Воспоминания о раве Носоне Цви Финкеле

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

713
рав носон цви финкель

На прошлой неделе была годовщина ухода великого человека – главы ешивы «Мир» рава Носона Цви Финкеля. Когда он умер, было четкое ощущение, что столпы, на которых держится весь наш мир, пошатнулись. Я удостоился Свыше быть с ним знакомым около 30 лет, жить у него дома, и я бы хотел поделиться тем, чему мы могли бы у него поучиться.

Для начала я бы хотел объяснить, откуда возникло ощущение, что со смертью рава Носона Цви действительно пошатнулись основы мира. Ешива «Мир» – это место, где учится около семи тысяч учеников: из Америки, Англии, Южной Африки, стран Латинской Америки, Европы и России. Среди них – литваки, хасиды, сефарды. Это место, куда приезжают евреи со всего мира, чтобы учить Тору. Часть из них остается, часть – возвращается в свои страны, но все они несут в себе Тору, которую передает из поколения в поколение ешива «Мир». Из этой ешивы Тора расходится по всему миру. И это касается не только сегодняшнего дня: еще до Второй мировой войны в местечко Мир (ныне – Беларусь, а в те дни это была часть Польши) приезжали ученики из Европы и из Америки. Одним из таких учеников ешивы «Мир» был рав Хаим Пинхас Шейнберг, один из величайших мудрецов Торы последних поколений. Он приехал туда учиться из Америки, затем вернулся в Америку (где стал главой ешивы), оттуда переехал в Землю Израиля и до конца своих дней возглавлял иерусалимскую ешиву «Тора Ор». Еще один пример – великий наставник мусара рав Шломо Вольбе приехал в «Мир» из Германии. Уже тогда ешива «Мир» количественно и качественно была крупнейшей ешивой. До войны в ней училось триста учеников. В наши дни в ешиве «Мир» обучается около 7 тысяч учащихся.

Я сам ощущаю себя частью семьи ешивы «Мир» не только потому, что проучился там несколько лет. Мой учитель рав Хаим Камил был одним из «львов» ешивы «Мир». Много лет я был с ним близок и в течение нескольких удостоился учиться с ним. То, что я получил от него, было Торой, переданной ему величайшими наставниками ешивы «Мир».

В свое время, когда скончался великий глава ешивы «Мир» рав Хаим Шмулевич, наш учитель рав Шах сказал так: «Мир держится на Торе. Тора – это ешива “Мир”, а ешива “Мир” держится на раве Хаиме Шмулевиче». В наше время можно смело говорить, что ешива «Мир» держалась на раве Носоне Цви Финкеле.

Тот, кто видел и знал, что происходит в ешиве «Мир», – видел непрерывное чудо. Более 25 лет рав был тяжело болен болезнью Паркинсона, не мог ходить, разговаривал с большим трудом (приходилось максимально приближать уши к его устам, чтобы услышать его)… При этом он учился, преподавал, принимал людей (двери его дома обычно были открыты). За время своей болезни он увеличил ешиву как минимум в 8 раз: составлял программу учебы, подбирал преподавателей, построил несколько новых зданий. На нем лежало бремя финансирования этого огромного предприятия. При всей своей физической немощи, он садился в самолет и летел в Америку, чтобы искать финансирование для ешивы, хотя поездки причиняли ему тяжелые физические страдания. И при этом во время перелетов и переездов он продумывал свои уроки.

Когда моя старшая дочь выходила замуж, я обратился к раббанит Финкель (ибо кто я такой, чтобы утруждать такого большого человека, у которого есть проблемы со здоровьем): можем ли мы просить рава Финкеля, чтобы он поставил хупу нашей дочери? Она ответила очень просто: он это делает. У него есть на это время и силы? Откуда? Глава ешивы не был бездельником. Более того, всего, что он делал за один день, для обычного здорового человека хватило бы на 10 дней. Он давал уроки, решал организационные и финансовые вопросы, с ним приходили советоваться сотни человек в день. И, тем не менее, у него было время, чтобы поставить хупу нашей дочери.

Каким образом такое возможно?!

Я помню рава Носона Цви в то время, когда он еще не был главой ешивы. Первый раз я с ним встретился в городе Офаким. Мой великий учитель рав Хаим Камил был также и учителем рава Носона Цви (точнее – он был его наставником почти 50 лет), и рав Носон Цви постоянно приезжал к нему учиться на каникулах. И так я с ним познакомился: он учился с равом Камилом в нашей ешиве, у меня были вопросы, и я приходил им «мешать». Надо было видеть, как рав Носон Цви вел себя перед своим учителем: в силу постоянного трепета он никогда не говорил перед наставником. В течение ряда лет он каждую неделю приезжал на автобусе в Офаким из Иерусалима, и до конца жизни рава Камила постоянно с ним советовался.

