Лех Леха — Чему мы можем научиться у Авраама?

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

1342
присутствие Шехины

Недельная глава Лех Леха

Мы начинаем, с Б-жьей помощью, изучать недельные главы, в которых говорится о маасе авот, деяниях наших праотцов. Конечно, нельзя «объять необъятное»: невозможно в рамках короткого урока полностью раскрыть тему, но стоит постараться коснуться наиболее важного. Мы раскроем начало, а продолжение изучения уже зависит от каждого человека.

В книге Рамхаля «Дерех Эц Хаим», которая частично переведена на русский язык (напечатана как приложение к книге «Дерех Твунот», издательство «Тора Лишма»), говорится о том, как человек должен думать о жизни. «Нужно подумать, за что удостоились наши праотцы – Авраам, Ицхак и Яаков, а также царь Давид, того, что Всевышний так любил их, – и сделать точно так же!» Вот так, ни больше и ни меньше… Сами по себе эти слова Рамхаля требуют отдельного урока, нам же сейчас важно понять, в чем было достоинство и величие праотцов, почему именно они были избраны из всего обилия потомков Адама и Ноаха, чтобы стать основателями нашего народа – не просто народа, такого же, как остальные семьдесят народов мира. Мы говорили об этом, когда разбирали главу Берейшит: «бишвиль (для) рейшит» был создан мир, а рейшит – это Исраэль, народ Израиля. Часть человечества направлена на осуществление замысла Творца, другая часть направлена на что-то противоположное, а есть некая прослойка посередине. Достоинство нашего народа – в том, что в нас заложен замысел Творца. Даже те, кто приходит в наш народ извне, геры, называются «бней Авраам», дети Авраама. Как постановил Рамбам, геры также обращаются к Всевышнему Элокей Авотейну – Б-г наших отцов. Таким образом, в соответствии с алахическим решением Рамбама, несмотря на то, что они не были рождены евреями, источник душ у нас – один, а наши праотцы – это и их праотцы.

Авраам упоминается в Торе уже в главе Берейшит. В 4 стихе 2 главы есть слово «בהבראם» (переводится как «во время Творения»), которое состоит из букв имени «Авраам» и буквы «бет», и есть известный мидраш, который трактует это слово, как «ради Авраама».

Не намеком, а ясным текстом Авраам упоминается в конце главы Ноах, как потомок Шема. Когда перечисляются 10 поколений от Ноаха до Авраама, в самом конце появляются Авраам, Лот и Иска (Сара). Далее говорится «и вывел их из Ур Касдим» – для нас это намек на первое испытание Авраама, когда он был брошен в огонь Нимродом. Дальнейшие события из жизни Авраама уже продолжаются в главе Лех Леха – то есть, его история разделена на несколько глав. Очевидно, что избранность Авраама не случайна – его избрали из всех десяти поколений!

При этом, если мы говорим о цепочке передачи, то Авраам не был единственным праведником. Известно по преданию, принятому нашими мудрецами, что был Дом учения Шема и Эвера, где учился Яаков, и, таким образом, существовала цепочка передачи Торы. Так же, как отец Ноаха получил Тору от Адама, Авраам получил Тору от Шема и Эвера. Мы видим, что параллельно с Авраамом была цепочка поколений, через которую передавалась Тора, и при этом Авраам называется рош мааминим, «глава верующих». Более того, когда у нашей праматери Ривки была тяжелая беременность, она пошла «вопрошать Всевышнего» именно в Дом учения – ешиву Шема и Эвера.

Учитывая сказанное выше, возникает вопрос: чем же так выделился Авраам? В книге рава Моше Шапиро я видел важный момент: есть понятие эмуна – «вера», и маамин – «верующий». И, поскольку Авраам называется рош мааминим, «глава верующих», нам важно определить эти понятия.

