Итро — Чти отца твоего и мать твою

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

1696

Недельная глава Итро

Пренебрежение родителями как признак моральной низости

Сказано в мишне трактата Сота (9:15): «…сын позорит отца; дочь встает против матери; невестка — против свекрови; враги человека — его домашние; лицо поколения подобно морде собаки; сын перестает стыдиться отца».

В этой части мишны, описывающей время перед приходом Машиаха, приведены проблемы, которые возникнут внутри семей. Однако в этом списке находится высказывание о поколении с собачьей мордой, которое, на первый взгляд, не имеет отношения к проблемам отношений родителей и детей. Поясняет рав Хаим Каневский, что здесь описан процесс духовного падения общества. Сначала проблемы возникают только в отношениях между детьми и родителями. Когда сын начинает поступать против воли родителей, то сначала он скрывает это из-за стыда перед отцом. Однако, когда моральная низость достигает таких масштабов, что все окружающие откровенно пренебрегают уважением ко всему святому, тогда уже и сын не стыдится прилюдно позорить отца. А то, что дочь сразу встает против матери, в то время, когда сын позорит отца тайно — это потому, что сын обычно побаивается отца, что менее присуще отношениям матери с дочками.

Может ли еврей, осиротевший в раннем возрасте, восполнить утраченную заповедь «Уважай отца и мать свою»?

Может ли еврей, который в силу разных причин не удостоился чести выполнить заповедь «Чти отца твоего и мать твою», восполнить это другим путем? Например, если он договорится с другим евреем, имеющим родителей, но не обладающим средствами, что будет обеспечивать его родителей. Как это было установлено в договоре «Иссахара и Звулуна», когда колено Звулуна работало и содержало колено Иссахара, изучавшего Тору, а заслуги делились поровну. На это рав Хаим Каневский ответил: ему будет засчитана огромная заслуга за то, что он помог другому выполнять важную заповедь. Однако понятие «Договор Иссахара и Звулуна» применимо лишь по отношению к заведи об изучении Торы.

Много ли заповедей, выполнение которых способно привести к постижению мудрости и знаний Торы?

Говорят наши мудрецы, что заповедь «Чти отца твоего и мать твою» является очень важной заповедью, в заслугу которой еврей способен прийти к постижению мудрости Торы. Но какая связь существует между этими двумя понятиями?

В Мишне Кидушин (1:10) сказано: «Тот, кто выполняет одну заповедь [дальше поясняется, какую], получает награду в этом мире, годы жизни его увеличиваются [годы изучения Торы, как сказано: “…ибо Он жизнь твоя и долгота дней твоих” (Дварим, 30:20)], и он наследует землю [будущий мир]». А в Иерусалимском Талмуде (Кидушин 1:5), добавляется: «Сказал раби мар Уква: как то заповедь “Чти отца твоего и мать твою”».

Сказано «как то», следует ли понимать, что есть еще заповеди, способные обогатить человека заслугами?

Ответил рав Хаим Каневский, что если упомянута только заповедь об уважении отца и матери, то речь идет только о ней. А слово «как то» в Иерусалимском Талмуде служит пояснением мишны.

Также рав Хаим привел историю по этому поводу. Однажды Хазон Иш возвращался из домой после праздника Симхат Тора. Все люди из синагоги провожали великого мудреца до его дома. Один ребенок спросил у отца: «Почему все следуют за равом? Разве он сам не знает дороги домой?» Хазон Иш услышал вопрос ребенка, подозвал к себе его отца и сказал ему: «Поясни сыну, что оказываемого мне уважения я удостоился, потому что старался тщательно выполнять заповедь “Уважай отца и мать твою”». Также рав Каневский часто рассказывал, что Хазон Иш ежедневно посещал свою мать, заходя к ней на полчаса. И, разумеется, он беседовал с ней не о каком-нибудь сложном вопросе на Рамбама, а о житейских вещах, понятных престарелой женщине. И это тот великий Хазон Иш, который достиг величайших вершин в постижении Торы!

А в книге «Дерех Сиха» приводит рав Хаим Каневский ответ своего отца, рава Якова Исраэля Каневского (Стайплера) на вопрос: какое обязательство важно принять на себя юноше с наступлением возраста бар мицвы?

«Отец ответил, что стоит принять на себя обязательство ни в коем случае не нарушать хотя бы одну заповедь. Какую? Например, ту, о которой говорится в трактате Кидушин Иерусалимского Талмуда. О заповеди уважения к отцу и матери».


http://www.beerot.ru/?p=44923