Ноах — «Воды Ноаха»

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

1496
воды ноаха

Недельная глава Ноах

Наши мудрецы говорят, что Потоп называют именем Ноаха, как сказано у пророка Йешаяу (афтара главы Ноах): «Ведь воды Ноаха это мне» — за то, что он не просил у Всевышнего милосердия о своем поколении, и они были стерты с лица земли.

Это непонятно. Он ведь сто двадцать лет строил ковчег, укорял их, и все было совершенно бесполезно. Ни один из них не присоединился к Ноаху! Откуда было ему знать, что молитва могла бы помочь отменить приговор, вынесенный миру?

Видимо, он должен был попытаться. Ведь это вменяется ему в вину – «воды Ноаха».

А мы, сколько бед могли бы сэкономить часы молитвы и взывания к Всевышнему! Кто знает, что там записано на наше имя, что, не дай Б-г, вменяется нам в вину?

Поднимается душа человека на Небеса…

Был он аврехом, всю жизнь учил Тору, Всевышний был им доволен, и люди были довольны, растил семью в доме Торе, пришел Наверх с выученным на протяжении жизни… А там ему вдруг говорят, что он убил множество людей!

Он – убийца? Да он за всю жизнь и мухи не тронул! Тут какая-то ошибка, наверное, его перепутали с кем-то.

На Небесах нет путаницы. Речь именно о нем!

Ну, он предполагает, может быть, речь идет о том, что он кого-то опозорил, о чем сказано: «Каждый, кто позорит другого перед многими, как будто проливает кровь». Но все-таки это лишь «как будто». Сказано: «Каждый, кто гневается, как будто служит идолам», а гордец – как будто отрицает всю Тору. Но мудрецы пишут, что если сказано «как будто», это все-таки не совсем равно самому греху.

Однако это не однозначное правило. Ведь Тосафот (Сота, 10б) говорят, что в случае позора для ближнего тоже есть закон «лучше пусть тебя убьют, но не нарушишь запрет», а Рабейну Йона пишет, что для человека позор горше смерти, так что здесь есть «пыль» убийства.

Но здесь имеется в виду убийство в самом прямом смысле! Из-за тебя многие умерли! Из-за тебя, да-да!

Что-то тут непонятно. Это ведь мир истины, как же ему тут «шьют дело»?

Что ж, открывают перед ним Гемару (Недарим, 40а): «Каждый, кто посещает больного, приводит его к жизни, а тот, кто не посещает – приводит его к смерти». Ведь тот, кто посещает больного, наполняется жалостью к нему и просит Всевышнего о милосердии от всего сердца, и поэтому приводит его к жизни. Если же он не навещает – даже если он молится о нем дома, его молитва не идет из глубины сердца и не оказывает своего действия. Получается, что, игнорируя больного, он привел к его гибели.

Скольких больных ты не посещал, а когда и посещал – не молился, не отменял приговор, не смягчал его, и они умерли – из-за тебя!

Он будет в шоке: «Я? Своей молитвой? Да разве я в силах был смягчить приговор, заменить смерть жизнью? Я же был простым аврехом, что вы от меня хотите!»

Но Гемара-то прямо говорит: «Каждый, кто посещает больного…», «каждый, кто не посещает…»

Каждый человек, любой еврей, «ведь Ты слышишь молитвы каждых уст народа Твоего Израиля, с милостью»!

Наша молитва в силах спасти другого, а «молитва самого больного лучше, чем молитва других о нем, и она скорее принимается» (см. Раши, Берешит, 21). Сколько жизни, здоровья, мира, изобилия блага и удачи мы можем принести в свою жизнь благодаря молитве!


http://www.beerot.ru/?p=47982