Русское слово «вера» не отражает во всей полноте понятие эмуна. Однокоренное слово на иврите – неэман, неэманут – означает возможность доверять. Мы говорим в утренней молитве, Псукей де-зимра: «Ты, Всевышний, избрал Авраама, вывел его из Ур Касдим, сделал ему имя не Аврам, а Авраам…», и еще: «и нашел его сердце верным Тебе». Верным! Верность сама по себе – непростое понятие, и намек на него мы находим в истории об Ур Касдим, когда Всевышний вывел Авраама из огня. Отец Авраама не был простым идолопоклонником – он сам торговал идолами. Таким образом, Авраам постиг Всевышнего не из предания отцов, а, напротив, когда его отцу стало об этом известно, он сам донес Нимроду, что его сын – «вероотступник». Нимрод, естественно, постановил наказать Авраама сожжением за то, что он осмелился попрать веру их отцов – веру в идолов. Авраам был согласен пойти на смерть – и пошел, но не отступил от того, что он постиг. Кроме того, мишна в трактате Авот говорит, что десять испытаний были даны Аврааму, и он выдержал их все. Первое испытание Авраама заключалось в проверке преданности истине, которую он постиг. Таким образом, говорит рав Моше Шапиро, есть понятие истины, и есть понятие того, чтобы быть верным этой истине, жить по ней – и это уже вера и верность. Авраам был избран в силу своей верности и безупречной преданности истине, которую он постиг. Мы видим уже в конце главы Ноах, что начало избрания Авраама – это не избрание со стороны Всевышнего, а то, чем он сам выделился среди своего поколения, – самопожертвование ради истины. В главе Лех Леха после этого мы видим, что Всевышний открылся ему.

Говорится об Аврааме, что он был меркава ле мидат а-хесед – «колесницей совершения добра»: он первым полноценно открыл качество хесед Всевышнего в нашем мире. Далее мы попробуем понять, как это связано с его верностью.

Говорится в недельной главе Лех Леха, что Всевышний после того, как открылся Аврааму, указал ему уйти из его родного места и пойти туда, куда Он укажет. При этом Авраам доверял Всевышнему безгранично – ведь то, что Он приказывал сделать Аврааму, прямо противоречило тому, что было обещано. Начиная с того, что Аврааму было приказано оставить его родное место – ведь это означало потерю многих благ!

Далее говорится о том, как Авраам отправился в путь, взяв с собой жену Сару и, среди прочих, «души, которые они сделали в Харане». Что это за души? Авраам «делал гиюр» мужчинам, а Сара – женщинам. Точное определение этому дано в таргуме (переводе) Ункелоса (который сам был праведным гером): «сделали души» – «души, которые подчинили Торе». В этом состоит предельно ясное определение понятия «гиюр». Человек может быть «себе на уме»: делать и говорить определенные, пусть даже очень правильные вещи, и при этом иметь свои соображения, почему он это делает. В трактате Гитин есть понятие того, что «нееврей делает (что-то) потому, что считает нужным, ему хочется сделать это». Это понятие («быть себе на уме») полностью противоположно понятию эвед Ашем, «раб Всевышнего».

Замысел творения – Исраэль, который сам – Тора. Тора – это раскрытие воли Творца, Исраэль – это нация, которая принимает на себя исполнение Его воли. Эйн од милвадо – «нет ничего, кроме Него». Единственная воля, которую надо исполнять – это воля Творца. С этим тесно связано понятие мидат а-дин – «качество суда». Следуя этому принципу, в мире не должно существовать ничего, кроме Его воли – все остальное просто не имеет права на существование. И, тем не менее, мир не исчезает, благодаря существованию мидат рахамим, «качеству милосердия». Благодаря этому качеству человечество получает новые и новые шансы, чтобы исполнить свое предназначение – раскрыть волю Творца и жить по Его воле.

Замысел Творца – в Его творении. Народ Израиля должен жить по Его воле, исполнять Его волю, постараться сделать Его волю своей, как сказано в Теилим: хаим бирцоно – «жизнь по Его воле». Понимать это по-настоящему не так легко, но в этом – суть творения: любой отход от воли Творца – смерть. Самый первый пример этому мы можем увидеть в грехе Адама: по сути, он хотел сделать только хорошее, еще больше прославить Творца, и именно на этом поймал его Змей. За желанием сделать хорошее дело по-своему забылось прямое указание Всевышнего – не есть от Дерева Познания. Именно этот урок надо нам выучить – жить по Высшей воле, а не быть «себе на уме».

