Тецаве — «Пусть всегда твои одеяния будут чисты»

Дата: | Автор материала: Рав Шломо Левинштейн

512
одежда

Недельная глава Тецаве

«Сделай плащ к эйфоду… Посредине пусть будет отверстие для головы. Ворот вокруг отверстия должен быть соткан так, как делают ворот кольчуги (двойной), чтобы не рвалось» (Шмот, 28:31-32).

Душевные качества человека, говорится в книге «Ноам а-Мицвот», называются его «одеяниями». А плащ, одна из одежд коэна, намекает на поведение, подобающее коэну. Каждому человеку высокого духовного уровня, мудрецу Торы, следует приобрести хорошие душевные качества, причем приобрести так, «чтобы не рвалось» никогда – т.е. чтобы человек никогда не сходил с верного пути, даже чуть-чуть. Ведь люди смотрят на такого человека, изучают его деяния, и учатся на его примере.

Поэтому его поведение и весь образ жизни должны быть достойны вдвойне, как намекает нам закон о плаще: «Ворот должен быть двойным, как ворот кольчуги».

А именно – человек должен поступать не только так, как требует закон, а еще и так, как от него даже не требуется – выше линии закона.

Приведем несколько примеров:

В трактате Бава Меция (83а) рассказывается о Рабе Бар Бар Хана, который нанял грузчиков переносить бочку с вином. Грузчики разбили бочку, вино было очень дорогим, и убыток – большим. Раба Бар Бар Хана забрал у них верхнюю одежду, поскольку грузчики считаются наемными хранителями вещи, и обязаны возместить ущерб, если он происходит. Поскольку они были очень бедны, они не могли заплатить деньги, поэтому он взял их одежду. Грузчики обратились к раву Папе, и тот повелел Рабе Бар Бар Хана вернуть им одежду. «Что, таков закон?» – спросил Раба. «Да, — ответил Рав, — это для того, чтобы ты шел по хорошему пути». То есть, ты должен сделать это, хотя это и выше линии закона. Раба Бар Бар Хана вернул им одежду.

Снова пришли грузчики к раву и сказали: «Мы очень бедны, и весь день трудились (перенося эту бочку), и мы голодны, и ничего не заработали». Сказал рав Рабе Бар Бар Хана: «Оплати их труд». Тот спросил: «Что, таков закон?» Ничего себе – мало того, что они нанесли мне огромный ущерб, еще и платить им за это? «Да, — ответил рав Папа, — держись путей праведных». Заплати им, несмотря на то, что это выше линии закона.

Для тебя это – закон, поскольку ты – человек очень высокого духовного уровня.

Рассказывают о раби Зуше из Аниполя, что однажды его жена пошла на последнюю примерку платья у портнихи. Вернулась домой без платья. Раби Зуша спросил: «Где платье?» Жена рассказала, что, когда мерила платье, портниха глубоко вздохнула. Жена раби Зуши спросила, что случилось, и та сказала, что ее дочь должна вскоре выходить замуж, а у портнихи нет денег даже на платье для нее. Тогда жена раби Зуши отдала той платье в подарок для дочери.

Раби Зуша услышал, какое доброе дело сделала его жена, и спросил ее: «А за работу ты ей заплатила?» Жена удивилась: «За работу? Да я ведь отдала ей само платье!»

«Ну и что? – ответил раби Зуша, — Все равно нужно заплатить! Она работала для тебя, и думала, что на деньги, что ты ей заплатишь, купит еду на Шаббат. Ты оказала ей большой хесед, отдав платье, но откуда она возьмет деньги на Шаббат? Пожалуйста, заплати ей сегодня же!»

Бен Тора, который посвящает все свои дни и ночи изучению Торы, обязан расти и в вопросах мусара и Б-гобоязненности, работать над собой и очищать свои душевные качества, как подобает человеку, занимающемуся Торой.

Однажды к Стайплеру пришел один аврех и спросил вопрос по поводу учебы. Стайплер дал ему подробное объяснение, а когда аврех встал, собираясь идти, Стайплер попросил его задержаться еще на минуту и сказал: «Не забудь помочь жене дома! Я вижу, что ты бен Тора, ты усердно и упорно учишься, но ведь и домочадцам нужно внимание! Когда вернешься сейчас домой, спроси жену, не нужно ли в чем-то помочь».

«Моя жена очень Б-гобоязненная женщина, — стал оправдываться аврех, — и она на самом деле хочет, чтобы я учился и посвящал всего себя Торе». Но Стайплер ответил ему: «Это – ее заповедь. А твоя заповедь – помогать ей!»

Еще был случай, когда один отец спросил его по поводу двух юношей, которых предложили в женихи его дочери. Один из них был более усердным и талантливым учащимся, а другой обладал более хорошими душевными качествами. «Кого из них предпочесть?» – спросил отец.

Стайплер не ответил на вопрос прямо, но сказал: «Дом, в котором нет хороших душевных качеств – это просто Геином!»

http://www.beerot.ru/?p=88757