Леках Тов — Ваякель — Страх перед Б-гом — мудрость

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Байфус

1361

Недельная глава Ваякель

«И всякий мудрый сердцем из вас придет и сделает …» (Шмот, 35:10).

«И всякая женщина мудрая сердцем пряла …» (Шмот, 35:25).

Спрашивает рав Йеуда Лейб Хасман, машгиах ешивы Хеврон: в чем смысл выражения «мудрость сердца», многократно повторяющегося в этих стихах? Ведь вместилищем мудрости служит мозг, а не сердце. Это предположение, однако, не совсем точно. Принято обычно называть мудрым всякого, обладающего разумом, даже если он не владеет своим сердцем. То есть тот, кто говорит мудрыми речами, считается мудрым, даже если все его поведение и образ жизни не соответствуют его мудрости. «Что нам за дело до поступков этого человека. Нас интересует только его мудрость и глубина его понимания!» – говорят люди.

Насколько же бессмыслен такой подход, не предполагающий различия между «носителем мудрости» и человеком, обладающим знанием и пониманием, истинным мудрецом!

То же правильно и в нашем вопросе. Тот, чьи поступки и обычаи противоречат мудрости, подобен ослу, везущему повозку с мудрыми книгами. Добавляет ли мудрости эта повозка? Исходя из этого, мы можем прийти к определению, что мудрым называется тот, кто пользуется своей мудростью ради блага. Как сказано (Мишлей, 14): «мудрый устрашится и избежит зла». Вместилище же страха – сердце, следующее за разумом. Поэтому и связывает Тора мудрость с сердцем.

«Вот [הן] страх перед Г-сподом – мудрость» (Иов, 28). Говорит Талмуд (Шабат, 31): «הן» означает «один». Выходит, что страх пред Б-гом – и только он – мудрость. (из предисловия к «Месилат Йешарим»). И подобно тому, как мудрость коренится в страхе перед Б-гом, так и страх перед Б-гом происходит из мудрости. Эти качества едины. И поскольку обителью страха является сердце, то не головой и разумом определяется мудрость, а сердцем. Поэтому и упоминается здесь так много раз понятие «мудрый сердцем».

«В конце все станет известно (поэтому): Б-га бойся и заповеди Его храни, ибо в этом – весь человек» (Коэлет). Учит нас царь Шломо, что достоин называться человеком лишь тот, кто боится Б-га. И страх перед Б-гом – страх в сердце – мудрость. Выходит, что слова Торы «Г-спода Б-га твоего бойся» означают то же, что и обращенные к человеку слова «будь мудрым!».

Очевидно поэтому, что тот, чье сердце пусто от мудрости, хотя мудрость и наполняет его голову, не лучше глупца. И, если так, то тот, кто хочет оценить меру своей мудрости, пусть задумается прежде о том, какой ступени достигает его Б-гобоязненность.

Одно лишь досадно. По природе своей человек склонен кривить душой и убеждать сам себя: «Я, несомненно, весьма мудр и, стало быть, отличаюсь Б-гобоязненностью». Такое заключение, само по себе свидетельствует об отсутствии мудрости. Ведь основа мудрости – страх, истинный страх перед Б-гом – боязнь и трепет. Тот, кто в действительности испытывает страх, не может быть уверен в своей мудрости. Как следствие, обладающий страхом перед Б-гом может достичь мудрости. Как сказано, «Начало мудрости – страх Г-спода, добрый разум – всем исполняющим их».

Страх перед Б-гом засевает мудрость в сердце человека, мудрость же всходит Б-гобоязненностью.

Перевод – рав М. Гафт.


http://www.beerot.ru/?p=53284