Его, прилагать усилия в пользу избирательного списка преданных Торе, и то же самое – на выборах в местные органы власти, как писали об этом мудрецы поколения, да продлит Всевышний годы их жизни, в их воззваниях. И таково же, как известно, было мнение учителей нашего поколения, ныне покойных, гаона автора книги «Эвен а-Эзэль» [рава Исера Залмана Мельцера], благословенной памяти, а также гаона Хазон Иша, благословенной памяти. И я свидетельствую, что гаон из Бриска [рав И.-З. Соловейчик] сказал мне еще раз эти слова накануне моего отъезда из Святой Земли: «В скором времени – выборы; сделайте что-то существенное в пользу списка “Агудат Исраэль”». И я сказал об этом в свое время великим мудрецам Торы Земли Израиля и другим людям. И сущность этого постановления ясна. В Литве и по всей Польше все великие мудрецы поколения прошлого без исключения участвовали в выборах в общинах, – также и в тех местах, где было ясно, что избраны будут в большинстве своем «свободные» [как называли себя в прежние времена евреи, сбросившие с себя бремя Торы и заповедей], и боролись за сохранение жизни по Торе изо всех сил. И даже более того: когда в 5678 (1917) году (перед большевистским переворотом) тогдашние русские власти организовали собрание избранных еврейских представителей со всей России, как своего рода еврейское Учредительное собрание, чтобы упорядочить все внутренние еврейские дела на основе широкой автономии, – все великие мудрецы того поколения участвовали в предвыборной кампании, и в большинстве своем сами числились в списках кандидатов. В их числе были: учитель всех евреев рассеяния гаон рав Меир Симха а-Коэн из Двинска, учитель всех евреев рассеяния гаон рав Хаим а-Леви, истинный гаон, светоч изгнания, наш учитель Хаим Озер, да будет благословенна их память. И рав Хаим был в списке в Минском округе и в Бобруйском округе. И это притом, что все знали, что избраны будут в большинстве своем «свободные», как это и произошло в действительности. И также истинный гаон, святой Израиля, наш учитель Хафец Хаим, благословенной памяти, много потрудился тогда в ходе выборов. И также в Постоянном национальном совете евреев Литвы, созданном по постановлению властей, участвовали видные мудрецы Торы того поколения, чтобы стоять на страже основ еврейской жизни. Участвовали в выборах также и мудрецы Венгрии, создавшие там отдельные общины [верных Торе], поскольку в соответствии с местными условиями это было возможно и полезно. В нынешних условиях, однако, нет возможности основывать самоуправление, независимое от Кнессета или местных органов власти для всего общества или его части. Я пишу об этом подробно, чтобы переубедить ошибающихся.

Великая обязанность лежит на изучающих нашу святую Тору, этих воинах Царя: укрепляться ради славы Небес и ради укрепления Торы и основ еврейской жизни. И Святой благословенный удостоит нас увидеть возрастание силы и славы Торы и Израиля, и окончательное избавление в скором времени.

Аарон Котлер

Перевод – рав П. Перлов


http://www.beerot.ru/?p=23930