Обретение совершенства — Из комментариев Рамбана к недельной главе Бехукотай

Дата: | Автор материала: Рамбан

1605

Недельная глава Бехукотай

«И обращусь Я к вам, и плодовитыми сделаю вас, и увеличу вас, и установлю Мой завет с вами. И будете есть престарое, а старое перед новым убирать будете. И поставлю Обиталище Мое среди вас, и не отвергнет душа Моя вас. И ходить буду в среде вашей, и буду вам Б-гом, а вы будете Мне народом» (Ваикра, 26:9-12).

Написано: «И распложу вас» – у всех будут дети, и не останется среди евреев бесплодной или бесплодного. А затем добавлено: «…и размножу вас» – будет множество детей, и они не станут умирать при жизни родителей, а проживут свой полный век. И поэтому евреи станут многочисленным народом.

«И установлю обиталище Мое среди вас» – это Храм.

Эти всеобъемлющие благословения, предвещающие благодатные дожди, изобилие, мир и умножение народа, отличаются от кратких благословений, данных прежде, где сказано: «Он благословит хлеб твой и воду твою», а также: «И устраню Я болезнь из среды твоей» (Шмот, 23:25). Прежде Творец обещал, что благословение будет пребывать на пище и напитках, и благодаря этому у нас не станет болезней. Органы размножения будут совершенными и здоровыми, а, следовательно, на свет будет появляться крепкое потомство, которое проживет полный срок своей жизни, как написано: «Не будет выкидывающей и бесплодной (женщины) в стране твоей, число дней твоей жизни Я сделаю полным» (там же, 23:26). А еще раньше там сказано: «Я – Б-г, твой целитель» (там же, 15:26). И хотя осуществление всех этих благословений связано с чудесами, это – скрытые чудеса, о которых говорится во многих местах Торы, как я уже объяснял. Такие чудеса обещаны даже отдельному человеку, служащему Творцу. Ведь когда благочестивый человек выполняет все заповеди своего Б-га, Всевышний сохраняет его от болезней, бесплодия, бездетности и дарует ему полный срок доброй жизни.

Но благословения, приведенные в этой главе, относятся ко всему народу в целом. Они осуществятся, когда все в нашем народе станут праведными. И поэтому во всех этих благословениях упомянута «страна» или «земля» – «земля даст урожай свой» (Ваикра, 26:4), «и будете жить спокойно в стране вашей» (26:5), «и установлю Я мир на земле, …и изведу хищных зверей из страны, и меч не пройдет по стране вашей» (26:6).

И мы уже разъяснили, что осуществление всех этих благословений связано с чудесами. Ведь разве это естественное явление, что при соблюдении нами законов и заповедей Торы, осадки станут выпадать в нужные сроки, на земле установится мир, а в сердца наших врагов вселится такой страх, что сотня их станет убегать от пятерых евреев? И разве это природное явление, что на народ обрушатся несчастья из-за обработки земли в субботний год?! И хотя это – скрытые чудеса, при которых действие законов природы все-таки сохраняется, они станут явными для всего мира, потому что будут происходить постоянно. Ведь если Творец исцелит от болезни некого отдельного праведника и дарует ему долголетие, (это чудо не станет явным), поскольку иногда подобное происходит и с нечестивцами. Но когда в одной из стран благословенные дожди станут повсеместно лить вовремя, а у народа, населяющего эту страну, установится постоянное изобилие, мир и покой, когда обитатели страны будут крепкими и здоровыми, как нигде в мире, всем станет ясно, что «это пришло от Б-га». И поэтому написано: «И увидят все народы земли, что имя Б-га наречено на тебе, и устрашатся тебя» (Дварим, 28:10).

И вообще, когда сыны Израиля станут совершенными, то их жизнь не будет подчинена естественным законам – ни в отношении людей, ни в отношении земли, ни в отношении всего народа, ни в отношении каждого отдельного человека. Но Всевышний благословит их хлеб и воду, а также устранит от них болезни – так, что они не будут нуждаться ни во врачах, ни в каких-либо методах исцеления, как написано: «Я – Б-г, твой целитель» (Шмот, 15:26).

И так поступали праведники в эпоху пророков. Если некое прегрешение и вызывало у них болезнь, они обращались не к врачам, а к пророкам, как сделал, например, царь Хизкия во время своей болезни.