Однажды я удостоился в течение трех дней быть гостем в его доме. Я не просил его принимать меня – мне нужно было приехать в Иерусалим «понюхать воздух» ешивы «Мир», чтобы понять – подходит мне это или нет, смогу ли я там учиться. Мой учитель рав Хаим Камил позвонил раву Носону Цви, и тот сказал: «Конечно, пусть приезжает, что за вопрос! Где будет жить? Разумеется, у меня». Как вы думаете, кто ставил перед моей кроватью воду для утреннего омовения рук? Рав Носон Цви! Это делал он и никто другой в доме! А ведь он не был простым человеком и в те дни: уже тогда он был правой рукой главы ешивы. Но его простота и скромность были таковы, что он был как будто прислугой в ешиве. Он весь был не для себя, а для ешивы.

С другой стороны – чему он мог научиться у рава Хаима Камила? У рава Хаима в жизни не было ничего, кроме Торы. Он весь был Тора. А все, что было нужно раву Носону Цви – еще больше подняться в Торе. Поэтому, что он делает на каникулах, когда можно немного отдохнуть от обязанностей в ешиве? Он едет в жаркий южный город Офаким, чтобы учиться со своим наставником!

Кем был рав Носон Цви? Он был простым американским подростком. Он приехал сюда из Чикаго в возрасте 17 лет. Безусловно, он был из хорошей еврейской семьи, из потомков Сабы из Слободки. Но при этом он учился в школе, а не в ешиве ктане. Когда он приехал сюда, уровень его познаний в Торе был невысок.

И все же он превратился в столп Торы. Как это получилось? Как парень из Америки стал главой великой ешивы и столпом Торы? Как человек, страдающий тяжелейшей болезнью, был способен на такой образ жизни? Здесь важно подчеркнуть – не каждый сможет, как рав Носон Цви, стать главой великой ешивы с тысячами учащихся. Но, тем не менее, каждому из нас есть чему у него учиться.

Когда я пришел к семье Финкель во время семи дней траура, мне удалось (это было довольно сложно – люди шли непрерывным потоком) немного поговорить с его сыновьями, которых я знал. Я спросил их: «Я знаю, что все секреты вашего отца мы не могли понять, он забрал их с собой. Но хоть что-то вы могли понять? Как у него получилось так жить?». Мне ответил младший сын: «Он впитал в себя любовь к Торе рава Элиэзера Йеуды Финкеля». А потом старший сын, нынешний глава ешивы «Мир» добавил к сказанному: «Папа был упорен и никогда не сдавался».

Про рава Элиэзера Йеуду Финкеля стоит рассказать особо. Он был сыном великого Сабы из Слободки – рава Носона Цви Финкеля, про которого рав Шах говорил, что вся Тора, которая у нас сегодня есть – вся пошла от него (т. е. от воспитанных им учеников). Саба из Слободки не писал книг. Он не был главой ешивы, а был машгиахом – духовным наставником. Его воспитанники и передали нам Тору.

Рав Элиэзер Йеуда, когда был еще бахуром (неженатым юношей), делал очень любопытную вещь. Он подрабатывал преподаванием и получал за это деньги. Что он делал с этими деньгами? Он подходил к товарищам по ешиве и говорил: ты подготовь хабуру (слово Торы), а я заплачу тебе за это. И его товарищи готовили двар Тора, а его заработок уходил на стипендии.

И это не был преподаватель или глава ешивы – бахур! Но у него была невероятная любовь к Торе. Ведь он мог поступать по-другому – «вот тебе деньги, послушай мое слово Торы». Рав Элиэзер Йеуда любил Тору еврейского народа, и потому он давал деньги товарищам, чтобы они готовили хабуру и таким образом росли в Торе.

Еще до Первой мировой войны рав Элиэзер Йеуда стал главой ешивы «Мир». С началом войны ешива перебралась в Полтаву. Ситуация была тяжелая – война (перешедшая в Гражданскую), разруха, голод. Каким-то образом он узнал, что в Харькове есть богатый еврей, и он, может быть, поможет ешиве. Но в Харьков попасть невозможно – бандиты нападают на поезда, и в первую очередь убивают евреев. Они останавливали каждый поезд и грабили, а когда находили евреев – убивали. Что делает рав Элиэзер Йеуда Финкель? Он едет в Харьков! Но не просто едет – иначе это было бы самоубийством. Он договаривается с кочегаром, чтобы тот спрятал его в угле. И так он приезжает в Харьков, встречается с тем богатым евреем и получает от него помощь. И таким же образом – в угле – едет обратно! А поезд, как и ожидалось, был остановлен и ограблен.

Всю жизнь рав Элиэзер Йеуда поддерживал места изучения Торы (помимо ешивы, которую возглавлял долгие годы). Сегодня это мало известно, но первое время он финансировал известный колель, ныне называемый «Колель Хазон Иша».

Откуда у рава Носона Цви были такие силы? Это была бесконечная любовь к Торе. И эту любовь рав Носон Цви впитал от рава Элиэзера Йеуды.

Откуда берется любовь к Торе? Каким бы постоянством в учебе и любовью к Торе не обладал рав Хаим Камил, без любви к Торе в самом раве Носоне Цви ничего бы не вышло. Что такое Тора, чтобы ее любить? Как можно любить книгу? Что значит любить Тору?

