Рав Яаков Каменецкий — в отношениях с людьми

Дата: | Автор материала: Рав Шломо Лоренц

1472
рав Яаков Каменецкий

Глава 2. В отношениях с людьми

Как подобает ученику Сабы из Слободки [рава Натана-Цви бар Моше Финкеля, из величайших наставников движения Мусар], наш учитель проявлял особую чувствительность всюду, где нужно было считаться с другим человеком и его чувствами. Но не только это. Рав Яаков был чрезвычайно мудр и использовал свою мудрость, чтобы находить новые решения в сфере отношений между человеком и его ближним. Очень часто он доказывал, что кажущийся «фрумкайт» [тщательное следование букве закона] и благочестие, в действительности является нежеланием считаться с ближним и издевательством над ним…

Рав Шломо Вольбе, племянник рава Яакова, сказал ученикам ешивы Мир в Иерусалиме, что если они хотят поучиться тому, как нужно уважать другого человека, им надо было бы присутствовать на Шестой Большой конференции «Агудат Исраэль», происходившей в Иерусалиме в 5740 (1980) году, и обратить внимание на то, как наш учитель сидит и слушает всех выступающих – несмотря на свой преклонный возраст.

Уважает свою жену больше, чем себя самого

На больших съездах «Агудат Исраэль» и на других собраниях рав Яаков и гаон рав Шнеур Котлер проходили через особый вход прямо на сцену, чтобы не утруждать присутствующих вставанием перед ними, – согласно установленному в «Шулхан Арух» («Йоре Деа», 244): «Мудрецу Торы не следует утруждать общество, намереваясь пройти так, чтобы перед ним вставали; ему следует проходить коротким путем, чтобы не нужно было многим людям вставать. Если сможет пройти кружным путем, чтобы перед ним не вставали, – это будет ему в заслугу».

Но на одном из собраний наш учитель попросил рава Шнеура войти с ним через главный вход. Тот удивился: «Что изменилось? Почему мы должны утруждать общество?»

Ответил ему рав Яаков: «Наши жены находятся среди публики, и они заслуживают видеть, какой почет оказывает общество их мужьям. Они почти не видят нас дома из-за нашей занятости делами ешивы и общины Израиля, – и сейчас они получат небольшое возмещение за то, чем жертвуют».

Рав Нахумке и свечи Хануки

Наш учитель любил рассказывать известную историю об учителе Хафец Хаима – раве Нахумке Каплане из Гродно.

Однажды Хафец Хаим навестил своего учителя в Хануку. Подошло время зажигания свечей; казалось, рав Нахумке не обращает внимания на часы. Прошло уже и два, и три часа, а рав Нахумке все не зажигает; удивление Хафец Хаима возрастало.

Наконец послышался стук в дверь, и жена рава Нахумке вошла; тот сразу встал, сказал благословения и зажег свечи. И тогда Хафец Хаим позволил себе выразить удивление и спросил, в чем была причина задержки. Ответил ему его учитель: «В Гемаре в трактате Шаббат (23б) сказано, что если у человека есть деньги либо только на субботние свечи, либо только на свечи Хануки, то субботние свечи предпочтительней – ради мира в доме; из этого следует, что мир в доме более важен, чем “оповещение о чуде” [цель зажигания свечей Хануки]. Я знал, что если зажгу свечи Хануки без жены, то она огорчится; и поскольку мир в доме важнее, я ждал, пока она вернется».

Музыка для водителя – душевная потребность

Однажды рав Яаков вместе с еще одним главой ешивы сел в машину, которая должна была перевезти их с одной свадьбы на другую. В машине гремела музыка из радиоприемника, и спутник нашего учителя попросил водителя выключить ее. Но, к его удивлению, рав Яаков сказал ему: «Наши мудрецы разрешили петь песни на пиршествах, но при этом в определенных случаях разрешили и тогда, когда это необходимо для работы (как объясняется в Сота, 48а). Работа водителя скучна и однообразна – настолько, что он может утратить душевное равновесие без музыки, и у нас нет никакого права требовать у него, чтобы он ее выключил».

Как рав Яаков спасал магбит

Адмор из Бостона каждый год проводил в Майями магбит [сбор средств] в пользу организации «Рофэ», основанной им для помощи больным, нуждающимся в особом лечении. Приезжая в Майями, адмор первым делом направлялся к нашему учителю, находившемуся там для отдыха.

Как-то раз в те годы во время визита адмора рав Яаков справился у него о дате динера [благотворительного ужина], проводимого в рамках магбита. Адмор ответил, что он пришел не для того, чтобы просить рава участвовать в динере, так как не хотел утруждать его; но рав Яаков все-таки отметил для себя эту дату.

И вот, в тот самый вечер, в который должен был состояться динер, разразился сильнейший ливень – такой, что организаторы стали беспокоиться, соберутся ли ожидаемые участники. И поначалу казалось, что худшие ожидания оправдываются.

Среди немногих осмелившихся выйти из своих домов в эту бурю был рав Каменецкий…

Когда адмор увидел его, вышедшего из такси и бегущего с зонтиком в руке, он поспешил ему навстречу и сказал, что ему не нужно было выходить в такую бурную погоду. Но рав Яаков покачал головой и сказал: «Именно буря заставила меня приехать! Вы нуждаетесь в помощи, и я надеюсь, что мое участие поможет успеху магбита».

Организаторы тут же принялись обзванивать приглашенных, чтобы сообщить им о присутствии на динере рава Яакова, и через короткое время зал был заполнен полностью…

 продолжение следует

Перевод – рав Пинхас Перлов


http://www.beerot.ru/?p=42654