Экев — Знаем ли мы, кто такой праотец Авраам?

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

1504
знаем

Недельная глава Экев

Я выпускник ешивы Новардока, и, как вы знаете, мы не смущаемся, когда нужно действовать или говорить. Однажды я шел по улице в Тель Авиве и увидел одного молодого человека. Судя по его походке, очках и портфелю – человек образованный. Я подошел к нему и спрашиваю:

— Скажи, ты знаешь, кто такой праотец Авраам?

Он гордо выпрямился:

— Извиняюсь, я нерелигиозный!

— Но ведь ты еврей?

— Конечно!

— Тогда тебе должно быть стыдно! Если бы я спросил любого француза, кто такой Наполеон Бонапарт, он бы мне тут же ответил, потому что это часть национальной истории. А ты не знаешь, кто был родоначальником твоей нации? Такое образование дают евреям в еврейском государстве?

Вот вы улыбаетесь: бедные они, мы-то, слава Б-гу, знаем. А что мы знаем? Мы знаем, кто такой был праотец Авраам? У нас есть хоть какое-то представление о нем?

Расскажу вам историю.

В Бней Браке жил один праведный еврей. Вся его жизнь была полна Торой и добрыми делами, звали его реб Йоселе Лифшиц. Он был хасидом Стучина. Однажды он сказал мне: «Давай, я расскажу тебе историю!» Он знал, что истории – это мой хлеб, а он еще как умел рассказывать!

Вот, что он рассказал:

— Однажды я сидел за столом у своего учителя, ребе из Стучина, рава Йеуды Горовица, автора «Минхат Йеуда». Он рассказывал о своем прадеде, праведнике ребе Моше из Розовдова. Он был подобным ангелу Всевышнего.

Вдруг один из присутствующих, простой еврей, извозчик, говорит: «Да, я его знал…»

Все были в шоке. Ну, представьте себе, что люди сидят и разговаривают о величии Виленского Гаона. И вдруг какой-то простой еврей бросает невзначай: «Раби Элияу? Как же, как же… Я с ним знаком».

В общем, все посмотрели на этого извозчика и стали упрашивать, чтобы он рассказал, как он познакомился с ребе, что слышал от него, чтобы описал, как он выглядел.

Ох, как он раздулся от гордости, как льстило ему всеобщее внимание! Ну, теперь все будут знать, что он не простой еврей. Он удостоился быть знакомым с прадедом нынешнего ребе!

Уселся поудобнее на стуле и начал вспоминать: «Жили мы в городе Кельц. Папа мой тоже был извозчиком, ну а я был ребенком, учился в хейдере. И я помню, как сейчас… Ребе – ребе Моше из Розовдова – находился в городе Рейша и должен был вернуться домой через наш город. Нам сказали, что в четыре часа его коляска проедет по главной улице.

Все вышли на улицу встретить раби, а мы, дети, оделись в субботнюю одежду, и нам дали бумажные флажки. Честно говоря, он немного опоздал, и примерно в полпятого мы увидели издалека облако пыли: ребе приезжает!

Приблизилась коляска, запряженная двумя белыми лошадьми, и проехала по всей главной улице по пути в Розовдов…»

«Ну, а ребе?» – нетерпеливо спрашивают слушатели.

«Ребе был в коляске, само собой разумеется!»

«И ты его видел?»

«Нет, его самого я не видел, но что я вам скажу – какие лошади!» Вот так он «был знаком» с ребе из Розовдова.

А я – стыдно признаться – неужели я могу подумать, что я знал Хазон Иша? Что я знал? Очки, и бороду, взгляд и улыбку… А ведь на самом деле он был «в повозке»! Кто-нибудь знал его по-настоящему?

«Если мудрецы первых поколений были, как ангелы, то мы – как люди» – сказано в трактате Шаббат. Если мы, предположим, увидим ангела, разве мы осмелимся сказать, что знаем его?

А наши праотцы – тем более! Однако Рамхаль пишет: «…это самое лучшее и сильное лекарство, которое сможешь придумать против дурного начала. Оно легкое, очень эффективное, и плоды его велики. Человеку следует на один час в день освободиться от всех мыслей, и думать только об этом, и просить в сердце: “Что такого делали наши праотцы, что были настолько желанны Всевышнему?”».

А сказано это прямо в главе Экев: «Г-споду, Б-гу вашему, принадлежат небеса и небеса небес, земля и все, что есть на ней», однако из всего этого «лишь ваших праотцев возлюбил Г-сподь. И избрал вас, их потомство после них (т. е. тех, кто идет их путями), из всех народов, как и до сего дня».

Тот, кто приучил себя стремиться к этому, кто желает реализовать обязанность «должен каждый человек говорить: когда мои деяния достигнут деяний Авраама, Ицхака и Яакова?» (см. «Тана де-вей Элияу»);

— тот, кто старается присвоить качество хеседа Авраама;

— тот, кто старается выполнить «Я полюбил его потому, что он заповедает своим сынам и потомкам следовать путям Г-спода, творить добро и правосудие»;

— тот, кто взял себе в пример выстаивать в испытаниях, «известить, как любим наш праотец Авраам, мир ему»;

— тот, кто желает приобрести «добрый взгляд, смиренный дух и скромную душу – эти из учеников праотца Авраама, которые едят в этом мире, и получают долю в Будущем мире»;

Такой человек может сказать, что знал, хоть немного, нашего праотца Авраама!

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=47490