Любовь означает единение. Есть важная основа, о которой нужно всегда помнить – Тора должна быть желанна и приносить удовольствие. Что приносит человеку удовольствие – к тому он и прилепляется. Пища зависит от вкуса – человеку трудно есть невкусное. Изучение Торы основано на удовольствии от учебы. И первая основа, как обрести Тору – необходимо научиться учиться так, чтобы это приносило удовольствие.

Я слышал от зятя рава Носона Цви, что до того, как он заболел, у него не было никаких помех к изучению Торы. Почему так? Уже в самом начале своего пути он сумел вкусить прелесть Торы. Человеку, который не знает «вкуса» Торы, невозможно это объяснить, как невозможно человеку, слепому от рождения, объяснить, что есть свет. Изучение Торы приносит великую радость, и оставить такое удовольствие просто невозможно.

Помимо неисчерпаемой любви к Торе, у рава Носона Цви было еще одно достоинство – великая любовь к людям. Я был знаком с ним много лет. Я был свидетелем глобальных изменений в ешиве «Мир», когда она увеличивалась в размерах. И вот этот скромнейший человек, который вел себя со мной на равных, построил огромное царство Торы. Я спросил одного авреха: «В чем секрет главы ешивы?» Его ответ поразил меня: «Каждый человек, который приходит к нам в ешиву, ощущает, что его любят всем сердцем». Как-то один великий мудрец Торы спросил рава Носона Цви: «Помните ли вы всех учеников ешивы?» Тот ответил, что помнит не всех, но любит каждого.

И здесь важно понять: когда человек здоров и у него все в порядке – ему не так сложно проявлять любовь к окружающим. Но если человек тяжело болеет, на нем висит бремя колоссальной ответственности: уроки, управление ешивой, финансовые вопросы – это гораздо труднее… И тем не менее, он был наполнен любовью к людям.

Без сомнения, вся его жизнь была наполнена изучением Торы! Он учился непрерывно многие часы. Мне описывали распорядок его дня в эрев-Шаббат. 8 часов учебы – с 8 утра до 4 часов дня, потом еще три часа после субботней трапезы, потом дома жена его «охраняла», чтобы он учился еще час или два. И все это – в эрев Шаббат! Но когда к нему обращались люди – у него всегда находилось для них время! Это называется любовью к людям.

Мой сын как-то застал его в канун Рош а-Шана в столовой ешивы. Рав Носон Цви пришел пожелать каждому работнику «ктива вехатима това». Говорят, что для того, чтобы помочь людям, не нужны деньги – нужно лишь место для них в сердце.

И при всем при этом – тяжелейшая болезнь, которая еще 20 лет назад должна была намертво приковать его к креслу. Но он постоянно делал усилие – раз за разом. Он не должен был ходить, но он всеми силами старался продолжать передвигаться. Ему было сложно одеться – не слушались руки, но каждое утро он старался одеться сам, несмотря ни на что. Даже когда не получалось – он продолжал пытаться.

Мой учитель, рав Яаков Фридман, основатель ешивы в Тифрахе как-то сказал: «В ешиве есть два типа учеников. Первый – самые блестящие и способные. Второй – не такие способные, но у них есть сила характера. Из первых часто не получается ничего значительного. Из вторых вырастают великие люди». Рав Носон Цви приехал в 17 лет из Америки и попал в ешиву «Мир». И наверняка тогда там были люди намного более способные и знающие, чем он. И, тем не менее, он не уступал. Он работал над собой. Вся его учеба в годы тяжелейшей болезни была результатом колоссальной самоотдачи и упорства. А ведь он еще и давал уроки! Надо было видеть эту работу над собой! Только ради этого стоило быть в ешиве «Мир».

Два великих качества рав Носон Цви совмещал в себе: любовь к Торе и любовь к людям. Человек, любящий Тору, в первую очередь должен построить самого себя. Он должен поработать над своим сердцем. Когда человек обретает любовь к Торе и доброе сердце, из него получается мощнейший источник святости. И самое главное – у такого человека есть помощь Свыше. Глава ешивы удостоился огромной помощи Небес. Если бы ее не было – он бы уже давно перестал ходить. Человек, близкий к Творцу, любящий Тору Творца, любящий людей – это человек, у которого есть лев тов. Таким людям Всевышний спускает в мир много сил. У тех, кто полагается на Творца, меняется источник сил. Для них ограниченные физические возможности заменяются неограниченными духовными.

Наши мудрецы сказали, что Ковчег Завета «несет» того, кто его несет. То есть, выглядит это так, как будто его несут люди, а на самом деле – он сам их несет. Это чудо мы наблюдали воочию в ешиве «Мир», которая была и есть Ковчег Завета нынешних поколений. Эта ешива пронесла Тору через мировые войны и Катастрофу, чтобы передать ее всему нашему народу. Рав Носон Цви Финкель с небывалой самоотверженностью «нес» этот Ковчег Завета, и мы удостоились увидеть исполнение слов наших мудрецов, когда Ковчег несет своих носителей.

Подготовил Арье Кац.


http://www.beerot.ru/?p=51525