Ки Теце — «Выйди наружу»

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

417

«И место будет у тебя вне стана, и ты будешь выходить туда наружу» (Дварим, 23:13).

В трактате Гитин (57а) приводится следующая удивительная история: Онкелос, сын Клонимуса, был племянником Тита. Он собирался делать гиюр, и решил удостовериться, что его решение правильно. Он вызвал из мира мертвых трех людей: Бильама, Тита и одного очень грешного еврея. Он спросил каждого: «Кто самый важный в мире истины?» Все они ответили, что народ Израиля, а также рассказали, какое наказание они получают. Очень грешный еврей сказал, что его «варят» в кипящих испражнениях. Как известно, это наказание любого, кто насмехается над словами мудрецов.

Конечно, наказания в высшем мире – духовные.

Пишет Рамбам (в предисловии к комментарию к Мишне): «Все слова мудрецов – выверенные и чистые, нет в них ничего лишнего (букв. – мусора), и нас предостерегли не насмехаться над ними. Сказано, что того, кто насмехается над словами мудрецов, наказывают кипящими испражнениями, и ничто не сравнится с ними более, чем глупость, которая подстрекает человека насмехаться над ними!»

В любом случае, что касается этого – Тора дает нам указание, что нужно выделить место за пределами лагеря, где человек сможет опорожниться, и после этого засыпать все землей.

Полностью отделиться от мусора, избавиться от ложных, ошибочных и вредных мнений, уничтожить их, заставить абсолютно исчезнуть!

По этому поводу мне вспоминается, как в Америке я встретился с равом Кастелем. Он рассказал, что в юности учился в ешиве в Барановичах, и там был у него один соученик, который пристрастился к чтению книг просветителей, отрицающих Тору, якобы выполнить сказанное: «Знай, что ответить вероотступнику».

Рав Кастель прочитал ему слова Рамбама (Законы идолопоклонства, гл. 2, алаха 2): «Всевышний, благословен Он, повелел нам вообще не читать такие книги». Однако на того парня это не произвело впечатления. «Да ведь сам Рамбам писал в своей книге “Путеводитель растерянных”, что изучал все эти книги и учил труды греческих философов. И это вовсе не повредило ему – наоборот, он пользовался этими знаниями, чтобы опровергать еретические мнения греков и доказывать истинность Торы и заповедей. Ну, а какая разница между мной и Рамбамом?»

Действительно, какая уж разница?

Сказал ему рав Кастель: «Дай я расскажу тебе одну историю. Жил-был один бедняк, который зарабатывал переноской тяжестей на рынке. Тяжелая работа, за которую платят копейки.

Однажды он пришел на рынок — а работы нет. Ну, что делает еврей, у которого нет работы? Идет в бейт-мидраш читать Теилим и повторять Мишну.

Тем временем в бейт-мидраш пришел рав и начал давать урок для работающих людей по книге “Эйн Яаков”. “Говорят мудрецы: Кто богат? Раби Меир считает, что тот, кому его богатство доставляет удовлетворение. Раби Тарфон говорит – тот, у кого есть сто виноградников и сто полей, и сто рабочих, которые обрабатывают их. Раби Йоси говорит – тот, у кого отхожее место рядом со столом (т.е., недалеко от дома; поскольку в те времена выгребные ямы находились в поле, вне города, а задержка в таком случае вредит здоровью – Бава Мециа, 107а, Недарим, 49б. Из слов раби Йоси мы учим, что здоровый человек и есть самый счастливый и самый богатый)”.

Наш бедняк сидел в стороне, слушал урок – и вдруг встрепенулся: он всегда знал, что раввины – это кладезь знаний, в Торе и законах. Но не думал, что они могут и указать дорогу к богатству! А теперь ему раскрылась эта тайна!

Радостный, он вернулся в свою хижину, взял лопату и стал копать в центре комнаты. “Ты что делаешь?!” – поразилась жена.

“Молчи! – кратко ответил муж, — скоро мы сказочно разбогатеем!”

Быстро убрал кучу земли, насыпал немного опилок. Старался, чтобы яма была как можно ближе к столу. “Да что это такое?” – не выдержала жена.

Он рассказал, что услышал от рава. Если так написано в книге “Эйн Яаков” – это чистая правда!

Жена не поверила своим ушам: никак, крыша поехала у мужа! Однако он был совершенно серьезен. Она выдержала день, другой – дышала, зажав нос, а на третий день пошла к раву. Требовать развод.

Рав пожелал узнать, что случилось. Он рассказала, и рав ужаснулся. Послал за мужем, а тот и не понял, в чем проблема. Чего он хочет – всего лишь разбогатеть. Повезло, что услышал на уроке, что делать. Теперь он понимает, почему Зелиг и Зерах такие богачи: у них, действительно, туалет в доме, а не во дворе, как у все остальных.  Теперь, когда он знает секрет – он решительно собирается стать богачом!

“Идиот! Зелиг и Зерах могут позволить себе туалет в доме, поскольку построили себе канализационную систему! В таком случае людям действительно не нужно выходить на улицу. Но без канализации ты превратил весь свой дом в вонючий туалет!”»

«Так, — сказал рав Кастель своему товарищу, — Рамбам мог позволить себе изучать эти книги ради Небес, чтобы знать, что ответить вероотступникам, поскольку обладал прекрасной “канализацией” – способностью отбирать нужное от мусора и полностью отключаться от вредного и отрицательного. А ты – превратил свой мозг в выгребную яму…» [Прим. ред. Однако, от имени Виленского Гаона приводится, что это повредило и Рамбаму.]

Подготовила: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=87940