Леках Тов — Ваэра — Качество суда в милосердии

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Байфус

2789
матот-масей

Недельная глава Ваэра

«И говорил Б-г Моше и сказал ему: “Я – Господь …”» (Шмот, 6:2).

Говорит мидраш: «Сказал Всевышний, благословен Он, Моше: “Сожалею Я о прежних (праведниках), которые ушли, и нет подобных им. Сказал Я Аврааму: “Встань, пройди по стране… ибо тебе Я отдам ее”; но когда он хотел похоронить Сару и не нашел места, пока не купил за огромную цену, то принял это безропотно. Сказал Я Ицхаку: “Живи в этой стране… ибо тебе и потомству твоему отдам Я все эти земли”; но когда он не нашел воды для питья, как сказано: “И спорили пастухи Грара с пастухами Ицхака” (из-за колодцев), – не роптал на Меня. Сказал Я Яакову: “Земля, на которой ты лежишь, – тебе отдам ее и потомству твоему”; но когда он искал место, чтобы разбить шатер, и не нашел, пока не купил за сто монет, – не роптал. И не спрашивали они, каково имя Мое. Ты же, как только послал Я тебя к фараону, спросил об Имени Моем, а вернувшись, сказал: “И с тех пор, как пришел я к фараону… хуже стало народу этому”».

Рав Яаков Найман задает вопрос: за что Всевышний был в претензии к Моше, который пожаловался на тяготы рабства? Ведь, подобно отцам нашим, которые не роптали на Творца в том, что касалось их самих, Моше тоже заботился не о себе! Он, как руководитель, преданный своему народу, не мог молчать, видя его страдания!

Ответ в том, что Всевышний упрекает Моше не за его крик о страдании евреев, а только за слова: «Почему Ты сделал зло этому народу?» Об этом сказал Всевышний: «Ты ропщешь по поводу дел Моих»! В делах Творца нет зла; все, что творит Милосердный – к добру.

Так, когда евреи совершили грех золотого тельца и Моше возопил к Б-гу: «Зачем возгорается гнев Твой на Твой народ?», Всевышний не упрекнул Моше. Ведь забота праведника – защитить свой народ, отвратить тяжелое наказание.

Но слова «Почему Ты сделал зло этому народу» означают несогласие с делами Творца. И Всевышний, благословен Он, отвечает на это: «Отцы понимали, что все, что делает Милосердный, – к добру, а ты возмущаешься и думаешь, что Я творю зло?!»

Поэтому сразу вслед за этим сказано: «И говорил Б-г (אלוקים – имя, соотносимое с качеством суда) Моше и сказал: “Я – Господь” (в Торе здесь – непроизносимое четырехбуквенное имя, указывающее на качество милосердия)». Ведь качество суда и могущество Всевышнего включено в Его качество милосердия.


http://www.beerot.ru/?p=9122