Трума — Две неразделимые части Арон а-Кодеш

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

2034
две неразделимые части

Недельная глава Трума

«Пусть сделают арон (ковчег) из дерева акации… и покрой его чистым золотом» (Шмот, 25:10).

«Сделай шесты из дерева акации… шесты вставь в кольца по обе стороны ковчега, чтобы носить его. Эти шесты должны оставаться в кольцах ковчега, их нельзя вынимать оттуда» (Шмот, 25:13-15).

Когда мы учим стихи Торы, рассказывающие о постройке Мишкана, нам следует помнить, что основное место святости и присутствия Шехины – это сам человек. Ведь если он освятит себя как положено – изучением Торы и исполнением заповедей – тогда он сам превратится в настоящий Бейт Микдаш, как сказано у пророка Ирмияу (7:4): «Обитель Всевышнего, обитель Всевышнего они (евреи)». Также известен комментарий к стиху «и сделают мне Святилище, и поселюсь Я среди них»: сказано не «в нем», а «среди них» (букв. – в них), что учит нас, что Шехина присутствует в самом народе Израиля.

Поэтому из модели строения Мишкана и его утвари можно выучить множество уроков, необходимых нам для повседневного служения Всевышнему. В данной статье обратим внимание на самый особый и возвышенный предмет среди утвари Бейт-Микдаша: арон а-кодеш (ковчег, где хранились Скрижали Завета и свиток Торы, написанный Моше рабейну). Объясним некоторые вещи, на которые он намекает, как это приведено у мудрецов первых поколений.

Арон а-кодеш, Тора и Скрижали, которые находились в нем – это символ мудрецов (талмидей хахамим), которые являются вместилищем святой Торы. А то, что сказано: «шесты вставь в кольца» – это символ работающих людей, поддерживающих и укрепляющих мудрецов Торы, — так же, как шесты несли и поддерживали арон.

Сказанное «Эти шесты должны оставаться в кольцах ковчега, их нельзя вынимать оттуда» означает, что работа поддерживающих Тору не ограничивается тем, что они лишь иногда несут арон, «их нельзя вынимать» — то есть они должны быть связаны неразрывной связью с Торой и изучающими ее.

Также сказано: «покрой его чистым золотом». Это означает, помогать учреждениям Торы по мере возможности. Сказали мудрецы в трактате Псахим: «Каждый, кто кладет содержание в карман мудрецам Торы, удостаивается учиться в небесной ешиве, как сказано (Коелет, 7:12): “Как в тени мудрости, в тени денег”».

Все это учит нас тому, что изучение Торы и поддержка Торы – это две неразделимые части арона. Мудрецы Торы тоже обязаны выделять из своих денег сумму на поддержку Торы, а работающие люди обязаны учить Тору по возможности (пусть даже немного, но постоянно), и вместе они соединяются, чтобы стать единым целым ароном, достойным присутствия Шехины.

Обо всех предметах Бейт Микдаша сказано «сделай», а об ароне – «пусть сделают» – это означало, что весь народ Израиля принимал участие в постройке арона. Все должны прийти и заняться постройкой арона, чтобы удостоиться Торы («Мидраш Раба»).

Когда соединяются арон и шесты, тогда: «А арон Завета едет перед ними», и сказали наши мудрецы («Мидраш Танхума»): «Две искры выходили меж двух шестов арона, убивали змей и скорпионов, сжигали колючки, дым поднимался вверх, и весь мир был окутан этим ароматом. А народы мира говорили (см. Шир а-Ширим, 3:6): “Кто это — восходящая из пустыни, как столпы дыма, окутанная воскурениями мирры и ладана, всех снадобий торговца?”»

И сегодня, если арон будет цельным – Тора внутри него, и чистое золото – снаружи, и его шесты прикреплены к нему, посредством этого будут сожжены все ненавистники Израиля, подобные змеям и скорпионам, и весь мир наполнится ароматом благовоний – мирры и ладана.


http://www.beerot.ru/?p=45344