И мудрецы Талмуда говорили, что «людям не следовало бы прибегать к лечению, но они привыкли». [Брахот, 60а. Раши поясняет, что вместо этого необходимо обращаться к Творцу с молитвой об исцелении (там же). А в одной из древнейших книг по еврейской этике «Ховот а-левавот» («Обязанности сердец») объясняется: «(Человек должен) полагаться только на Б-га во всем, …и не присоединять к Нему никого другого, полагаясь разом и на Него, и на какое-то из Его созданий. …Вспомним, как Писание говорит о царе Асе, который, несмотря на свое благочестие, понадеялся на врачей: «В болезни своей он не искал Б-га, а лишь врачей» (Диврей а-ямим 2, 16:12). …Ведь известно, что, когда назначают двух или больше людей ответственными за одно и то же дело, это не имеет успеха, – тем более, когда кто-нибудь полагается на Б-га и еще на кого-то, кроме Него». («Ховот а-левавот», Шаар а-битахон 3) – здесь и далее – комментарии переводчика]

А если бы они не обращались к врачам, то человек бы заболевал в наказание за его грех и исцелялся бы, обретая благоволение Б-га. Но поскольку они «привыкли» к лекарствам и врачам, Творец оставил их на волю природных процессов.

Это и имеется в виду в высказывании мудрецов Талмуда, толковавших слова Торы וְרַפֹּא יְרַפֵּא («и лечением его вылечит»; Шмот, 21:19): «Отсюда учим, что врачу дается право лечить». [Брахот, 60а; Бава кама, 85а. Без этого прямого разрешения Торы мы бы могли заключить, будто действия врача противоречат воле Небес, ведь Творец наказал согрешившего человека болезнью, а врач его исцеляет.] Не сказано, что больному дано право обращаться к врачу. Но если уж больной, не относящийся к тем праведникам, которые при жизни причастны к вечности, обратился к врачу, поскольку «привык» к врачам, то врачу не запрещено лечить его. Врач не должен уклоняться от этого ни из опасения, как бы больной не умер в его руках – ведь врач – знаток своего ремесла – ни из-за того, что только Творец является подлинным целителем всего живого – ведь этот больной уже «привык лечиться».

[Комментаторы подчеркивают, что подлинное исцеление от болезни, действительно, приходит к человеку с Небес в ответ на его молитву о милосердии, как написано: «Я поражаю и Я исцеляю» (Дварим, 32:39). Но поскольку далеко не каждый удостаивается подобного подлинного исцеления с Небес, людям приходится прибегать к лечению, основанному на законах природы, ведь Всевышний заложил в человеческое естество такую возможность – на этом и основывается «право лечить», которое дается врачам. И раз уж человек обращается к врачу, тот обязан сделать все возможное для его излечения (Таз, Йорэ деа 336:1/1/).

Как указывают авторитетные законоучители, в наше время человеку вообще не следует полагаться на чудо, но он обязан вести себя в соответствии с общепринятым обычаем и обращаться к врачам. А если он уклоняется от этого, то его поступок близок к греху (Биркей Йосеф, Йорэ деа 336:2). Однако и в этом случае сердце больного должно быть обращено к Небесам, и ему необходимо осознавать, что на самом деле излечение приходит от Творца и молить о помощи, а не уповать только на такое-то лекарство и такого-то целителя» (Яд Авраам, Йорэ деа 336:1).]

Поэтому-то «если ссорятся люди, и один ударит другого камнем или кулаком, и тот …сляжет в постель» (Шмот 21:18), ударивший обязан оплатить лечение пострадавшего, ведь в имущественных законах Тора не полагается на чудеса.

А согласно сокровенному объяснению (аль дерех а-эмет) эти благословения связаны с высшими мирами, как я уже отмечал. Обещания Творца «И установлю Я мир на земле» (Ваикра, 26:6), «И не возгнушается душа Моя вами» (26:11), а также «И ходить буду среди вас» (26:12) – это все намеки на проявление Всевышнего, которое наши наставники называют שכינה (Шехина), как и написано: «И установлю обиталище Мое (מִשְׁכָּנִי) среди вас» (26:11). А мудрецы Талмуда говорят: «Шехина пребывает в Израиле». И в сборнике мидрашей «Берешит раба» сказано: «Основное пребывание Шехины было в нижнем мире». И вот для понимающих здесь упомянут и Ган Эден, и Грядущий мир.

Но все эти благословения осуществятся только после того, как весь народ Израиля станет выполнять волю своего Отца, – тогда все мироздание обретет совершенство. И нет в Торе более всеохватывающих благословений. Это те условия, на которых заключен союз между Святым, благословен Он, и нами.

Знай, что еще никогда народ Израиля не удостаивался этих благословений в полной мере – ни весь народ вместе, ни избранные единицы, так как заслуг для этого не хватало.

Поэтому-то наши наставники относят эти благословения к будущему, когда еврейский младенец станет играть с коброй, не боясь ее яда, а Святой, благословен Он, будет гулять с праведниками (по Ган Эдену). Пока это не сбылось, но сбудется, когда мы обретем совершенство.

Редакция «Беерот Ицхак» выражает глубокую признательность переводчику раву Александру Кацу, редактору раву Цви Патласу и издательству «Пардес» за право пользоваться их переводом комментария Рамбана на русский язык.


http://www.beerot.ru/?p=53699