Итро — Единение любви и трепета

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

330
день отдыха глава ваеце

Недельная глава Итро

«Помни день Субботний, чтобы освятить его»

Десять Речений, данных нам в нашей недельной главе, написаны еще раз в главе «Ваэтханан» с некоторыми изменениями. Вот одно из них. В нашей главе сказано: «Помни день Субботний, чтобы освятить его», а в главе «Ваэтханан» сказано: «Охраняй день Субботний, чтобы освятить его».

Наши мудрецы в трактате «Рош а-Шана» (27а) объясняют: «»Помни» и «охраняй» было сказано одним речением, так, как уста не могут произнести, а ухо не может услышать. » Это учит нас важному принципу в соблюдении заповедей.

«Помни» — это общее повеление, касающееся всех повелительных заповедей, которые следует помнить и выполнять, а «охраняй» — это общее повеление, касающееся всех запретительных заповедей, мы должны охранять себя от того, чтобы нарушать их.

Исполнение повелительных заповедей, как правило, исходит из любви к Всевышнему. Человек любит Творца и наслаждается выполнением Его воли и поэтому прилагает большие усилия для выполнении повелительных заповедей, таких, как учеба Торы, молитва, соблюдение Субботы и т.п. Исполнение запретительных заповедей, в отличие от этого, обычно исходит из страха перед Всевышним и страшных наказаний, ожидающих тех, кто нарушит запреты Торы, например, воровство, обман, нарушение Субботы, злословие и т.п. Из страха человек остерегается, чтобы не нарушать эти запреты.

Обычно любовь и страх абсолютно противоречат друг другу. Нельзя любить того, кого боятся, и нельзя бояться того, кого любят. Страх обычно вызывает отдаление и отталкивание, а любовь – притяжение и стремление к близости. Так что это совершенно противоположные вещи.

Однако в нашей духовной работе в служении Творцу, все по-другому. Когда человек боится Всевышнего, само это ощущение является самым большим удовольствием, которое приводит к любви и близости. Здесь страх не отдаляет, а наоборот, приближает.

Так писал наш учитель рабби Шломо Эвен Гвироль в книге «Кетер малхут»: «Буду убегать от Тебя – к Тебе». Когда человек бежит от страха перед Всевышним, куда он бежит? К Нему, благословен Он, к Его близости и любви.

То же самое и с любовью – чем больше любят и приближаются к Нему, тем больше страшатся Его, так, что в итоге страх и любовь объединяются, и запреты Торы выполняются из любви, а повелительные заповеди – из страха, все становится одним целым.

Некоторые считают, что осторожность от грехов и страх перед наказанием приводят к неврозу и депрессиям. Однако, на самом деле, все, наоборот, в том, что касается Торы и заповедей, именно осторожность и охрана путей Торы – это самое большое удовольствие в мире, и чем больше осторожности и осмотрительности человек добавляет – тем больше радости и удовольствия в жизни он получает, это проверено на опыте.

Порой даже бней-Тора ошибаются в этом и боятся слишком много посвящать себя Торе и молитве, однако на самом деле, чем больше человек приближается к Творцу, тем приятнее и лучше становится его жизнь.

Поэтому эти два речения – «помни и охраняй» и сказаны были, как одно, чтобы научить нас: эти два принципа – любовь и страх, должны быть объединены в еврейском сердце в единое целое.

Перевод: г-жа Л. Шухман

 


http://www.beerot.ru/?p=90300