Пятикратное повторение — Из комментариев Рамбана к недельной главе Ваякель

Дата: | Автор материала: Рамбан

1629

Недельная глава Ваякель

«И сделали все мудрые сердцем, исполнявшие работу, шатер: десять полос из скрученных вместе нитей льна, голубой шерсти, багряницы и червленицы» (Шмот, 36:8).

И вот, обо всех составных частях Шатра сказано в Торе пять раз – и подробно, и путем простого перечисления. Сначала было заповедано: «сделай так» и «сделай так». Затем было сказано в общем плане: «И сделают они все, что Я приказал тебе: Шатер Откровения и ковчег для свидетельства союза…» (Шмот 31:6-7) – до строки «…все так, как Я приказал тебе, пусть сделают они» (там же 31:11). Таким образом, Творец повелел, чтобы прежде, чем Бецалель, Аоалиав и другие мастера приступят к работе, Моше объяснил им все, что предстоит сделать, – ведь они не смогут выполнить эту святую работу до тех пор, пока не ознакомятся с ней и не поймут ее, и не убедятся, что они в состоянии с ней справиться.

А когда дело дошло до изготовления Шатра, Моше сначала описал всю работу в общем плане, подобно тому, как упомянуто выше, сказав: «И всякий мудрый сердцем среди вас пусть придет и сделает все, что повелел Б-г: шатер и покрытие, и покрывало…» (35:10-11). И хотя об этом в Торе не рассказывается, Моше, безусловно, должен был подробно объяснить мастерам, выполняющим работу: «Сделайте шатер из десяти полос, каждая из которых должна быть такой-то длины и такой-то ширины» – и так по поводу каждой из деталей Шатра. И хотя об этом прямо не говорится, ясно, что Моше передал им все по порядку – ведь они выполнили каждую работу, как следовало.

А затем подробно, как и в первый раз, повторена вся проделанная работа: «И сделали все мудрые сердцем, исполнявшие работу, шатер…», «И сделали полосы из козьей шерсти…» (36:14), «И изготовили балки для шатра из прочных стволов акации…» (36:20) и т. д. …И сказано: «Сыны Израиля сделали все так, как Б-г повелел Моше…» (39:32). А также написано: «И осмотрел Моше все сделанное и увидел, что всю работу исполнили так, как Б-г повелел – в точности так; и благословил их Моше» (39: 43).

А после того как было завершено изготовление (Шатра), упомянуто о том, как все части шатра принесли к Моше. И написано: «Доставили шатер к Моше – шатер и все принадлежности его…» (39:33) – здесь подчеркивается мудрость мастеров, которые передали ему результаты своего труда в законченном виде. Ведь ни один из них не приносил Моше свое изделие до того, как была завершена вся работа, как написано: «И завершилась вся работа по сооружению шатра…» (39:32), – и только тогда все мастера, собравшись вместе, показали ее Моше по порядку. Сначала сказали ему: «Наш наставник, вот – шатер, а вот – его утварь», а затем: «Вот ковчег, вот его шесты» – и также все остальное. [Таким образом, первый раз все виды работ перечислены в главе «Трума» (Шмот 25:10-27-19), второй – в главе «Ки тиса» (31:6-11), третий – в главе «Ваягкель», перед самым изготовлением Шатра (35:10-20), четвертый – после его изготовления (36:8-38:20), а пятый – в главе «Пкудей», когда все части Шатра принесли к Моше (39:33-43) – прим. переводчика.]

И все части Шатра названы много раз из любви к ним – чтобы подчеркнуть их важность. Это показывает, что Творцу желанна эта работа – поэтому-то Он многократно говорит о ней в Торе, чтобы увеличить награду изучающим ее.

[В мидраше приведены слова Всевышнего, переданные Им через пророка Йехезкеля: «Неужели из-за того, что Мои сыновья пребывают в изгнании, возведение Моего Дома должно быть отменено?! Нет, изучение по Торе (устройства Храма) важно так же, как Его возведение. Скажи им: пусть они читают в <Письменной и Устной> Торе об устройстве Храма, а Я засчитаю им это в заслугу, как если бы они были заняты его возведением» (Мидраш Танхума, Цав 14). Необходимо отметить, что мидраш в первую очередь говорит о пророчестве Йехезкеля, но принцип этот относится ко всем описанным в Торе Храмам, в том числе и к Шатру Откровения.

В другом мидраше от имени Творца сказано: «Когда вы изучаете устройство Храма, вы как будто его возводите» (Ваикра раба 7:3).

Рав Залман Сороцкин поясняет, что, когда человек глубоко изучает устройство Шатра и Храма и постигает заключенные в нем намеки на строение высших миров, его охватывает жгучий стыд за грехи, из-за которых Храм был разрушен, – и это его раскаяние (тшува) приближает возведение Третьего Храма (см. Бе-торато ихгэ 9:3/2/).]

Редакция «Беерот Ицхак» выражает глубокую признательность переводчику раву Александру Кацу, редактору раву Цви Патласу и издательству «Пардес» за право пользоваться их переводом комментария Рамбана на русский язык. 


http://www.beerot.ru/?p=53281