«Если они перейдут с вами…» — Из комментариев Рамбана к недельной главе Матот

Дата: | Автор материала: Рамбан

3368

Недельная глава Матот

Сказано: «Если перейдут сыны Гада и сыны Реувена с вами через Иордан, …то отдайте им землю Гилад во владение» – ведь Моше пока еще не передал им всю страну Сихона и Ога, но только несколько городов в земле Гилад, в местах, наиболее пригодных для пастбищ. И это Атарот, Дивон и другие упомянутые здесь города – там были построены крепости, чтобы в них смогли разместиться их дети и скот, но большая часть земли оставалась пустой. И поэтому Моше заповедал Йеошуа и вождям колен: «Если ониперейдут с вами, то отдайте им эту землю в вечное владение. Но если они не захотят идти с вами, то отберите у них эту землю и изгоните отсюда их жен и детей, и дайте им подходящий для них надел в Кнаане, когда они [все же] перейдут туда и отвоюют себе землю».

[Первоначально каждое из двенадцати колен должно было получить надел в земле Кнаан, на западе от реки Иордан – в границах, обозначенных в Торе, как сказано: «Вот страна, которая достанется вам в удел, земля Кнаан по ее границам…» (Бемидбар, 34:2-12). Но после того, как сыны Израиля покорили царства Сихона и Ога, земли на восточном берегу Иордана также обрели святость Земли Израиля и стали ее неотъемлемой частью – ведь, согласно определению Рамбама, «Землей Израиля считаются земли, завоеванные под предводительством царя Израиля или пророка с согласия большинства еврейского народа». И хотя определение Рамбама относится только к территориям, завоеванным после того, как весь Кнаан уже стал собственностью народа Израиля, а царства Сихона и Ога были покорены раньше этого – тем не менее, это ограничение не касалось восточного берега Иордана: ведь он был завоеван именно ради того, чтобы стало возможным завоевание Кнаана (Рамбам, «Трумот», 1:2-3, Радваз; «Ор а-Хаим» к Бемидбар, 32:3). А следовательно, до того, как сыны Гада и Реувена обратились к Моше со своей просьбой, каждое колено должно было получить надел и в земле Кнаан, и в земле Гилад на восточном берегу Иордана. Но теперь, согласно объяснению Раши, сыны Гада и Реувена просили, чтобы в дополнение к той доле, на которую они наравне с другими коленами имели право в земле Гилад, они бы получили там добавочное пространство, равноценное их доле в Кнаане (Раши, Кидушин, 61б). Однако Рамбан и некоторые другие комментаторы утверждают, что добавочный надел в земле Гилад несравнимо превосходил надел, причитавшийся им в стране Кнаан.

А если бы сыны Гада и Реувена не выполнили поставленное Моше условие, то каждое из этих колен получило бы по одной из двенадцати долей в земле Кнаан и по одной из двенадцати долей в земле Гилад – но не получили бы дополнительную часть Гилада, как они об этом просили (Раши, Кидушин, 61б). А Рамбан считал, что даже если бы колена Гада и Реувена не приняли участие в завоевании всей земли Кнаан, все же свои наделы в этой земле они в любом случае должны были отвоевывать своими силами. Но другие комментаторы полагали, что сыны Гада и Реувена должны были получить надел в земле Кнаан, даже если бы они не выполнили условие и не участвовали в ее завоевании. Ведь именно эти два колена покорили большую часть земли Гилад, которая им так приглянулась, и они построили там города и загоны для скота (см. Бемидбар, 32:34-38) – и если бы эти колена не получили дополнительную долю в Гиладе, то при его разделе между другими коленами им полагалась бы компенсация за их воинский и поселенческий труд в виде надела в земле Кнаан (Ритва, Кидушин, 61а).]


http://www.beerot.ru/?p=27287