Дварим — Земной прах, морской песок и звезды небесные

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

976
звезды небесные

Недельная глава Дварим

«Г-сподь, Б-г ваш, размножил вас, и вот вы ныне, как звезды небесные, многочисленны» (Дварим 1:10).

Неоднократно в Торе встречаются три вида сравнения народа Израиля с земным прахом, песком морским и небесными звездами. Что означает каждое сравнение, и имеют ли они существенные отличия?

Маараль из Праги («Гур Арье», Берешит, 32:13) и рав Моше Файнштейн («Даат Моше», Берешит, 32:17) утверждают, что каждое сравнение обладает своей особенностью. Вот только каждый объясняет эти особенности по-своему.

Начнем с объяснения рава Моше Файнштейна. ­­­

Песок создан для того, чтобы быть преградой морю, чтобы оно не могло разрушать и поглощать сушу, как сказано: «Меня ли не боитесь? – сказал Г-сподь. – Предо Мною ли не трепещете? Ведь Я положил песок границей морю, законом вечным, которого оно не преступит; и бушуют волны, но не могут одолеть, и ревут, но не преступят его» (Ирмияу 5:22). Также говорится в трактате Бава Батра (73а), что песок предотвращает разрушение береговой линии и нанесение ущерба суше.

Процесс разрушения суши наступающим морем напоминает о том, что происходит с человеком в жизни. Всю свою жизнь человек подвержен воздействию различных неприятностей и бед. Болезни, трудности с добыванием средств к существованию и прочие невзгоды постоянно нас преследуют. И неизвестно, как бы нам пришлось, если бы Всевышний не помогал нам в этой непрекращающейся борьбе. Это покровительство и есть тот песок, без которого нам было бы сложно служить Творцу. И именно в тот момент, когда Яакову нужна была помощь в противостоянии Эсаву, говорится, что потомство его будет многочисленное, как морской песок: «А Ты сказал: “Я облагодетельствую тебя и сделаю потомство твое, как песок морской, который неисчислим из-за многочисленности”» (Берешит, 32:13).

Благодаря земному праху существует весь мир. Плодородная почва взращивает плоды, которыми питается человек и животные. Из деревьев человек производит вещи, делающие его жизнь более удобной. А из недр земли добываются полезные ископаемые, драгоценные камни и металлы.

Из всех благословений наиболее возвышенным является сравнение со звездами небесными. Этот пример подчеркивает, что потомки праотцов будут вознесены над всеми народами. Ну а мудрецу, если он хочет по-настоящему оказывать влияние на окружающих, сравнения должны напомнить о необходимости принижать себя до уровня земли. Тогда Всевышний, со своей стороны, благословит его и возвысит, как звезды на небосводе. Да и просто этот совет полезен всем: каждый человек обязан стремиться расти духовно и быть похожим на звезды. Однако по отношению к окружающим – пусть держится так, словно он прах земной.

Теперь перейдем к комментарию Маараля.

Яаков, опасаясь встречи с Эсавом: «А Ты сказал: “Я облагодетельствую тебя и сделаю потомство твое, как песок морской, который неисчислим из-за многочисленности”» (Берешит 32:13).

Не совсем ясно, почему Яаков в приведенном стихе говорит, что Всевышний обещал ему, что его потомство будет, как песок морской, но не вспоминает другое благословение — как земной прах (и как звезды небесные)? Ведь когда Яаков, убегая от мести Эсава, заночевал на горе Мория, то Всевышний пообещал ему в пророчестве, что его потомство преумножится словно земной прах: «И будет потомство твое, как прах земной…» (Берешит, 28:14)?

И вот как можно это объяснить. Заслуги отцов важнее для человека, чем его собственные. Ведь собственные заслуги в любой момент можно испортить грехами, а заслуги отцов всегда будут оберегать человека, даже когда он того недостоин. И Яаков упоминает благословение о потомстве как «земной прах», потому что оно было сказано Всевышним не только ему, но и Аврааму (Берешит, 13:16). Однако Всевышний сравнивает народ Израиля каждый раз по-разному. И эти три понятия дополняют друг друга, создавая вместе универсальное благословение.

Количество звезд на небесах можно сосчитать, как сказано: «Поднимите глаза ваши в высоту (небес) и посмотрите: кто сотворил их? Тот, кто выводит воинство их счетом, всех их по имени называет Он…» (Йешаяу, 40:26). Количество же песчинок на дне и на берегу моря сосчитать невозможно. В силу противоречивости проявления этих двух понятий никогда не случалось одновременно. Ведь во времена Моше, когда евреи было сосчитаны – уподоблялись звездам небесным, как сказал Моше (Дварим, 1:10). А вот во времена Шломо: «Иудея и Израиль, многочисленные, как песок у моря» (Млахим 1, 4:20).

Сравнение со звездами, разумеется, означает важность, пусть и не имеет отношение к приумножению. С другой стороны, количественное умножение потомства, на которое указывает сравнение с песком морским, также весьма значимо. А вот при уподоблении земному праху речь идет не просто о количестве, а об источнике благословения. Это сравнимо с источником, воды которого всегда текут, движутся. И даже если на данный момент вся вода вычерпана, наличие непересыхающего источника обещает постоянный приток новых вод.

Невозможно собрать абсолютно весь прах со всей земли. В силу его тонкой субстанции и неисчислимого количества, сколько бы ни пытались собрать всю землю, всегда останется какое-то количество. И даже из оставшегося небольшого количества вновь «произрастет» благословение.

Когда Яаков просил у Всевышнего избавления от Эсава, то вспоминал именно обещание о потомстве, множественном, как морской песок. Ведь неисчислимость морского песка, указывая на множественность потомков, несет в себе сохранение от ущерба. Это то, что нужно было на тот момент Яакову. Другие же два благословения здесь просто были неуместны. Ведь уподобление земному праху относится к вечности народа Израиля, а звезды небесные говорят о его возвышенности.


http://www.beerot.ru/?p=53608