Мужи Великого Собрания — Верховная духовная власть

Дата: | Автор материала: И. Гольденберг

2179
эпоха Второго Храма

Эзра и Нехемья заложили основы великого дела. Они внедрили Тору в народную жизнь, подчинили законам Священного Писания все житейские отношения еврейского народа. Постепенно Тора стала единственным источником, регулирующим все нормы еврейской жизни во всех сферах: духовной, нравственной, социальной, экономической, политической и семейной. Торжество Торы означало победу национального дела. Иудаизм не превратился в религию для избранных, не стал уделом священнослужителей, занятых лишь вопросами ритуального характера, а превратился в живую динамичную систему, охватившую все стороны жизни и деятельности еврея, что имело большое значение для последующей жизни народа. Тора стала стержнем всей жизни иудеев, она предохранила их от опасности растворения в языческой среде, защитила от судьбы, постигшей десять исчезнувших колен Исраэля.

Верховная духовная власть

В предыдущей беседе сказано, что еще в Вавилонском изгнании были созданы батей кнесет (молитвенные собрания, синагоги). Их деятельность не только сохранилась, но и расширилась, приобретя ряд новых функций после Вавилонского изгнания, в период Второго Храма. Бет кнесет существовал наряду с Храмом, не затмевая его.

Преобразования Эзры и Нехемьи расширили и углубили функции бет кнесета, его деятельность стала развиваться в двух направлениях, и в соответствии с ними он приобрел два названия: бет а-мидраш (дом учения) и бет а-кнесет (дом собраний).

Для того чтобы дело Эзры и Нехемьи могло устоять перед любыми испытаниями, необходимо было создать верховную духовную власть, которая занялась бы исследованием, разъяснением и проведением в жизнь правил и предписаний Священного писания.

К такой работе и были призваны представители самых широких кругов иудейского общества, которые на созванном Нехемьей в 3427/334/ году собрании подписали договор, то есть дали торжественную клятву соблюдать заповеди Святого Учения, не вступать в смешанные браки с язычниками и блюсти святость шабат. Всего было 84 члена первого Великого Собрания, поставивших свои подписи под договором. Правда, в Вавилонском Талмуде указано, что число их было 120, но, по-видимому, в данном случае имеется в виду число Мужей Великого Собрания, установившееся впоследствии.

Относительно прерогатив и функций Мужей Великого Собрания существуют различные мнения. Некоторые историки считают, что это был орган с доминирующими судебно-исполнительными функциями, некоторые видели в нем преимущественно законодательную институцию, а некоторые отождествляют Мужей Великого Собрания с советом старейшин. Большинство историков сегодня сходится во мнении, что Мужи Великого Собрания представляли собой верховный орган духовной власти, существовавший в Иудее со времен Эзры и Нехемьи и до войн Макабим, вспыхнувших при Антиохе Эпифане. Название «Великое Собрание» легко объяснить. В ту пору у евреев каждое собрание местного населения называлось кнесет. Место, где проходили собрания, называлось бет а-кнесет. Отсюда следует, что люди, представлявшие высшую духовную власть в стране, называются Анашей Кнесет а-Гдола — Мужами Великого Собрания. Великое Собрание пользовалось большим авторитетом. Не случайно эта институция называется не просто Великое Собрание, а Мужи Великого Собрания. В названии выделен личностный, чисто человеческий аспект, подчеркнуто уважение и авторнтет, которыми пользовались эти люди.

В начале трактата Авот/Пирке ав0т/ написано о преемственности передачи знания всей Торы: «Моше получил Тору на Синае и передал ее Йеошуа, а Йеошуа — старейшинам, старейшины передали ее пророкам, а пророки передали ее Мужам Великого Собрания». В первой мишне приведены три основных правила, которыми руководствовались Мужи Великого Собрания:

1. Будьте осмотрительны в судопроизводстве.

2. Умножайте число учащихся.

3. Делайте ограду для Торы.

В этих правилах указаны три главных направления деятельности Мужей Великого Собрания: судебное, воспитательное и религиозно-законодательное. Эти правила — руководство к действию для Мужей Великого Собрания.


  продолжение следует

Данная книга печатается ле-илуй нешама — для возвышения души — ее составителя, р. Ицхака Гольденберга

http://www.beerot.ru/?p=40451