Корах — Упрек — в нужной мере и в нужной форме

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

795

«Полно вам, сыны Леви!» (Бемидбар, 16:7).

Отношение Моше рабейну к общине Кораха дает нам очень важный урок.

Корах со своими сообщниками были, честно говоря, большими злодеями. Ведь известно, что один из тринадцати принципов веры – верить, что пророчество Моше рабейну коренным образом отличается от пророчеств других пророков. Когда Корах и его сообщники стали отрицать этот принцип, они тем самым, стали вероотступниками, отрицающими всю Тору. Более того – дошли до презрения и насмешек над всем святым, и потянули за собой весь народ Израиля, так что Всевышнему даже пришлось повелеть: «Отдалитесь от этой общины, и тотчас же уничтожу их!»

Несмотря на все это, когда Моше рабейну пришел упрекать их, он не стал ругать и кричать на них, обзывать их плохими словами и т. п. Он сказал всего лишь: «Полно вам, сыны Леви», как бы говоря: вспомните ваше достоинства, почет вашей семьи, вы ведь все – знатные главы народа, не спускайтесь с вашей достойной ступени, не позорьте ваше великолепие ссорами между братьями.

Заметим, что сказав «Полно вам, сыны Леви», Моше рабейну также выполнил закон, указанный в Гемаре (Бейца, 20а), что, когда мудрецу Торы его товарищ говорит резкое слово, он должен ответить не более, чем то, что сказали ему. Корах со своими товарищами пришел и сказал: «Полно вам! В этой общине все святы…» И точно также Моше рабейну отвечает ему: «Полно вам…» – и ни одного дополнительного слова.

Обычно, когда человек злится, он взрывается, как вулкан, изрыгает огонь и лаву, позоря и ругая своего товарища.

Как выглядит стандартная ссора? Один говорит: «Ты почему сделал так-то и так-то?» А второй ему – «Кто бы говорил, ты сам-то вчера сделал так-то и так-то, а позавчера – так и так». «А твой отец так, а твоя мать так» – и начинают вспоминать далекое прошлое, что уже давным-давно забылось, и все это идет в огонь костра сегодняшней ссоры.

А наши мудрецы учат нас: когда человеку говорят что-то, и обстоятельства таковы, что он не имеет права молчать, а наоборот, обязан ответить – он должен быть очень осторожным, чтобы не сказать лишнего. Не говорить ни одного слова более того, что сказали ему.

Моше рабейну не имел права промолчать – из-за почета Торы (когда позорят мудреца Торы, как бы позорят и саму Тору – прим. пер.), но он сказал всего лишь «Полно вам, сыны Леви» — точно те же слова, что сказал ему Корах. Об этом и сказано в Мишлей (10:32): «Уста праведника научатся ублаготворять».

 Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=87653