Сказано о Яакове – иш там, «прямой». Именно в этом и заключается суть нашего народа – тмимут, «цельность» в исполнении воли Творца. Именно эта цельность помогла Аврааму выдержать все испытания Творца, включая тяжелейшее из них – жертвоприношение Ицхака. Особенная тяжесть этого испытания заключалась в том, что Всевышний приказал Аврааму совершить нечто, полностью противоречащее всему, что он делал до сих пор, и всему тому, что Всевышний обещал Аврааму. Само имя Авраам содержит в себе слово ав, «отец», – понятие с безграничным потенциалом. Однако повеление Б-га принести в жертву любимого сына полностью противоречило всей «философии» Авраама, самой его жизни! Кроме того, это противоречило обещанию, что из Ицхака выйдет многочисленный народ: как может такое быть, если принести его в жертву всесожжения?!

Мы многому можем научиться из поведения Авраама: он не задает вопросов, не возмущается, не удивляется. Он просто исполняет волю Творца! Да, это противоречит его жизненной позиции, это никак не согласуется с тем, чему он обучал людей в течение десятков лет, – однако в ситуации, когда он получает указания Творца, для Авраама не существует ничего, кроме Его воли, и Авраам просто исполняет ее. При этом, Авраама нельзя признать бесчувственным: он отец, отец любящий, и, безусловно, он чувствует колоссальную боль, и нож, занесенный над Ицхаком – подобен для него ножу, занесенному над самим собой. Однако его «я», его личные расчеты и понимание – ничто по сравнению с волей Творца. Какая потрясающая прямота! Только такой человек мог научить, «подчинить души Торе» – раскрытию воли Творца, которая есть в Торе.

Какую связь мы можем увидеть между тем, что Авраам был «первым верующим», и тем, что он раскрывал в этом мире качество добра Всевышнего? Я понял из слов Рамхаля в книге «Даат Твунот» следующее: свойство добра – делать добро. Рамхаль объясняет, что максимальное постижение сути творения мира – это понимание желания Всевышнего творить добро, и это именно то свойство, которое открыл Авраам в этом мире. Его вера, его постижение истины дошло до самой высокой точки, и он прилепился к Творцу всеми своими силами, уподобился Ему в совершении добра.

Мы сказали о том, что Авраам был верен Творцу. По-человечески, в нашем мире мы доверяем тому, кто хочет нам добра. Как только у нас появляются сомнения относительно добрых намерений человека – он сразу же теряет все наше доверие! Если мы хотим воспитать наших детей достойными людьми, мы должны дать им понять, что желаем им добра. Если мы хотим воспитать учеников по-настоящему, надо желать им добра. Качество доброжелательности – причина того, что человеку доверяют. В личных отношениях невозможно имитировать доброжелательность – это воспринимается на уровне чувств, поэтому нам надо постараться воспитать это качество, прежде всего, в себе. Если мы должны и хотим стать сыновьями и потомками Авраама, мы должны быть доброжелательными. Авраам удостоился постичь добрую волю Творца, воспитать в себе ахават хэсед, «любовь к добру». Он полноценно раскрыл это качество в нашем мире. Нам самим следует стремиться стать похожими в своих деяниях на Творца, и истинное начало этого – обретение качества доброжелательности, достоинства нашего праотца Авраама.

В Торе нам неоднократно заповедано следовать путями Всевышнего. У слова адам – человек – есть два определения. Одно – сказанное в Торе: адам – от слова адама, земля. Это намекает на низменную сторону человеческой природы. Однако наши мудрецы приводят еще одно определение слова адам – адамэ лэльйон (буквально – уподоблюсь высшему). Смысл этого определения – в целостном раскрытии в нас образа и подобия Всевышнего. И в этом состоит смысл заповеди следовать путями Творца.

Подготовила А. Швальб.


http://www.beerot.ru/?p=51537